Основы туристской деятельности. Лекция 6. Часть 1

Тема 4.6. Снаряжение в пешем походе

Условия и характер туристских путешествий предъявляют к снаряжению целый ряд требований. Оно должно быть:

  • Легким.
  • Прочным.
  • Надежным.
  • Удобным в употреблении.
  • Снаряжение должно быть универсальным - позволяющим использование одного предмета для разных целей (спасательный пенопластовый жилет, например, как теплая одежда и коврик в палатку).
  • Снаряжение должно допускать взаимозаменяемость предметов при утере или поломке отдельных из них.


Снаряжение можно классифицировать по виду туризма:

  • для пеших путешествий;
  • для лыжных путешествий;
  • для водных путешествий;
  • для горных путешествий;
  • для велопутешествий;
  • для парусного туризма;
  • для конного туризма.

Личное снаряжение в пешем путешествии

Одежда.

По употреблению одежду можно поделить на:

  • Одежду, в которой заезжаем на маршрут и выезжаем с маршрута.
  • Одежду собственно для похода.
  • Одежду для сна.

В несложном летнем путешествии, если оно проходит не по северным районам, из шерстяных вещей достаточно иметь свитер (желательно с высоким расстегивающимся воротником) и носки, которые должны быть мягкими и хорошо облегать ногу, не образуя складок, поскольку рубцы, утолщения, небрежная штопка нередко становятся причиной наминов и потертостей. Сверху рекомендуется надевать еще и эластичные, предупреждающие попадание в шерстяной носок дорожной пыли, песка и мелких камешков, что вызывает раздражение кожи ног.

Брюки должны быть из плотной материи. Не желательна байка или ткань с начесом: одежда, сшитая из такого материала, тяжела, быстро намокает и долго высыхает. Для мужчин подходят джинсы, для женщин - бриджи (в сочетании с гетрами). Важно, чтобы брюки не сжимали ноги в коленях и не мешали широкому шагу. Особенно удобны легкие тренировочные костюмы.

Рубашка-ковбойка должна быть достаточно длинной, чтобы прикрывать поясницу, и расстегиваться сверху донизу. Для жаркого времени желательны шорты, купальный костюм, из белья - пара трусов и пара маек с коротким рукавом.

Наиболее распространенная верхняя одежда туриста - его своеобразная походная форма - это штормовой костюм, состоящий из капроновой куртки с капюшоном и штанов (рис. 1). Легкий капрон промокает в сильный дождь, но потом быстро сохнет на человеке, не говоря уже о сушке у костра, на солнце или ветре. Штормовой костюм должен позволять туристу свободно надевать его поверх другой одежды.

Рис. 1. Влаговетрозащитный костюмРис. 1. Влаговетрозащитный костюм

На случай непогоды обязателен плащ-накидка, который должен полностью укрывать от дождя туриста вместе с его рюкзаком. Если материалом для накидки служит сравнительно мягкая ткань (прорезиненный капрон, «серебрянка», болонья), можно использовать модель, в которой часть нашитой полукругом вторым слоем ткани и втянутый шнур образуют легко распускаемый капюшон (рис. 2а). Такую накидку удобно подстелить на влажную землю или накрыть ею сверху палатку. Из листового полиэтилена несложно сварить паяльником или утюгом «глухую» накидку-колокол (рис. 2б), капюшон которой при необходимости может быть сформирован с помощью отдельно надеваемой на шею резиновой ленты.

Рис. 2. Накидка от дождя: а - сшивная (1 - капюшон, 2 - втяжной шнур); б - сварная (сложена вдвое)Рис. 2. Накидка от дождя: а - сшивная (1 - капюшон, 2 - втяжной шнур); б - сварная (сложена вдвое)

Для ходьбы по мокрому подлеску могут понадобиться полиэтиленовая юбка или передник. Еще лучше иметь широкие легкие (на резинке) брюки из ткани болонья или каландрированного капрона.

В небольших прогулках, на радиальных выходах при разведке маршрута туристам может пригодиться поясная сумка, получившая у горнолыжников название «банан» (рис. 3). Эта сумка не стесняет движений и вмещает, например, легкий завтрак, запасные носки, солнцезащитные очки и накидку.

