Основы туристской деятельности. Лекция 8. Часть 1

Тема 4.8. Топография и ориентирование на местности

Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа. Ориентирование при передвижении по незнакомой местности состоит в определении расстояний и выдерживании нужного направления маршрута.

Способность человека оценивать на глаз расстояния до окружающих его предметов и размеры предметов называется глазомером.

Точность определения расстояния глазомером весьма различна. На дистанции в 1 км и более ошибки достигают 50 % и больше, на малых дистанциях они значительно меньше, а у людей опытных не превышают 10 %. При этом относительные расстояния (ближе, дальше, выше, ниже) глаз оценивает гораздо точнее, чем абсолютные.

Величина ошибок при определении расстояний невооруженным глазом характеризуется данными таблицы 1.

Таблица 1

Дитстанции в км.

Ошибка в %

Ближние (до 0,5)

10

Средние (от 2 до 4)

До 20

Большие (свыше 4)

До 40-50

У каждого человека существуют присущие лишь ему особенности различения предметов. Их необходимо выяснить путем личных наблюдений. Умение глазомерно оценивать расстояния по показателям видимости отдельных предметов приобретается путем использования индивидуальных особенностей видимости, которые устанавливаются следующим образом.

Наблюдатель определяет на глаз различные расстояния. Степень уменьшения предметов по высоте в зависимости от расстояния показана ниже.

Расстояние в м

100

200

300

400

500

.

Степень уменьшения

1:1

1:2

1:3

1:4

1:5

и т.д.

При этом учитывается влияние перечисленных выше факторов на видимость предметов. Затем установленные глазомерно расстояния проверяются по карте или непосредственно измерением шагами и определяется величина погрешности. Такие определения расстояний и их проверка повторяются в различных условиях видимости до тех пор, пока наблюдатель не приобретет соответствующих навыков оценки всех расстояний, при которых ошибка не превышает 10 %.

Установленные особенности видимости окружающих предметов наблюдатель заносит в памятку расстояний, с которых он начинает их различать (табл. 2).

Таблица 2

Предметы

Факторы, влияющие на видимость

Предмет становится видимым с расстояния в м.

цвет

освещенность

возвышение над горизонтом

время суток

наличие водного пространства

прочие факторы

.

.

.

.

.

.

.

.

Памятку надо постоянно проверять, корректировать и пополнять новыми данными, которые помогут точнее определить расстояния.

Полезно отмечать в графе «Прочие факторы» атмосферные явления, при которых ведется наблюдение, пользуясь приведенными условными обозначениями, принятыми в метеорологии.

Глазомер - индивидуальная способность человека, которую можно развить путем постоянных и терпеливых упражнений.

Житель равнины неплохо оценивает расстояние на ровном месте, но делает грубые ошибки в горах и на море. Горожанин часто теряется, когда ему надо определить расстояние в естественных природных условиях. Для развития глазомера надо в разных условиях местности, в разную погоду упражнять свой глаз в определении расстоянии, сравнивая результаты с показателями расстояний, измеренных каким-либо точным приемом (прибором или по карте). В развитии глазомера огромную роль играют туризм, альпинизм, охота, различные спортивные игры: футбол, хоккей, теннис, городки, баскетбол, волейбол и другие виды спорта.

Чтобы уметь правильно ориентироваться, необходимо овладеть навыками быстрого и наиболее точного выбора главного ориентира (объекта местности, выделяющегося на окружающем фоне), определения простейшими способами расстояний и размеров наблюдаемых предметов, используемых для ориентирования. Рассмотрим некоторые из этих способов.

Определение расстояний

  1. Измерение шагами. Многие при ходьбе делают настолько одинаковые шаги, что они могут служить единицей измерения расстояний.

Если приучить себя считать не отдельные шаги, а через два шага на третий, производя счет переменно под правую и левую ногу, то пройденное расстояние просто переводится в метры. Некоторые считают шаги не тройками, а парами. Постоянно упражняясь, можно привыкнуть считать шаги в уме почти механически.

После каждой сотни троек шагов счет начинают снова из-за сложности повторения больших трехзначных чисел. Для облегчения запоминания пройденных сотен троек шагов прибегают к последовательному загибанию пальцев, перекладыванию спичек из одного кармана в другой, отметкам на бумаге или другим средствам.

Для получения наиболее точных результатов измерения расстояний необходимо проверить длину своего шага, узнать так называемую цену шага. Проверку лучше производить на шоссейной дороге с километровыми столбами. Расстояние между ними проходят несколько раз и выводят среднюю величину шага.

