Использование свободно распространяемого ПО в учебном процессе

В настоящее время во всех образовательных учреждениях необходимо использовать лицензионное программное обеспечение. Государство обеспечит нас лицензиями на базовый пакет от Microsoft сроком на 3 года. А что потом? Можно ли считать равноценной заменой приложениям Windows свободно распространяемое ПО, например, Linux? Предлагаю обсудить необходимость и возможность перехода на новое ПО в образовании. Методист В.М. Хворова

Другие материалы по теме

Форумы регионального портала "Образование Урала":

Возможности использования свободно распространяемого ПО

насколько

насколько реален быстрый переход на новую систему

Windows

Windows и еще раз Windows, не нужно изобретать велосипед усложняем себе и другим жизнь всеми этими новшествами

Есть ли программа внедрения СПО в образовании?

Хотелось бы узнать, существует ли долгосрочная программа перехода на СПО?

Такая программа должна быть разработана на ВСЕХ уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном. С указанием сроков, ответственных и возможных рисков.

Иначе всё опять закончится тем, что издадут приказ: "Назначить ответственных в ОУ на внедрение СПО". Естественно, это будут учителя информатики, которые и так оказались в самом худшем положении со своими УМК, наработками методических, лекционных и дидактических материалов.

А потом с этих учителей и спросят, что плохо внедряли...

Ella Shalyagina, лицей 159, Екатеринбург

О внедрении СПО

Ничего не имею против Linux. Очень устойчивая операционная система. Только вопрос - зачем было 2 года назад закупать пакет лицензионного ПО? Не лучше ли было сразу переходить на СПО? Ведь за 2 года учителя-предметники успели привыкнуть к определенным программным продуктам (я не говорю об информатиках - они могут быстро освоить новые пакеты).

Второй вопрос - зачем было закуплено большое количество ЦОР, созданных под Windows? Понятно, что практически все можно как-то приспособить под Linux, но ценой каких усилий?

И теперь, исходя из вышесказанного, главный вопрос - где те ТЕХНИЧЕСКИЕ специалисты, которые встанут у истоков перехода на СПО? Кто будет устанавливать, настраивать и "конвертировать" накопленное под Linux? Сразу оговорюсь - те, кто сейчас обучается на курсах по администрированию и применению СПО (очно или заочно), специалистами считаться не могут! Они не имеют элементарного опыта.

И это с учетом того, что на данный момент обслуживание компьютерной техники в большинстве школ находится в плачевном состоянии.

Так что дело не столько в СПО как таковом, сколько в организации самого процесса перехода.

Ella Shalyagina, лицей 159, Екатеринбург

внедрение СПО

При внедрении СПО следует принять во внимание следующие позиции:

1. Внедрение "самого" СПО

2. Использование наработок, созданных под Windows

3. Использование дополнительных устройств (принтеры, сканеры и т.д.)

Если с тем, кто будет выполнять п.1, понятно - это учителя информатики (хотя в должностной инструкции учителя информатики мы данного пункта не обнаружим), то для п.2 и п.3 необходимы квалифицированные кадры. А если провести "инвентаризацию" специалистов, которые в штатных расписаниях школ именуются "лаборант", "инженер по информационным технологиям" и т.д., то мы получим неутешительную картину. Это - либо студенты, либо сами учителя информатики и в редких случаях квалифицированные специалисты, работающие по совместительству. А при переходе на НСОТ многие школы либо сокращают данные ставки, либо уменьшают. Поскольку вопрос в внедрении СПО уже не обсуждается, следует подумать о том, как сделать этот процесс оптимальным.

На мой взгляд, необходимо следующее:

1. Некий документ, который будет содержать "идеологию" и план перехода. Причем документ должен иметь перечень необходимых и достаточных мероприятий по переходу на СПО с УКАЗАНИЕМ СРОКОВ И УРОВНЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (ОУ, район, муниципалитет, федерация и т.д.).

2. Необходима СИСТЕМА курсовой подготовки по следующим категориям: системные администраторы, учителя информатики, учителя-предметники, администрация школы, тьюторы.

3. Рационально создать проблемные (творческие) группы по интересам: установка СПО, параллельное существование двух ОС, установка дополнительного оборудования и т.д.

4. Организация сетевого взаимодействия между ОУ. Необходима организация и координация данного взамодействия на уровне ИМЦ, ИРРО и т.д.

