Основы туристской деятельности. Лекция10.

Тема 4.10. Тактика похода

Определение тактики включает планирование (дневных переходов и преодоления конкретных препятствий) и действия в соответствии с планом или принятыми решениями, направленные на достижение спортивных, эстетических и других целей с соблюдением мер безопасности и в установленные сроки.

Следуя данному варианту определения понятия тактики, все мероприятия планирующего свойства и соответствующую им деятельность можно отнести к двум группам: план дневного перехода и план преодоления препятствия.

Планирование дневного перехода

Планирование дневных переходов происходит непосредственно на маршруте и заключается в ежедневной разработке графика движения и распорядка дня с учетом наиболее благоприятного времени преодоления препятствия и в выборе места бивака.

График движения вырабатывается исходя из запланированной протяженности предстоящего дневного перехода, характера рельефа местности и состояния погоды, а также средней скорости движения группы. Он заключается в определении:

  • количества и протяженности переходов;
  • потребного времени на движение, отдых и обеденный перерыв.

При этом учитывается следующее: первый переход должен быть самым коротким, а последующие - постепенно увеличиваться до оттренированной нормы (например, 3 км за 50 минут хода). Перед обедом и остановкой на бивак величина переходов уменьшается. Обеденный перерыв обычно назначается после половины дневного пути, а его продолжительность зависит от принятой в группе манеры довольствоваться холодным «перекусом» или горячим обедом (в безлесье и с установкой палатки).

Распорядок дня регламентирует всю деятельность группы от подъема до отбоя. Он вырабатывается с учетом:

  • времени, потребного группе от подъема до отбоя;
  • бюджета светлого времени суток;
  • благоприятного времени преодоления сложного препятствия.

Зная все эти данные, следует четко установить и довести до сведения участников время подъема дежурных и группы, завтрака, выхода, остановки на ночлег, ужина, отбоя, а при необходимости - и других мероприятий.

Потребность в корректировке графика движения возникает обычно при резком изменении погоды, непредусмотренном и усложненном характере естественных препятствий, усталости группы. Стремясь выполнить намеченный график, руководитель должен чувствовать состояние и настроение участников и реагировать на это разумными изменениями, не доводя ради престижных соображений до недовольства и конфликтных ситуаций.

Выбор места бивака - одно из важных каждодневных тактических решений, особенно при путешествиях в горных районах, где место ночлега должно выбираться, прежде всего, с учетом лавинной опасности и уж только потом - с учетом удобства расположения, наличия укрытий и «строительного» снега.

Место бивака следует начать выбирать на последнем переходе. Не беда, если оно найдется несколько раньше: всегда выгоднее встать в удобном месте и затратить меньше времени на устройство бивака, чем пунктуально выполнять дневную норму и потратить больше сил и времени на организацию ночлега в менее подходящем месте.

В конце дня необходимо подвести итоги и выработать план действий на следующий день. Нужно делать так, чтобы в его составлении принимали участие все члены группы, чтобы он не был проявлением воли только одного руководителя. Совершенно точно установлено, что «свой» план выполняется более желанно, без воздействия и понуждения со стороны.

План преодоления препятствия

Планируя дневной переход, мы определяем наиболее целесообразное время подхода к препятствию, которое бы позволило осуществить его преодоление в самых благоприятных и безопасных условиях.

Подойдя к препятствию, надо всесторонне и тщательно оценить обстановку (например, в зимнем походе, прежде всего, состояние и характер снежного покрова, условия видимости, силу ветра). Это должно подвести к принципиальному решению - преодолевать или обойти препятствие.

Приняв решение преодолеть препятствие, необходимо выработать конкретный план: выяснить наиболее опасные места; выбрать безопасный путь; определить способы страховки и самостраховки; наметить действия в возможных экстремальных ситуациях.

Решив обойти препятствие, надо выбрать безопасный путь и на видном месте оставить сообщение о причинах изменения маршрута и дальнейшем пути следования.

Ниже приводятся советы по организации режима и порядка движения в различных видах путешествий.

Пешее путешествие

Режим походного дня должен обеспечивать необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха. Режим переходов обычно состоит из 40-50 мин движения и 10 мин отдыха на малых привалах.