Рис. 3. Поясная сумка «банан»Рис. 3. Поясная сумка «банан»

Поясную сумку можно изготовить самостоятельно. Указанные заготовки сшивают изнаночной стороной наружу. Застежку «молния» следует пришить к заготовке верхней части до сборки сумки. В качестве материала для «банана» туристам (в отличие от горнолыжников, применяющих, как правило, «бананы» из кожзаменителя) рекомендуется использовать каландрированный капрон.

Для защиты от дождя и солнечных лучей туристу необходим головной убор. Надежно защищают от дождя шляпа типа рыбацкой «зюйдвестки», а от перегрева - легкая светлая шапочка с большим козырьком.

Обувь. В походе наиболее удобны туристские ботинки на профилированной подошве типа «вибрам». Выбирая обувь по ноге, надо стараться, чтобы кожа ботинка не давила сверху на пальцы и они могли свободно шевелиться. Ботинки должны быть настолько просторны, чтобы в них можно было вложить дополнительную стельку и надеть на ногу толстый носок, а при затянутой шнуровке они должны плотно облегать голеностопный сустав. В качестве сменной (запасной) обуви рекомендуются кроссовки. Использование кедов допустимо, если они взяты на размер больше обычной обуви, в них вложена толстая стелька, и они надеты на два (один - шерстяной) носка, в том числе и в жаркую погоду.

На несложных маршрутах можно носить и другую крепкую, но разношенную обувь на низком каблуке и рифленой подошве.

В период весенней распутицы и осенних дождей туристы берут с собой резиновые сапоги, а в походы I-III категорий сложности - болотные сапоги, в которых удобно переходить вброд реки.

На маршруте, где дождь не ожидается, но вместе с тем встречается много холодных неглубоких, требующих перехода вброд ручьев, весьма полезными могут оказаться обычные калоши. Размер калош должен позволять надевать их поверх туристских ботинок, предварительно надев на ботинки длинные пакеты из полиэтилена или бахилы из тонкого прорезиненного капрона. Для повышения прочности верх пакетов рекомендуется обшить тесьмой, оставив концы по 20-30 см для крепления к ноге или брючному ремню. Чтобы калоши не стащило потоком воды, их следует для страховки привязывать к ноге капроновой тесьмой. При пользовании полиэтиленовыми пакетами следует иметь запасную пару.

Рюкзаки. Рюкзак - необходимый предмет походного снаряжения, своего рода символ, объединяющий всех путешествующих. Удобный, красивый, легкий и вместительный рюкзак - мечта любого туриста. Такой рюкзак позволяет переносить груз при минимальных (для данного веса груза) затратах сил и энергии и, следовательно, служит повышению безопасности на маршруте. При конструировании и изготовлении снаряжения нет мелочей: даже яркая расцветка ткани не только радует глаз, но и снижает утомляемость, отвлекает от путевых тягот, облегчает наблюдение за туристами на маршруте.

Туристы используют рюкзаки двух основных типов: станковые и мягкие. Промежуточное положение между ними занимают рюкзаки, у которых спина фиксирована металлическими пластинами или пластинами из пенополиэтилена или пенополиуретана.

Перед тем как рассмотреть конструкцию мягкого рюкзака и пояснить целесообразность технических решений, сформулируем несколько основных принципов, которыми следует руководствоваться при разработке новых конструкций рюкзаков:

  • максимальное приспособление конструкции рюкзака к анатомическим особенностям конкретного человека;
  • максимальное снижение энергозатрат при переноске груза;
  • безопасность при движении на маршруте; модульность конструкции с учетом применения рюкзака (и его составных частей) в различных условиях;
  • возможность регулировки объема рюкзака без ухудшения его эксплуатационных характеристик; удобство укладки и извлечения вещей.

Сравним рюкзаки станковые и мягкие. При укладке станкового рюкзака легко обеспечить высокое расположение центра тяжести. Это достигается тем, что емкость (или еще удобнее - несколько раздельных емкостей) фиксирована на конструкции станка. Между спиной и емкостями остается воздушный промежуток, в котором размещены элементы станка и опорные ленты, что позволяет обеспечить вентиляцию спины, но увеличивает плечо опрокидывающего момента.