Пусть, например, на 1000 м среднее количество шагов оказалось равным 450 тройкам.


Тогда

Каждые 9 троек шагов считаем за 20 м, т.е. в 100 тройках шагов заключается приблизительно 222 м.

Обыкновенно длина шага равна половине человеческого роста, считая до уровня глаз, т.е. в среднем 0,7‑0,8 м.

Точность измерения расстояний шагами зависит как от характера рельефа местности, так и от опытности наблюдателя. На ровной местности шаги почти одинаковы.

В среднем можно принять, что ошибка в измерении отрезка пути шагами составляет около 0,02 пройденного расстояния. При этом надо стараться делать ровные шаги, не уклоняться в сторону от намеченного направления и не топтаться на месте.

Расстояния можно измерять и временем, затраченным на ходьбу или езду. Для этого нужно заметить количество часов или минут, необходимых для прохождения или проезда известного расстояния.

Человек проходит в час столько километров, сколько делает шагов в 3 сек(при шаге длиной 0,83 м).

Шагом человек и лошадь проходят около 5-6 км/ч; рысью лошадь пробегает 12‑15 км/ч.

Проходимость местности обусловливается рельефом, почвенно-грунтовым и растительным покровом, гидрографической сетью, путями сообщения, а также временем года и состоянием погоды.

Вдоль железнодорожного полотна нередко встречаются косые дощечки с дробной надписью. Это уклоноуказатели, показывающие числителем дроби размер уклона (например, 0,003 или 0,005 указывает, что путь поднимается (если вверх) или опускается (если вниз) на 3 или на 5 мм на каждую 1000 мм),а знаменателем - протяженность уклона (150 или 200 - уклон идет на протяжении 150 или 200 м). Читая дроби, можно легко сосчитать пройденное расстояние и вычислить разность высот двух соседних точек пути. Для данных величин разность высот составляет

и

Следуя вдоль железнодорожного пути и учитывая знаки уклоноуказателя, можно ориентироваться не только в пройденном расстоянии, но и вычислить, на какую высоту в общей сложности пешеход поднялся или опустился на местности.

Уклон местности под ногами начинает ощущаться, когда он превышает 2,5°.

2. Измерение по видимым деталям предметов.Наблюдая человека с разных расстояний, легко заметить, что по мере его удаления отдельные подробности одежды, лица, фигуры делаются для наблюдателя неразличимыми, а затем исчезают. Видимость деталей меняется в зависимости от времени суток, состояния погоды, яркости фона и самого предмета. Так, например, в сумерки, в дождливый день в тени леса все предметы кажутся дальше и, наоборот, в ясный солнечный день на открытой местности - ближе.

Для распознавания предметов при нормальном зрении и хороших условиях видимости можно руководствоваться таблицей расстояний различимости предметов, составленной по многолетним наблюдениям (табл. 3).

Таблица 3

Наименование предмета

Расстояние (в км.)

Большие башни, церкви, элеваторы

16-21

Населенные пункты

11

Крупные здания

9

Заводские трубы

6

Отдельные дома

5

Окна в домах без переплетов

4

Трубы на крышах

3

Отдельные деревья, столбы, люди

2

Машины, повозки на земле

1,5-1

Расстояние (в м.)

Шасси самолета

800

Лошади, скот - различаются ноги

700

Переплеты в окнах

500

Голова человека

400

Цвета и части одежды

270

Черепица, доски на крышах, листья деревьев

210

Пуговицы, подробности одежды

160

Лица людей

115

Выражение лица

100

Глаза человека - точками

60

Белки глаз

20

3. Измерение по угловым величинам предметов. Расстояние можно определять приближенно по угловой величине видимых объектов, если их линейная величина заранее известна.

Видимая, или кажущаяся, величина объекта зависит от угла зрения, или от угловой величины этого объекта, которая уменьшается по мере его удаления от глаза и увеличивается по мере его приближения к наблюдателю.

Если известны высоты или размер объекта П (таблица 4), величина подручного предмета Н и расстояние до него Л, то можно определить расстояние Д до объекта П по формуле:


откуда


Если принять отношение

за постоянную величину, равную 100, а величину П - за переменную, равную, например, 3 м, то расстояние Д будет равно

В качестве постоянного расстояния от глаза наблюдателя до предмета Н для удобства принимают длину вытянутой руки Л, равную примерно 60 см.

Тогда величина предмета Н при постоянной величине отношения

должна быть равна

т.е. примерно ширине граненого или диаметру круглого карандаша.