Хотя режим движения существенно зависит от района путешествия, сезона и других факторов, на первую половину дня обычно приходится большая часть дневного перехода, на что затрачивается от 3 до 5 ходовых часов. Рекомендуется раньше выходить на маршрут и раньше останавливаться на ночлег. В середине дня туристам необходимы продолжительный отдых и горячий обед. В холодную или дождливую погоду обеденный привал можно заменить коротким перекусом, но с горячим чаем из термоса.

Темп движения пешей группы определяется обычно условиями местности и погоды и позволяет проходить 3-4 км в час. В группе начинающих туристов руководитель похода должен задавать темп исходя из правила: равнение по темпу слабейшего. Если группа неоднородна по своему составу (что в принципе нежелательно), надо стараться уравнять силы туристов различной загрузкой рюкзаков, а также периодической посылкой более подготовленных участников вперед для ориентировки, разведки или выбора места привала.

Ритмичность движения - главное условие сохранения сил туристов и повышения их работоспособности. На хорошей дороге ритмичность выражается в постоянной скорости, а в условиях пересеченной местности - в постоянном количестве шагов за одинаковые отрезки времени. Для сохранения ритмичности работы организма на легких спусках шаг туриста удлиняется; на трудных участках и подъемах - укорачивается. При этом обычная скорость движения пешеходов на спусках будет увеличиваться до 5 км/ч или уменьшаться на подъемах до 1,5-2 км/ч.

Изменять ритм нужно плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3-5 мин до конца перехода. При непредвиденных внезапных остановках полезно минуту-другую «потоптаться» на месте в установившемся темпе, чтобы постепенно снять нагрузку с сердца и дыхательных органов.

Порядок движения походной группы. Туристы двигаются колонной по одному человеку. Впереди идет направляющий, который выбирает путь и следит за своевременными остановками на привалы. Замыкающим ставится также опытный турист. Его обязанность - помогать отстающим и никого не оставлять за собой. При отставании кого-нибудь он условленным сигналом (криком, свистом и т.п.) дает знать ведущему о необходимости внеплановой остановки или снижения скорости. Остальные участники группы на простых участках маршрута могут выбирать свое место в колонне произвольно.

На сложных отрезках пути слабых участников рекомендуется ставить сразу за направляющим или, еще лучше, через одного с более сильными туристами, чтобы последние могли оказать необходимую помощь товарищам. При движении по маршруту не допускается, чтобы туристы находились между собой дальше пределов зрительной или голосовой связи. На сложных участках дистанция не должна превышать 10 м.

Место руководителя в походной группе должно обеспечивать удобство управления группой и безопасность ее движения. Руководителю можно рекомендовать идти сразу за направляющим, время от времени, помогая ему находить дорогу и подсказывая правильные решения.

На сложных и опасных участках (переправа, болото, осыпь) руководитель сам проверяет их проходимость и не уходит вперед, страхуя туристов, пока вся группа не выйдет на легкий участок. Также он должен поступать при купании туристов в незнакомом водоеме, при посадке на транспорт и т.п.

Выбор пути движения в пешем путешествии определяется рельефом, растительностью и наличием троп. Открытые пространства лугов, невозделанных полей, а также небольшие перелески, чистые сосняки и другие легкопроходимые участки следует проходить по азимуту или ориентируясь на хорошо видимый дальний местный предмет - отдельно стоящее дерево, холм, строение и т.п. Густые леса с подлеском, пересеченный рельеф, заросли кустарника лучше пересекать по тропам, пусть даже несколько уклоняющимся от нужного направления.

Если маршрут проходит по тайге или лесу, где нет троп, то для движения следует выбирать путь вдоль рек. Особенно это необходимо в болотистой местности, где наиболее сухие почвы идут узкой полосой вдоль водотоков.

В залесенном среднегорье для движения обычно выбираются пологие гребни: там лучше ориентироваться, труднее заблудиться и главное, идти легче, чем внизу, в сумрачных ущельях. Выходя на открытые участки травянистых склонов, горных лугов, осыпей, для движения следует предпочитать выпуклые формы рельефа. Они безопаснее в смысле камнепадов, оползней и дают наиболее живописный обзор окружающей местности.