Большинство станковых рюкзаков имеют недостаточную емкость для продолжительного похода IV-V категории сложности. Их трудно поднимать с помощью веревки на крутых скальных и ледовых склонах. Следует также отметить, что вес самого станка (0,8-1 кг) ложится на плечи туриста «мертвым» грузом, так как дополнительного способа использования станка (в качестве, например, бивачного или страховочного снаряжения) найти пока не удается.

Достоинством станкового рюкзака можно считать меньшую требовательность к аккуратности укладки груза. Но так можно поступать, когда груза немного. Целесообразность применения станка несомненна при транспортировке крупногабаритных грузов (коробки, ящики) при организации забросок в больших экспедициях.

Мягкие рюкзаки при рациональной конструкции в части энергозатрат не отличаются от станковых, но имеют достаточный объем и более удобны при работе на сложном горном рельефе.

В конструкции использован модульный принцип. В зависимости от ситуации на маршруте емкость рюкзака может значительно меняться: от минимальной, когда используется только сам рюкзак, до максимальной, когда используются тубус-удлинитель, съемный клапан и карманы.

Следует пояснить выбранный способ изменения объема. Размеры основной емкости (самого рюкзака) выбираются оптимальными. Увеличение емкости в высоту обеспечивается тубусом-удлинителем, однако это возможно до определенного предела: слишком высокий рюкзак затрудняет поддержание равновесия при движении. Широко распространен другой способ изменения объема рюкзака - увеличение или уменьшение его толщины с помощью боковой шнуровки. Увеличение толщины приводит к тому, что центр тяжести рюкзака удаляется от линии спины и при этом увеличивается опрокидывающий момент. Таким образом, больший груз приходится нести при худшем распределении нагрузок. Логичное решение - увеличить ширину рюкзака за счет съемных боковых карманов большого объема.

Прежде чем подробно рассмотреть конструкцию рюкзака, следует отметить, что такой рюкзак необходимо укомплектовать ковриком из пенополиэтилена толщиной 15-20 мм, имеющим размеры спины рюкзака. Коврик, уложенный в рюкзак, превращается в полужесткий каркас, прекрасно формирующий укладку. Этот коврик, более жесткий, чем поролоновый, не впитывающий воду, позволяет уложить почти вплотную к спине (как в станковом рюкзаке!) наиболее тяжелые предметы (молоток, кошки, карабины, крючья, банки с консервами) и тем самым максимально приблизить центр тяжести рюкзака к спине. Иногда для коврика предусматривается специальный карман - кусок материала, пришитый вдоль спины рюкзака, что позволяет вынимать и вставлять коврик, не разбирая укладки.

Кроме коврика из пенополиэтилена, рюкзак полезно укомплектовать вкладышем и чехлом. Вкладыш представляет собой мешок из тонкого прорезиненного капрона размером немного больше рюкзака. Перед укладкой вкладыш вставляют в рюкзак, что гарантирует всему грузу защиту от воды и снега. Чехол - это мешок из тонкой дешевой ткани с отверстиями для лямок. В этот мешок рюкзак убирают, чтобы предохранить его от загрязнения при длительной транспортировке на самолете или автомашине.

Съемный клапан имеет прямоугольную форму, закрывается на застежку-«молнию». Юбка клапана, в нижней части которой пропущена резинка, закрывает верхнюю часть рюкзака. Клапан пристегивается к затяжным ремням рюкзака или надевается на затяжные ремни. Таким образом, при любой укладке рюкзака клапан находится сверху и позволяет регулировать центровку рюкзака (клапан можно сдвинуть почти вплотную к голове). На клапане делается карман на «молнии», доступ к которому удобен даже при отдыхе сидя на рюкзаке. На подъездах, в поезде, в самолете клапан обычно снимается и служит в качестве сумки.