Пример. Мы видим велосипедиста, высота которого принимается равной 1,75 м. Ставим перед собой горизонтально карандаш на расстоянии вытянутой руки. Видим, что он по своей толщине точно покрывает велосипедиста. Тогда расстояние до него равно


Если карандаш покрывает объект с высотой, в 2 раза большей среднего роста человека, то расстояние равно примерно

Если нет предмета, в 100 раз меньшего длины вытянутой руки, можно воспользоваться случайными предметами, находящимися в другом соотношении с длиной вытянутой руки (табл.4).

Таблица 4

Наименование предметов

Средний размер предмета

Средний рост пешехода

1,75 м

Шаг среднего человека

75 см

Высота части обутой ноги от земли до колена

50 см

Размах руки от середины груди до основания пальцев

71 см

Ширина двух ладоней, сжатых в кулаки, с вытянутыми навстречу большими пальцами

30 см

Длина части руки от локтя до косточек пальцев сжатого кулака

35-40 см

Раствор между концами большого и указательного пальцев руки

18 см

Длина вытянутой руки

60 см

Длина саперной лопаты с черенком

1,1 м

Длина велосипеда или высота его с велосипедистом

1,75 м

Длина лошади

2,13 м

Высота всадника

2,5 м

Легковая машина, высота кузова и длина

1,6 и 4,2 м

Грузовая машина, высота кузова и длина

2 и 5,5 м

Высота и длина пассажирского железнодорожного вагона

4,25 и 24,5 м

Высота и длина товарного 4-осного железнодорожного вагона

4 и 13,6 м

Высота и длина 4-осной железнодорожной цистерны

3 и 9 м

Высота и длина 4-осной железнодорожной платформы

1,6 и 13 м

Высота железнодорожной будки

4 м

Ширина железнодорожного междупутья

4,1 м

Ширина железнодорожного пути

1,52 м

4. Пластинка Лионде. Если в формулу

подставить длину вытянутой руки Л=60 см, а рост человека П принять равным 167 см, то формула для частного случая - определения расстояния до видимого во весь рост человека - может быть упрощена

После превращения в километры и деления на 1000 формула примет вид

, т.е. расстояние в километрах до человека равно единице, деленной на число миллиметров, отсчитанных по линейке на вытянутой руке (на расстоянии 60 см).

Пример. Если человек закрывается спичкой толщиной 2 мм, то расстояние до него равно 0,5 км, или 500 м, а если тонким круглым карандашом толщиной 4 мм, то

Для упрощения измерения расстояний этим способом профессор Ф.Г. Де-Лионде предложил применять подручный прибор из алюминиевой пластинки со ступенчатыми вырезами, размеры которых соответствуют кажущейся величине человека среднего роста, находящегося на разных расстояниях от наблюдателя (рис. 1).

Рис. 1. Пластинка ЛиондеРис. 1. Пластинка Лионде

Например, направив на человека пластинку в вытянутой руке, устанавливаем, что фигура целиком заполняет четвертый слева вырез пластинки с надписью «125». Это значит, что расстояние от наблюдателя до объекта равно 125 м.

Измерение расстояний по угловой величине предметов с применением подручных приспособлений практически не зависит от рельефа местности, от освещения и окраски предметов. Погрешности таких измерений носят более постоянный характер и после тренировки и приобретения соответствующего навыка не должны превышать 10 %.

5. Определение расстояний при помощи «тысячных». Одним из способов измерения расстояний по угловой величине предмета является определение их при помощи «тысячных». Этот способ заключается в следующем.

Круг содержит 360°. Каждый градус делится на 60', а минута - на 60", т.е. окружность содержит 21600' или 1296000". Для получения простейшей зависимости между линейными и угловыми величинами надо разделить окружность на 6000 равных частей, называемых «тысячными». В таком случае угловые величины будут измеряться не в градусах, минутах и секундах, а в «тысячных».

Угол в одну «тысячную» в обычном градусном измерении равен

и обозначается 0-0,1. 1° обычного углового измерения равен

, округленно 17 «тысячных», или 0-17.

Угол в 30 «тысячных» обозначают 0-30, в 123 «тысячных» - 1-23 и т.д.

«Тысячная» - величина центрального угла окружности, опирающегося на хорду, длина которой равна 0,001 длины радиуса (принимая во внимание, что при малых углах и значительных радиусах круга величины хорды и дуги могут быть приравнены).