5. Пересмотреть систему заключения договоров на техническое обслуживание. Образовательное учреждение должно иметь право выбора организации, естественно в пределах имеющегося финансирования.

Говорухина Татьяна Анатольевна, г.Екатеринбург, заместитель директора, учитель информатики

Стив Балмер,

Стив Балмер, президент и главный исполнительный директор (CEO) Microsoft: "В 2001 г. Linux составит наиболее серьезную опасность для корпорации. Я бы действительно расценивал феномен Linux как угрозу номер один".

В России борьбу между Windows и Linux выиграл Linux. Для школ выбора нет - только Linux. Что это для нас - добро или зло?

Чего так боялся Балмер? Может все-таки в перспективе это хорошо, и мы окажемся со временем впереди планеты всей?

методист В.М. Хворова

О чем вы

О чем вы говорите? О бесплатном Linux? А все остальные прикладные программы? Они на порядок выше в цене, чем программы под Windows. Предлагаю посчитать сумму на все ПО под Windows (в т.ч. и сам Windows) и всю сумму под Linux. Вы увидите, что Linux проиграет на порядок.

Равноценная замена

Думаю что переход на использование бесплатного программного обеспечения (в частности ОС Linux, OpenOffice) в школах и других учебных заведениях стратегически оправданный шаг. Так как данная мера должная существенно повысить качество образованности учащихся и значительно сэкономить бюджетные средства.

Из своего опыта знаю, что когда человек садится первый раз за компьютер, то крайне важно чтобы он как можно раньше осознал всю серьезность инструмента, с которым ему предстоит работать. Это особенно ярко демонстрируют системы c *nix архитектурой.

Также после получения опыта работы с бесплатным ПО человек приобретает дополнительный аргумент в свою пользу при устройстве на работу.

Единственный минус, который я вижу в использовании бесплатного ПО это (в большинстве случаев) нестабильная мотивация разработчиков, как следствие повышенная «смертность» проектов и не регулярные обновления.

Возможности использования свободно распространяемого ПО

Программная платформа, на которой работает вычислительное средство в данном случае не так важна. При использовании графического интерфейса пользователя (под Limux вы будете использовать только его :)) отличий на глаз между Windows и Linux можно просто не заметить. Т.е. принципы двиганья мышью те же :) Вопрос в том, какое программное обеспечетие будет использовано в процессе обучения. Ведь лицензия нужна не только на операционную систему, но и на большинство программных продуктов, которые используются с этой ОС, это кто-то учитывает? Есть ли программы портированные под Linux, которые будут использоваться в учебном процессе? Какие учебники будете использовать, или их все надо переиздавать с учетом возможностей ОС? Для начала, все учебники ориентированы на Windows-программы. Вопрос обслуживания вычислительных средств под Linux, это что будет что-то типа аутсортинга или реально есть нужное количество подготовленных преподавателей и технических специалистов в школах? Можно еще мнго говорить о том, что лучше......... Думаю, что испрользование свободного ПО для школ выйдет еще дороже и эффект от такой "экономии" будет только отрицательный.

Антивирусное ПО

На мой взгляд, в школах с компьютерными классами следует распространять антивирусные программы по лицензиям с низкими ценами, чтобы и школьники, и учителя могли свободно переносить информацию на флеш-носителях. Чтобы не было сбоев в работе и не надо было использовать CD-диски. По-моему это довольно важно.

Использование свободно распространяемого ПО в учебном процессе

Приветствую всех!

Меня зовут Василий. Я студент УРГУ.

Хочу добавить в общую копилку свое мнение по поводу "Использование свободно распространяемого ПО в учебном процессе". Я думаю эта тема интересна, потому что это что-то новое, а новое всегда обращает на себя вниемание. Противостояние пользователей Windows и Linux началось не так давно. Я был на открытых форумах Свободного ПО (СПО) и Microsoft. И там и там находились оппоненты, которые рьяно конечно не спорили, но выдавали себя очень каверзными вопросами и злыми шутками.