Съемные карманы используются в случае необходимости как дополнительные емкости. Для крепления к рюкзаку ремни кармана пропускают последовательно под полосками тесьмы, пришитой на рюкзаке и на кармане, и фиксируют пряжкой на кармане. Длинная «молния», обеспечивающая удобную укладку карманов, располагается со стороны рюкзака, что защищает ее от повреждения и уменьшает нагрузку. Такой карман - готовый маленький рюкзак для разведки или радиального выхода.

Грузовой пояс служит для перераспределения части нагрузки на бедра. Пояс может быть составной частью рюкзака или съемным. Он должен быть широким (60-100 мм) и достаточно жестким, чтобы не сминаться. На пояс можно пришить (или надеть) небольшие карманы - «бананы»; в таком кармане очень удобно переносить небольшой фотоаппарат.

Внимание! Пряжка грузового пояса должна расстегиваться быстро, одной рукой и без особых усилий.

Рюкзак (основная емкость) должен иметь прямоугольное сечение, расширяющееся кверху. Вертикальные швы помогают при укладке груза придать рюкзаку оптимальную форму, близкую к прямоугольной. К рюкзаку пришит тубус-удлинитель, который затягивается шнуром, сам рюкзак тоже затягивается шнуром. На тубусе пришивают две - четыре пары накладок, через которые при необходимости пропускают затяжные ремни.

Спальные принадлежности. В несложных путешествиях хорошо зарекомендовал себя спальный мешок-одеяло. Особенно удобен легкий, раскладывающийся, как одеяло, спальный мешок на застежках «молния».

Начинающие путешественники, боясь ночного холода, иногда спят в спальном мешке одетыми. Это негигиенично и к тому же не приносит желаемого результата. В мешке надо спать раздетым. В прохладные ночи на себя надевают тельняшку, тренировочный костюм, а другой одеждой накрывают мешок. При переноске в рюкзаке спальный мешок должен находиться в водонепроницаемой упаковке (например, в полиэтиленовом мешке).

«Мелочи» личного снаряжения. Дополнительно отметим, что в туалетные принадлежности полезно включить небольшую жесткую щетку для рук и одежды. Чтобы мелкие вещи не рассыпались в рюкзаке, сшейте заранее несколько мешочков разных размеров. Такие же чехлы пригодятся для белья и посуды.

Позаботьтесь о непромокаемой упаковке для документов, картосхем. Для этого можно использовать мешочки из полиэтилена или прорезиненного капрона.

В путешествии никогда не помешает запасливо прибереженная сухая растопка, необходимы аварийные спички во влагонепроницаемой упаковке. Такой упаковкой могут служить закрытая пробкой гильза из-под охотничьего патрона, алюминиевый патрон от фотопленки или лекарств, заклеенный пластырем, изоляционной лентой, тонкой резиной, слоем расплавленного парафина.

Из спичек наиболее удобны ветростойкие, известные в продаже как «охотничьи». Они горят даже в сильный ветер и дождь.

В качестве шнурков лучше использовать тонкий капроновый шнур: он не рвется, а заплавленные над свечой концы отлично входят в отверстия шнуровки на обуви.

Посуда предпочтительна эмалированная или полиэтиленовая. Исключение можно сделать для алюминиевой миски (для приготовления жареной пищи на костре), а также плоского алюминиевого котелка с крышкой и ручкой. Из ложек удобны деревянные, но надо помнить, что при небрежном отношении они легко колятся. Поэтому возьмите как запасную и алюминиевую.

Не забудьте взять складной нож, привязав его за шнурок к поясному ремню. Для путевых записей рекомендуется иметь записную книжку (полевой дневник) в твердом переплете и простой карандаш.

Не следует брать в несложное путешествие палку (альпеншток, посох). Лучше, если руки путешественника будут свободными. Если же маршрут проходит по пересеченной местности или у вашей палатки нет разборных стоек, тогда стоит взять с собой легкую палку длиной не менее палаточной стойки.

Особенности личного снаряжения в горном путешествии

Дополнительно к набору личного снаряжения для пешего путешествия в несложный горный поход обычно берут альпеншток, второй свитер, лыжную шапочку, репшнур, хлорвиниловую трубку для питья воды, брезентовые рукавицы, третью - четвертую пару шерстяных носков.