Если в формуле
заменить Л=1000, Н=У (угол зрения), то получится зависимость между угловой и истинной величинами предмета и расстоянием до него

Всегда имеется достаточное количество подручных мер, величину которых в «тысячных» можно видеть на рисунках или вычислить самим (рис. 2).

Рис. 2. Рука и пальцы в «тысячных»Рис. 2. Рука и пальцы в «тысячных»

Угловая величина, или угломерная «цена» пальцев, кулака, спичечной коробки, спички, карандаша, двадцатикопеечной монеты, гильзы и других подручных предметов в «тысячных» определяется следующим способом.

Берется длина вытянутой руки наблюдателя, измеренная при самоконтроле, т.е. расстояние в миллиметрах от глаза наблюдателя до подручного предмета, что можно измерить ниткой (рис. 3).

Рис. 3. Измерение длины вытянутой рукиРис. 3. Измерение длины вытянутой руки

Затем измеряется величина данного подручного предмета в миллиметрах и делится на длину вытянутой руки.

Число тысячных долей в десятичной дроби, полученной от этого деления, и дает угломерную «цену» избранного предмета в «тысячных».

Пример. Ширина обыкновенной спичечной коробки равна 37 мм. Если принять длину вытянутой руки 600 мм, то угломерная «цена» ширины спичечной коробки будет равна

, т.е. 61 «тысячная», или 0-61.

Пользоваться этими мерами надо так: взяв копейку в вытянутую руку, смотрим, закрывает ли она по ее диаметру высоту железнодорожной будки (рис. 4).

Рис. 4. Определение расстояния по высоте предметаРис. 4. Определение расстояния по высоте предмета

Если высота будки нам известна (4 м), то это значит, что мы видим ее под углом 0-25.

Находим величину одной «тысячной»
(
).

Следовательно, расстояние до будки будет равно .

Пример. Надо измерить расстояние до дома, длина которого известна и составляет 40 м. Определяем его угловую величину. Допустим, получилось 50 «тысячных». Тогда расстояние до дома


(рис 5).

Рис. 5. Определение расстояний по длине предметаРис. 5. Определение расстояний по длине предмета

Если угловую величину предмета в «тысячных» измерять спичкой или линейкой с делениями на миллиметры, ее надо удалять от глаз на 500 мм (50 см), тогда деление в 1 мм будет равно

, или

, т.е. двум «тысячным» (0-02).

6. Определение расстояний по измеренным углам.Каждый предмет, видимый под углом 1°, удален на расстояние, в 57 раз больше своего размера в поперечнике (точнее в 57,3 раза). Палка длиной 1 м на расстоянии 57 м или длиной 1 см на расстоянии 57 см видна под углом 1°.

Для измерения углов можно воспользоваться следующим правилом. Каждый предмет, который покрывается ногтем указательного пальца (1 см), виден под углом 1° и отстоит на расстоянии, в 57 раз большем своего поперечника. Если ноготь покрывает половину предмета, значит, угловая его величина равна 2°, а расстояние - 28 поперечникам.

При угле в 1° расстояние в 3438 раз больше размера предмета, в 0,5° - в 114 раз, в 5° - в 11 раз, в 7° - в 8 раз.

Угловое расстояние между концами большого и указательного пальцев, максимально раздвинутых, соответствует углу в 15°. Ширина четырех пальцев у ладони равна 7° (рис. 6).

Рис. 6. Определение расстояния по углу между предметамиРис. 6. Определение расстояния по углу между предметами

Пример. Вдали виден пассажирский вагон, который закрывается примерно половиной сустава большого пальца, т.е. виден под углом 2°. Длина вагона известна и равна 24,5 м, следовательно, он находится на расстоянии


. Если он покрывается указательным пальцем, то расстояние равно величине предмета, умноженной на 30.

Если предмет закрывается граненым карандашом, то расстояние до него равно величине предмета, умноженной на 100.

7. Измерение расстояний до недоступных предметов. На противоположном берегу реки человек идет параллельно берегу слева направо. Вытянув руку по направлению движения пешехода, смотрите одним правым глазом на конец пальца, ожидая, когда человек заслонится им. В тот же момент закройте правый глаз и откройте левый - человек словно отскочит назад. Сейчас же считайте, сколько шагов сделает пешеход, прежде чем снова поравняется с вашим пальцем (рис. 7).

Рис. 7. Определение расстояния до недоступных предметовРис. 7. Определение расстояния до недоступных предметов
Расстояние от вас до человека на другом берегу реки определяется из пропорции

, откуда

Пример. Расстояние между зрачками глаз Г=6 см, от конца вытянутой руки до глаза Л=60 см. Пешеход прошел расстояние П, равное 18 шагам; в среднем шаг равен 75 см.