Мне думается что это спор ради спора.(заняться людям нечем) У всего можно найти одинаковое количество плюсов и минусов, ничто не идеально. Страх перехода на СПО - это вопрос практики, который возникает всегда, когда внедряется что-то новое (а как? а что делать?). Я не за ту и не за другую платформу. Считаю, что платформу надо выбирать согласно поставленной задачи. Последнее время бизнес и государство все чаще начинает "смотреть" в сторону СПО, особенно в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране (а бизнес на пустом месте такой выбор не делает). А это в свою очередь требует от нас как от будущих специалистов упения работы в СПО, если мы конечно хотим быть адекватными на рынке труда. А это в свою очередь задача образования, которое должно расширять возможности будущих специалистов. Правда для меня в Microsoft Windows есть неприятные моменты: Сбор личной информации о пользователе и отсылка в компанию (http://www.osblog.ru/2007/06/11/microsoft_sobiraet_dannye_o_klientakh_iz_windows_vista.html), навязывание покупки нового оборудования (выпуск новых, обычно более требовательных, версий ОС и прекращение поддержки старых). В СПО же исходный код доступен и при желании можно просмотреть отсылается куда-либо что-то или нет, да и требования к "железу" зависят от пристрастий к различного рода украшательствам.

Так что делайте свои выводы.

Спасибо за внимание.

Для Василия!

Для Василия! Это "новое СПО" появилось несколько ранее первого Windows, и разрабатывалось для более серьезных задач, чем MS Office. А чтобы посмотеть исходный код (тем более куда отсылается сообщение), надо хотя бы немного разбираться в программировании. А чтобы поставить дрова к "железу", иногда придется пересобирать ядро. Вообще не понимаю, почему никто не пытается летать на самолете самостоятельно без соответствующей подготовки, но все считают, что можно посидеть за клавиатурой, понажимать клавиши и знать компьютер............. Везде должны быть профессионалы. Так что мое мнение Windows для школ - самое то :)

Свободное ПО

Я читал мнения по поводу того, что Linux это сложно. Такое ощущение возникает из-за того, что в Linux крайне редко можно полноценно работать сразу после установки, в отличие от Windows. На самом деле, если разобраться, привыкнуть, то это не станет препятствием. Что касается драйверов, то в последнее время дела идут на лад и производители устройств все чаще пишут драйверы под Linux. А если есть проблема, то интернет сообщество вам в помощь. Если переходить на Linux, а к этому все идет, то начинать надо сейчас - получать новый опыт и нарабатывать новые навыки. А вообще в школе желательно давать основы и Windows и Linux.

Об использовании Linux в учебном процессе

Я считаю что учеников необходимо знакомить с продуктами свободного ПО. То что многие считают сложным освоить Linux, являестся, на мой взгляд, чисто психологическим барьером. В Linux нет ничего зпредельно сложного, как и в Windows. Необходимо уметь работать в этих ОС и знать принципы их действия. Нельзя полностью отказываться от Windows, поскольку под эту ОС разработано много хорошо работающих и популярных програмных продуктов, которые не будут работать в Linux, но Linux дает свободу для творчества, и это немаловажно, кроме того существует огромное количесво прекрасных свободных програмных продуктов. Ведь по сути нам необходима в повседневной жизни и для работы не сама ОС, те приложения, которые мы используем в работе. Надо знакомить учеников со всеми возможностями, а уже они сделают свой выбор. Преподаватель по информатике должен уметь пользоваться как лицензионным ПО, так свободным ПО. А следовательно введение дополнительного материала по изучению GNU/Linux не должно создать каких либо трудностей, темболее значительных затрат. К.С. Бобров

Проблема, в

Проблема, в основном, состоит именно в недостаточности знаний и разработок внедрения нового ПО. Вероятно, действительно проще и дешевле будет перейти на бесплатное ПО, нежели закупать всем школам лицензионное. Однако, как минимум, необходимо создать методическую программу и провести переподготовку преподавателей, что займет некоторое время. Проблема в том, что делать школам после истечения срока лицензий ПО, предоставленных государством.

Если говорить

Если говорить об операционной системе, то выбора нет - Windows. Остальные системы, UNIX-подобные, имеют популярность либо на серверах и не распространены в пользовательском отношении (к примеру, доля пользовательской Linux в мире - менее 0.2%), либо слишком дороги для использования в школе (как Mac OS X - исключительно удобная в образовательных целях, распространенная в США, но требующая приобретения дорогого аппаратного обеспечения). Здесь обсуждение неуместно.

Напротив, прикладное программное обеспечение все более унифицируется и может быть заменено бесплатным, не говоря уже об утилитах, которые не участвуют в образовательном процессе, но необходимы для работы компьютера (антивирус, архиватор, видео и пр.).