Если в путешествии предусмотрено преодоление снежно-ледовых перевалов, вместо альпенштока следует взять ледоруб и, кроме того, альпинистский карабин, пояс, лавинную ленту, марлевую повязку для защиты от чрезмерной инсоляции, шерстяные перчатки. Обязательны темные защитные очки, причем их фильтры непременно должны быть стеклянными, так как пластмасса практически не задерживает ультрафиолетовые лучи.

Вместо обычных штормовых брюк (если не предстоит многодневный переход по снегу) можно использовать короткие, застегивающиеся под коленями брюки, в сочетании с толстыми шерстяными гетрами.

Для защиты ног от ветра и холода можно самостоятельно изготовить легкие брюки «самосбросы» из каландрированного капрона. Они быстро, сохнут, не обмерзают, на них не налипает снег. Вставленные по бокам на всю длину застежки «молния» позволяют снимать и надевать брюки не снимая обуви.

Вместо штормовой куртки иногда берут куртку-анорак из плотного парашютного капрона. Из обуви хороши высокогорные ботинки на подошве «вибрам». Твердый носок и каблук ботинка помогают выбивать ступени в фирне, предохраняют ноги от ушибов камнями. Ботинки обычно подбирают на один номер больше, чтобы их можно было надеть на две пары шерстяных носков. Вес ботинок от 1,8 до 2,5 кг. Для защиты ботинок и носков от снега используют бахилы типа «фонарик» - матерчатую трубу с резинками на концах (рис. 4).

Рис. 4. Бахилы типа «фонарик»: 1 - клин, закрывающий шнуровку; 2 - крючок; 3 - резинка; 4 - резинка или шнурокРис. 4. Бахилы типа «фонарик»: 1 - клин, закрывающий шнуровку; 2 - крючок; 3 - резинка; 4 - резинка или шнурок

Особенности личного снаряжения в водном путешествии

Личное снаряжение туриста-водника в несложном походе почти не отличается от снаряжения пешего туриста. В качестве основной обуви туристы-водники вместо ботинок часто используют кроссовки и кеды. Рекомендуется иметь также резиновые сапоги. Удачным вариантом облегченных сапог являются самостоятельно сшитые из прорезиненной ткани брюки-сапоги типа колготок.

Для предупреждения потертостей рук при работе с веслами или на постройке плота необходимы нитяные перчатки и брезентовые рукавицы.

Обязательны индивидуальные спасательные средства. Самостоятельно спасательный жилет можно сделать из прочной ткани, обшитой по краям капроновой тесьмой. В карманы на груди и на спине вкладываются покупные надувные резиновые подушки, карманы зашиваются. При этом объемы правой и левой частей жилета должны быть одинаковыми, объем спинной части должен быть меньше объема грудной части. Общий объем камер спасательного жилета должен быть не менее 8-10 л для похода I категории сложности, не менее 16 л для остальных походов и не менее 22-25 л для особо сложных и опасных походов. Жилет должен иметь прочный паховый ремень, удерживающий его от срыва с туриста через голову. Каждый член группы обязательно должен иметь спасательный жилет. Это относится и к маршрутам выходного дня.

Если на маршруте встречаются достаточно сложные или опасные препятствия, у туристов должно быть снаряжение, надежно защищающее от воды, сырости, холода, камней. Это гидрокостюм (или брюки), надетый на шерстяные вещи, и шлем-каска (предпочтительно хоккейный). Еще надежнее защитно-спасательный комплект, который состоит из спасательного жилета и защитных элементов из пенопластовых деталей, укрепляемых в районе плеч, локтей, голени, коленей. Каждый турист должен иметь нескладной нож в чехле.

Особенности личного снаряжения в лыжном путешествии

Одежда и обувь. Желательно, чтобы зимняя одежда туриста была теплой, защищала от ветра, не стесняла движений, сохраняла теплоизоляционные свойства в увлажненном состоянии.

Особенность одежды для лыжного маршрута - большое количество шерстяных вещей: тренировочный костюм, лыжные брюки (плотные без начеса), рейтузы, плавки, носки; одна смена нижнего белья также должна быть шерстяной (так называемое «егерское» белье). Надо иметь шерстяную лыжную шапочку и подшлемник, лицевой вырез штормовки желательно обшить мехом.