Подставляя эти величины в формулу, получаем
шагам, или

Измерив расстояния между зрачками и от глаз до конца вытянутой руки, надо получить и запомнить их отношение, которое у большинства людей достигает 10.

Затруднение может возникнуть лишь в определении пройденного расстояния, так как не всегда можно воспользоваться шагами человека. В этом случае нужно запомнить длину наиболее распространенных предметов. Таким образом, можно оценить пройденное человеком расстояние, сравнив его с длиной дома, вагона, шириной окна и других предметов, до которых надо определить расстояние. Остается только умножить их длину на полученное отношение

8. Измерение расстояний путем мысленного последовательного отложения известного отрезка. Вы видите опору линии электропередачи и, не доходя до нее, столбик. Становитесь с ним в створ. Оценивайте расстояние от себя до столбика. Допустим, оно равно 100 м. Эту длину мысленно переносите на участок между столбиком и опорой, учитывая, что расстояние кажется тем меньшим, чем далее от наблюдателя оно откладывается. В данном случае первый отрезок оказался равным второму. Таким образом, расстояние от вас до опоры равно 200 м (рис. 8).

Рис. 8. Определение расстояния путем мысленного последовательного отложения известного отрезкаРис. 8. Определение расстояния путем мысленного последовательного отложения известного отрезка

Ошибки бывают очень грубые при резкой перемене обстановки, например при переходе с заросшей кустарником поляны на пашню, ночью при лунном свете на городских улицах, при определении расстояния до предмета, основание которого заслонено какой-нибудь возвышенностью (холм, дом и т.п.).

9. Измерение ширины реки при помощи травинки. Выбираем на противоположном берегу, в непосредственной близости от него, два заметных предмета и, стоя по другую сторону реки с вытянутыми руками, в которых зажата травинка, закрываем промежуток между выбранными предметами. Один глаз должен быть закрыт.

После этого, сложив травинку пополам, отходим от берега реки до тех пор, пока расстояние между выбранными предметами не закроется сложенной травинкой. Затем измеряем промежуток между двумя точками своего стояния. Расстояние между ними будет равно ширине реки (рис. 9).

Рис. 9. Определение ширины реки при помощи травинкиРис. 9. Определение ширины реки при помощи травинки

10. Определение ширины реки шагами. Выбираем на противоположном берегу какой-нибудь заметный предмет, например лодку. Становимся против нее и под прямым углом к этому направлению, вдоль берега, отсчитываем определенное число шагов, например 50. Ставим палку, затем в том же направлении снова отсчитываем уже половинное число шагов (в нашем примере 25) и от этого места идем под прямым углом от берега до тех пор, пока не окажемся на одной прямой с палкой и лодкой. Удвоенное количество шагов от берега до нашей остановки в створе, т.е.


шагов, и есть ширина реки (рис. 10).

Рис. 10. Определение ширины реки шагамиРис. 10. Определение ширины реки шагами

Если после установки палки, как и до ее установки, мы отсчитали 50 шагов, то расстояние от берега до створа равно ширине реки.

Определение высоты

1. Измерение по тени предмета. Ставим отвесно палку в тени дерева недалеко от ее верхушки и измеряем длину части палки, покрытой тенью (рис. 11).

Рис. 11. Определение высоты предмета по его тениРис. 11. Определение высоты предмета по его тени
Тогда

, откуда

, т.е., разделив длину покрытой тенью части палки на расстояние от нее до верхушки тени дерева и помножив это число на длину тени от дерева, получим высоту дерева или любого другого предмета.

Пример. Длина палки 2 м, а ее тень 1,5 м, следовательно, высота предмета пропорционально больше длины его тени (рис. 12).

Рис. 12. Определение высоты предмета по тенямРис. 12. Определение высоты предмета по теням

Когда тень от палки равна ее длине, то высота предмета также равна длине своей тени.

Измерение по росту человека. Отойдя от дерева на известное расстояние АД (рис. 13), ложимся головой к точке А и ногами, между которыми зажата палка, к дереву в точке Б так, чтобы наш луч зрения проходил через верх палки на вершину дерева. Тогда

Рис. 13. Определение высоты предмета по своему ростуРис. 13. Определение высоты предмета по своему росту

Прикрепленный файлРазмер
Тема 4.8. Топография и ориентирование на местности.pdf1.65 Мб
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"