Единственно верное решение, устраивающее и производителя, и школы - продажа программ по специализированным лицензиям со значительно более низкой цене. Во-первых, производитель выигрывает от оптовой продажи большого количества лицензий, которые нужны школе. Во-вторых, получая значительную аудиторию пользователей продукта, которые с большой вероятностью будут продолжать использовать привычные программы.

Распространённ

Распространённость ОС Windows, конечно, подавляющая, но это ни о чём не говорит. Здесь стоит ещё посмотреть на то, что хотят получить от урока по информатике. Если цель научить оринтироваться в операционнй системе, то я думаю на пользовательском уровне это умеют и дети 9, максимум 12 лет, имеющие компьютер. Работать с программным обеспечением для Windows можно и под Linux, используя Wine. Сама эта ОС гораздо более стабильна, а опасаться увеличения вирусов для неё, как здесь предполагалось, я считаю не стоит. Кроме того, она очень пластична, позволяет изменять многие настройки, а под это и упражнения можно разработать для старших классов. В общем плюсов много, однако необходимая компетенция преподавателя информатики резко возрастает и для многих школ это может стать проблемой. Здесь главная загвоздка.

Если говорить

Если говорить об операционной системе, то выбора нет - Windows. Остальные системы, UNIX-подобные, имеют популярность либо на серверах и не распространены в пользовательском отношении (к примеру, доля пользовательской Linux в мире - менее 0.2%), либо слишком дороги для использования в школе (как Mac OS X - исключительно удобная в образовательных целях, распространенная в США, но требующая приобретения дорогого аппаратного обеспечения). Здесь обсуждение неуместно.

Напротив, прикладное программное обеспечение все более унифицируется и может быть заменено бесплатным, не говоря уже об утилитах, которые не участвуют в образовательном процессе, но необходимы для работы компьютера (антивирус, архиватор, видео и пр.).

Единственно верное решение, устраивающее и производителя, и школы - продажа программ по специализированным лицензиям со значительно более низкой цене. Во-первых, производитель выигрывает от оптовой продажи большого количества лицензий, которые нужны школе. Во-вторых, получая значительную аудиторию пользователей продукта, которые с большой вероятностью будут продолжать использовать привычные программы.

Программы - бесплатное ПО

Конечно, мне лично сложно решиться проститься с Windows. Но вот бнсплатные программы - графические редакторы я уже использую. Это Gimp, Artweaver, Inkscape. Очень похоже на Corel Draw, Photoshop. Планирую использовать и Blender - аналог 3D Studio Max. Можно еще порекомменлдовать вместо языка Pascal использовать Python. Он гораздо понятнее и тоже бесплатно распростораняемый. Миронова Татьяна, Новоуральск

о linux

Наверное, целесообразно давать параллельно свободное ПО для интересующихся учеников. для общей массы это проблематично по нескольким причинам:

1. отсутствие литературы и учебников

2. переделка методических материалов

3. в жизни в дальнейшем будет использоваться ПО под Windows

Думаю есть много других положительных и отрицательных моментов, но это то, что пришло сейчас на ум.

А вообще переход от одной ПО к другой не так уж и сложен.

учитель инф. Набит А.М.

Windows vs Linux? А есть ли проблема!

К сожалению или счастью, но Вы неправы. Уже сейчас можно встретить большое количество работы, где требуются знания linux или хотя бы свободного ПО. Поэтому говорить о том, что в жизни используется Windows или Linux неправильно, используются и та и другая операционка. Отсутствие учебников - ещё один миф, учебники есть, например, Угриновича хвалят. А вот методические наработки - нажми на эту кнопочку - главный враг информатики, так что и к лучшему, что их вообще не станет, может учителя задумаются как преподавать. И хорошо, что учителя не спросили, а то и ЕГЭ не было бы. Никитин С.В. NikitinC@gmail.com

о семинаре Linux

Linux только попробовала и только на домашнем компьютере, поэтому вопросов осталось много. Как эти программы будут работать в сети компьютерного класса, насколько они стабильно работают. Но надо знакомить с Linux как с альтернативным ПО, тем более, что некоторые дети этими программами активно интересуются.