Размер штормового костюма должен быть на один-два номера больше обычного, чтобы можно было надевать его поверх теплой одежды. Просторной, с широкими проймами рукавов должна быть куртка-анорак из болоньи или каландрированного капрона (рис. 5).


Рис. 5. Ветрозащитная куртка типа «анорак»: 1 - оторочка капюшона ворсистым мехом; 2 - молниевая застежка; 3 - нагрудный карман; 4 - накладная планка; 5 - заделка обшлага рукаваРис. 5. Ветрозащитная куртка типа «анорак»: 1 - оторочка капюшона ворсистым мехом; 2 - молниевая застежка; 3 - нагрудный карман; 4 - накладная планка; 5 - заделка обшлага рукава

Для привалов рекомендуются легкие чуни из меха или с синтетическим утеплителем с верхом, стянутым резинкой, и теплая куртка (костюм) из пуха, меха или синтетических материалов типа нитрон, синтепон.

Многие туристы делают утепленные костюмы самостоятельно. Куртка костюма делается из трех слоев: верха из капрона, подкладки (из любой подкладочной ткани) и чехла из перкали или каландрированного капрона. Чехол заполняется гагачьим, утиным, гусиным пухом, а также нитроном, синтепоном. Выкраивается он по размерам верха. Двойные детали чехла прострачиваются через каждые 10-15 см и равномерно заполняются наполнителем с толщиной слоя 1-1,5 см. Расход наполнителя - 500-800 г.

Куртка может быть на «молнии», кнопках или с двойной застежкой. Для удобства движения рукава имеют цельнокроеные ластовицы и втачиваются в открытые проймы. Манжеты - из трикотажа.

Капюшон может быть пришивным или пристегивающимся. Под кнопки (со стороны подкладки) желательно вставить прокладку.

Полукомбинезон костюма состоит из брюк с нагрудником, спинки и бретели. Брюки застегиваются на «молнии» в среднем шве передних половинок и в боковых швах. Так же, как и куртка, они имеют два слоя ткани и чехол с наполнителем массой 300-400 г.

На случай сильных ветров следует иметь ветрозащитную маску (рис. 6). Материалом для нее могут служить шерстяной ватин, фланель, байка. Между маской и лицом должна быть воздушная прослойка. Помимо обычной овальной формы маски среди различных вариантов может быть использована конструкция, которая позволяет предохранять маску от обледенения, а защитные очки - от запотевания. Эта маска выкраивается с учетом формы носа и армируется тонкой стальной проволокой, зашитой между двумя слоями фланели или байки. Трубчатые капроновые «усы» предназначены для отвода теплого воздуха от лица при выдохе. Крепление масок на голове - с помощью резиновых лент.

Рис. 6. Ветрозащитная маскаРис. 6. Ветрозащитная маска

Обязательны в лыжном походе бахилы. Они защищают ботинки от снега и увлажнения, способствуют сохранению тепла ног.

Наиболее простая конструкция - мешок из легкого брезента длиной около 45-50 см и шириной 30-35 см. Из авизента и капрона можно сшить аккуратные бахилы в форме сапожек (рис. 7). Чтобы бахилы не рвались, места, трущиеся о металл креплений, а также по подошве следует обшить прочной капроновой лентой.

Рис. 7. Бахила в форме сапожкаРис. 7. Бахила в форме сапожка

Еще более надежны бахилы, изготовляемые из резиновых калош и капроновых голенищ. Они предохраняют лыжную обувь от намокания во время оттепели и при работе у костра, а также позволяют туристам уверенно двигаться без лыж по каменистым и ледовым участкам. Голенище пришивается к калоше капроновыми нитками, затем шов обрабатывается резиновым клеем.

Чтобы калоши не затрудняли вентиляцию лыжной обуви, их можно сверху обрезать, вставив выше подошвы лишь полосу в 2-3 см. Изоляционные качества бахил значительно улучшатся, если уменьшить площадь соприкосновения их с лыжной обувью. Для этого можно, например, пришить к бахилам два (по линии шнуровки и кольцевой, на 1 см выше рантов) внутренних кармана, в которые вставляют пластинки из не впитывающего влагу и сохраняющего эластичность при низких температурах пенополиэтилена.