Лыжное путешествие

Режим дня в лыжном путешествии зависит от продолжительности светового дня, морозов и необходимости затрачивать больше, чем на пеших маршрутах, времени на разбивку лагеря и утренние сборы. В декабре - январе, а также в другое время года при низких температурах приходится отклоняться от обычного режима и выходить за маршрут не ранее 8-9 ч утра, а также сокращать малые привалы.

Темп. При движении по готовой лыжне общий темп определяется по скорости наиболее «тихоходного» лыжника. Следует избегать резких рывков: периодическое перегревание и охлаждение на морозе опасно для здоровья, а на маршруте далеко не всегда имеются условия, чтобы сменить и высушить промокшую от пота одежду. При движении по снежной целине темп группы определяется скоростью прокладки лыжни.

Порядок движения. При прокладке лыжни возможно несколько вариантов организации движения. Наиболее распространенные - с периодической сменой направляющего, которая происходит при значительной толщине снежного покрова через каждые 1-2 мин. Если тропить лыжню тяжело, а в группе есть слабые товарищи, то их следует расположить через одного и сменять сразу по два направляющих.

В большой группе целесообразно выделить специальную команду из наиболее сильных туристов для тропления лыжни. Можно, разбив группу пополам, организовать поочередное движение подгрупп: пока одна отдыхает на малом привале, другая прокладывает лыжню. Затем отдохнувшие туристы обгоняют товарищей, а те останавливаются на отдых.

Порядок движения на лыжном спуске должен обеспечивать безопасность группы и вместе с тем учитывать технические возможности каждого лыжника. Перед спуском руководитель определяет путь, очередность спуска туристов и намечает пункт сбора под склоном.

Если склон большой и закрытый, то спускаться надо по этапам с промежуточными остановками. Во избежание падения (довольно обычного для третьего - четвертого и последующих туристов, когда, их с резким торможением «выносит» по лыжне на целину) и для ускорения движения на безопасном склоне можно вести спуск на нескольких параллельных лыжнях.

Путь движения туристов в зимних путешествиях более прямой, чем в пеших или водных. Во многих случаях можно прокладывать путь напрямик через замерзшие болота и водоемы. Однако строить несложный поход только по азимуту не следует. Лучше воспользоваться любой попутной лыжней или удобной для передвижения санной дорогой. При отсутствии лыжни или дороги можно двигаться по просекам, редколесью, руслам рек. Следует помнить, что легче идти по менее глубокому снегу.

По лыжне в походах выходного дня даже начинающие туристы сравнительно легко проходят по 20‑30 км в день. При передвижении по снежной целине с преодолением естественных препятствий или в условиях сложной ориентировки скорость падает до 12‑15 км в день. Серьезно снижается темп движения в оттепель, а метель, резкое похолодание, сильный встречный ветер вообще лучше переждать. Поэтому до 1/3 всего времени в зимнем походе планируется как резервное и оставляется на непредвиденные задержки в пути.

При организации зимних путешествий в горной местности самое серьезное внимание должно быть обращено на лавинную опасность. Для начинающих туристов прохождение заснеженных склонов может быть рекомендовано только при гарантии их лавинной безопасности. В ином случае склоны следует обходить. Это следует учитывать при выборе пути и не планировать переходов через вогнутые формы рельефа - снегосборные воронки, лавинные лотки, под гребнями с нависающими карнизами и вообще по всем склонам, где имеется достаточное количество снега, находящегося в неустойчивом состоянии.

Лавиноопасными могут быть склоны крутизной от 15 до 60°, если глубина снега на них более 30 см. Находясь в такой зоне, туристам не следует выходить на маршрут при неблагоприятном прогнозе - резком потеплении или похолодании, падении давления, во время и в первые день-два после снегопада, метели, дождя, фена, при значительном ухудшении видимости.

Опасно преодолевать склон, если на нем или на аналогичных склонах наблюдаются следы свежих лавин, оползни или «снежные улитки». Следует отказаться от попытки преодоления гладких склонов крутизной более 25-30°, обильно покрытых рыхлых сухим снегом, лежащим на твердом месте. Опасно движение по освещенным солнцем и покрытым сырым снегом склонам. Сигналом возможного схода лавины является оседание снега с характерным звуком «у-ух», что свидетельствует о наличии глубинной изморози - слоя слабого сцепления.