Кроме того, проблема установки лицензионного ПО в школах полностью не решена, ограничились только ОС и МOffis, а этого конечно недостаточно для обеспечения наших школьных программ, особенно в старших классах.

Учитель информатики О.М.Рычкова

Обсуждение

Обсуждение данного вопроса хорошо было бы провести раньше, до решения правительства. Чтобы увидеть положительные и отрицательные стороны СПО нужно получить навык работы с ней. Переход на СПО приведет к проблемам. Готовы ли школы к этому?

Сутулова А.А.

Обсуждение

Вот именно поэтому мы до 2010 года имеем лицензионное программное обеспечение в каждой школе. За это время обещают разработать и методические материалы и ЭОР.

Но мы, как самые "продвинутые" учителя в нашем округе должны подготовиться к этому заранее

о свободном ПО

Правительство приняло решение о введении в школах свободного программного обеспечения, не обсудив этот вопрос с педагогами. Нас поставили перед выбором принять или искать средства для закупки ПО. Встает вопрос о переработке накопленных годами методического и дидактического материалов, о выделении средств на учебную литературу. Трудно дать сейчас оценку свободному ПО, т.к нет полного представления и навыков работы с ним.

Учителя информатики: Ведунова О.В, Краснощекова А.Г.

о свободном программном обеспечении

Сложно говорить сразу хорошо это или нет... надо более подробно познакомиться данной операционной системой, узнать все плюсы и минусы. Хорошо то, что нет засилия вирусами, но беспокоит то, что не всё оборудование поддерживается. Но думаю, детей знакомить с ОС Linux надо.

свободное ПО

Считаю,что переход на свободное ПО,отвергая Windows,будет не совсем корректно,так как все познается в сравнении. Ребятам в школе необходимо давать выбор при изучении наиболее актуальных тем(программирование, моделирование в разных графических редакторах и т.д.)

Трефилова И.М.,учитель информатики, гимназия 174

свободное ПО

Что мы будем преподавать определяется не нами, а федеральной политикой. Если нам скажут преподавать Linux -- никуда мы от этого не денемся.

Учить информатике можно на любой платформе, лишь бы это не сводилось к методическим рекомендациям типа "Нажмите эту кнопочку"

Слышала, что

Слышала, что одной из сильных сторон Linux является безопасность. Но не исчезнет ли это достоинство когда все перейдут на эту ОС? Также меня волнует проблема неполной поддержки оборудования, отсутствие необходимых драйверов. Так ли это? А.П. Перунова

Ваши опасения

Ваши опасения реальны. Считаю, что обычный пользователь никаких явных преимуществ от использования Linux вместо Windows не получит. Ведь всем известно, что бесплатный сыр ...

Прочитайте, пожалуйста, статью на эту тему. Вот ссылка:

http://www.gazeta.ru/techzone/2007/12/13_e_2425588.shtml

В.М. Хворова

К вопросу о переходе к ОС Linux

Неподготовленному пользователю сложно освоить переход с Windows на Linux. Кроме того, не могу найти документацию, написанную на русском языке. Английским же владею не в той мере, чтобы погнимать технический текст. А.В. Соломатина

О неподготовленных пользователях

Год назад сам был неподготовленным пользователем, и могу сказать точно - это вопрос психологического барьера. Мы слышали множество мифов о том, что Linux - это сложно, а Windows - очень просто, и с каждой новой версией он всё "ближе и доступнее", а заодно удобнее и проч. После года работы я уже смотрю на Linux иначе - он проще, понятнее, "предсказуемее" и безопаснее. Проблема заключается лишь в том, что нет привычных дисков A, C, D и CD-Rom. А есть /, mnt и проч. Однако, это можно освоить за 5-10 минут, если Вам покажут. Вторая "проблема" - это то, что по умолчанию в free варианте нет проприетарных кодеков. Так их установить - это войти в менеджер пакетов и найти. Третья "проблема" - это та, что кнопочки не там расположены, где Вы привыкли. Но она решается только практикой. Огромное количество русскоязычной информации можно найти на официальных сайтах типа linux-org, linux-center (здесь можно купить), в журнале linux-format, подборку которого за прошлые годы можно скачать прямо с официального сайта. А форумов просто огромное количество. Никитин С.В. NikitinC@gmail.com

О неподготовленных пользователях

Пусть переучиваются. я уже два года с убунты не ухожу. и даже на макось поглядывать перестал!
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"