Лыжные ботинки должны иметь высокий верх, широкий носок и быть большой полноты. Их берут на два номера больше обычной обуви и надевают на две-три пары шерстяных носков. В ботинки кладут толстые (можно меховые) стельки. Рукавицы рекомендуется связать тесьмой, которая протягивается через рукава штормовки, или пристегивать петлями к пуговицам, пришитым к рукавам штормовки.

Лыжи. Наиболее удобны широкие (7-9 см) туристские лыжи. Подбирают их по длине, равной росту туриста, плюс 10-15 см. Если лыжи беговые, узкие, их подбирают так: носок поставленной вертикально лыжи должен доставать до запястья вытянутой вверх руки. Более точно (учитывая разность в комплекции людей) длина таких лыж может быть определена цифрой, которую получают, если к росту человека в сантиметрах прибавить половину его веса в килограммах. Для походов по пересеченной местности следует выбирать более короткие лыжи.

В горах или при движении по крепкому насту хороши окантованные лыжи типа «Бескид» с деревянной скользящей поверхностью. Палки к ним рекомендуются металлические. Также металлическими с кожаной оплеткой должны быть кольца палок.

Обычно используются полужесткие крепления, желательно с тросиком (так называемые универсальные) (рис. 8).

Рис. 8. Правильное положение «лягушки» и начальное натяжение тросика универсальных крепленийРис. 8. Правильное положение «лягушки» и начальное натяжение тросика универсальных креплений

Из самодельных хорошо зарекомендовали себя крепления конструкции Н. Николаева. Они состоят из натяжного устройства в виде изогнутой пластинчатой пружины и капронового шнура. Жесткость пружины должна быть в пределах 5-7 кг/мм. Оптимальная сила ее натяжения подбирается практически: ботинок должен вывертываться из креплений поворотом ноги без болезненных ощущений в голеностопном суставе. В то же время натяжение шнура должно плотно фиксировать ботинок в щечках, обеспечивая уверенное положение лыжника при поворотах и при движении по склонам.

Пластинчатая пружина может с успехом использоваться в сочетании с любыми креплениями промышленного образца. В этом случае она шарнирно соединяется с пластинкой, которая привинчивается шурупами к лыже. Шнур крепится к пластине пружины с помощью узлов. Один конец его продевается в отверстие и завязывается, а на другом, почти вплотную друг к другу, навязываются три-четыре узла. Этим концом (в промежутки между узлами) шнур продевается в вилку пружины, чем и достигается регулировка натяжения шнура.

Для удержания шнура в нужном положении служат «ушки», прикрепляемые к лыжам, а еще лучше - к щечкам креплений. Они должны иметь закругленную форму и быть тщательно зачищены от заусенец и шероховатостей, что предохраняет шнур от перетирания. Простота изготовления этого крепления сочетается с легкостью его регулировки, удобством использования с бахилами и быстротой замены шнура.

В лыжных путешествиях, хотя бы частично проходящих по горному рельефу, необходим набор противолавинного снаряжения: лавинная лопата и ярко окрашенная лавинная лента длиной не менее 10 м.

Кроме того, желательно провести модернизацию лыжных палок, чтобы в случае беды их легко можно было превратить в лавинные щупы. Для этого с металлических палок снимают рукоятки и в одну палку вставляют втулку, а в другую - болт, затем опять надевают на них рукоятки. Конусные палки сначала следует распилить у рукояток и укрепить в местах распила втулку и болт. Из двух лыжных палок (кольца несложно снять на месте) при необходимости получается щуп длиной 230-250 см.

В безлесных или горных районах все туристы должны иметь солнцезащитные очки, а если планируются ночлеги на открытых местах, - то и пилы-ножовки с пистолетной ручкой для работы со снежными блоками. Обязательны коврики для изоляции спящих туристов от снега.

Прикрепленный файлРазмер
Тема 4.9. Стратегия похода.pdf103.59 кб

Спасибо,

Спасибо, полезная информация, особенно для таких новичков как я.
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"