Двигаться по склону нужно вверх или вниз по линии ската, помня, что вогнутые склоны наиболее безопасны в своей верхней части, а выпуклые - в нижней. Продольные углубления на склоне - кулуары и желоба - при невозможности их обхода рекомендуется преодолевать в самых узких местах и с надежной страховкой.

Направление движения должно выбираться с учетом укрытия от возможной лавины на каменистых гребнях, за камнями, деревьями. При прохождении склонов, где нет полной гарантии в их лавинной безопасности, необходимо поставить наблюдателя и оговорить сигнал предупреждения о лавине. Перед началом движения необходимо всем распустить лавинные ленты, застегнуть штормовки, предварительно заправив их в брюки, плотно застегнуть капюшоны; Рекомендуется также ослабить плечевые ремни рюкзаков и вынуть руки из темляков лыжных, палок. Дистанция между туристами при движении по лавиноопасному участку - не менее 100 м.

Двигаться в лавиноопасной зоне приходится с наибольшей скоростью. Вместе с тем руководителю нужно следить, чтобы туристы избегали резких поворотов на лыжах, падений - словом, всего, что может вызвать сотрясение склона.

Горное путешествие

Распорядок дня в горном путешествии обычно отличается тем, что «сдвинут» на час - два вперед по сравнению с распорядком пешего путешествия. Это связано с неустойчивостью погоды в горах (во второй половине дня она часто портится) и некоторыми специфическими опасностями горного рельефа. Так, ближе к полудню увеличивается опасность камнепадов, уменьшается прочность снежных мостов, раскисший снег становится труднопроходимым, а вздувшиеся реки - сложными для переправы.

В горном путешествии рекомендуется делать подъем в 4‑5 ч, а выход на маршрут в 6‑7 ч (на перевальных участках подъем нередко делают в 2‑3 ч ночи). Большой обеденный привал иногда приходится заменять часовым отдыхом с небольшим перекусом, но зато останавливаться и разбивать лагерь для ночлега надо в 14‑16 ч.

Режим движения на затяжных подъемах изменяется за счет более частых остановок на отдых: через каждые 30 мин подъема должен следовать пяти‑восьмиминутный привал. На крутых участках одно-двухминутные остановки (не снимая рюкзака) делают через 10‑15 мин подъема.

Темп движения в горах зависит от конкретного рельефа и уклонов: на подъемах он, как правило, явно замедленный, а на спусках по несложному пути - ускоренный.

Порядок движения. Строго в колонну по одному. При движении по крутымкамнепадным склонам, осыпям, моренам не допускается нахождение одних туристов прямо выше по склону над другими. Если иной порядок движения невозможен, следует двигаться вплотную друг к другу.

Выбор пути на горных маршрутах, как правило, определяется наличием троп, проложенных местными жителями или туристами. Иногда новички пытаются игнорировать эти тропы, что совершенно неправильно. Даже если с какого-то места подъема может показаться, что на перевал есть более короткий путь и тропа напрасно «крутит» лишние серпантины, все равно лучше верить в «умную» тропу. Кружной путь, как правило, оказывается самым экономичным и безопасным. Спрямлять изгибы тропы можно только на спусках, если уклон не очень велик.

При отсутствии троп в горной местности и при подходе к неизвестному перевалу надо организовать предварительную разведку для выбора наилучшего пути движения.

Схема движения на перевал летом. Несмотря на разнообразие местных условий, схема движения на перевал обычно бывает следующей: подход к перевалу по долине (предпочтительнее по склону южной экспозиции или по покрытому более редкой растительностью); траверсирование субальпийских и альпийских лугов и подъем по осыпям, причем для пути выбирают их «мертвые» участки с крупными камнями; выход на ледник (по концевой или боковой морене, по языку ледника и т.п.) и сравнительно пологий путь по леднику в обход ледопадов и трещин к снежному взлету или небольшой скальной стенке перевальной седловины.

Подъем на седловину по снегу или скалам производится, как правило, вертикально вверх, с обеспечением камнепадной и лавинной безопасности. Из скальных участков наиболее пригодны пологие ребра и контрфорсы.

Схема движения на перевал зимой. В зоне леса зимой туристам рекомендуется идти обычно по летней тропе, но при потеплении надо по возможности уходить на северный склон, а при похолодании - на южный.

При выходе из леса целесообразно придерживаться дна ущелья (русла реки). Если река не замерзла, то для переправы можно использовать снежные мосты, созданные упавшими ранее лавинами.

Подъем на ледник проводится прямо с его языка и ни в коем случае не под «бараньими лбами». Идя по центру ледника, лучше выбирать вогнутые места его поверхности и избегать выпуклых. Верхний цирк ледника преодолевают обычно посредине, при необходимости сняв лыжи и двигаясь прямо «в лоб».

Водное путешествие

Режим походного дня в водном путешествии зависит от конкретного маршрута, условий погоды и применяемых плавсредств. Например, путешествующим на плотах или открытых лодках во время сильного дождя лучше «сломать» режим и не выходить с ночлега до окончания дождя. В байдарочном походе по несложной реке, наоборот, можно рекомендовать выход на дневной переход и в ненастье, дождавшись лишь небольшого прояснения, чтобы собрать и уложить вещи в байдарки.

Возобновление дождя и даже переход его в обложной не страшны для туристов-водников, если они имеют надежные накидки, а байдарки - водонепроницаемые деки и фартуки. В этих условиях надо двигаться без обеда и выбирать место стоянки с расчетом на ночлег.

Понятно, что останавливаться надо раньше, так как поиски сухого топлива и приготовление ужина под дождем будут затруднены.

Сильно мешает туристам, сбивая темп движения, встречный ветер. При большой парусности судов ветер лучше переждать, сократив утренний переход и соответственно увеличив часть маршрута по «простой» воде вечером, когда ветер обычно утихает.

На режим походного дня влияют и световые условия: при плохой освещенности или низком положении солнца, светящего прямо в глаза, нельзя проходить пороги, шиверы и т.п. Преодоление этих препятствий надо переносить на более подходящее время суток.

Порядок движения. На лодках или байдарках путешествуют кильватерной колонной с дистанцией 30‑50 м между судами. При движении по узким рекам или при высокой скорости попутного течения дистанция увеличивается до 100‑150 м.

Препятствия в водном путешествии проходят, как правило, поочередно. При подходе к ним вперед выдвигается судно с наиболее опытным экипажем. За ним, не отдаляясь далеко от берега, чтобы можно было пристать, идут другие суда. В случае опасности экипаж впереди идущей лодки высаживается и с берега делает разведку пути.

Просмотр препятствия заключается в определении его характера, в выборе способа и порядка движения группы через преграду. Иногда для лучшей разведки водного потока в него сбрасывают контрольные буи (палки, бревна).

При сложном фарватере и незаметных с воды препятствиях на берегах полезно установить вехи или поставить «махальщиков», которые укажут экипажам проходящих судов направление поворотов. В случае необходимости ниже опасного места выставляются посты со спасательными средствами.

Линия движения в туристском плавании зависит от характера воды. На небольших равнинных реках, наиболее удобных для путешествий новичков, линией движения судов является главный поток. Здесь надо идти по глубоким местам, чтобы полностью использовать скорость течения и по фарватеру преодолевать различные препятствия.

На крупных речных артериях туристы должны соблюдать правила плавания по внутренним судоходным путям и держаться вблизи правого по ходу берега, чтобы не мешать движению крупных судов.

На быстрых и сложных реках (например, предгорных) надо строить линию движения так, чтобы направлять лодку с одного мыса на другой, придерживаясь внутреннего (по ходу) берега поворота, и пересекать фарватер на плесах. При подходе к крутым поворотам или препятствиям важно не оказаться в главном потоке, который может навалить лодку на прижим или затащить ее в высокие стоячие валы.

При плавании по открытым водным пространствам приходится постоянно учитывать возможность сильных ветров, больших волн, прибоя, а план переходов строить в зависимости от конкретных условий, не отдаляясь далеко от берега, чтобы всегда иметь возможность пристать к нему.

Прикрепленный файлРазмер
Тема 4.10. Тактика похода.pdf142.96 кб
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"