Манифест школьных библиотек ИФЛА

Официальное название документа:
Манифест школьных библиотек ИФЛА
Дата принятия:
01.01.2000
Полный текст:

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

МАНИФЕСТ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ИФЛА

Принят в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА

Миссия школьных библиотек

Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные ин­формационные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации. В соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ЮНЕСКО, школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы.

Сотрудники библиотеки обеспечивают пользование книгами и прочими ин­формационными источниками, художественными и документальными, печатны­ми и электронными, локальными и удаленными. Эти материалы призваны допол­нять и расширять информацию, содержащуюся в учебниках и иных учебных мате­риалах и методических разработках.

Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повыше­нию уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запо­минания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информацион­но-коммуникативными технологиями.

Службы школьной библиотеки должны быть в равной степени доступны всем: и учащимся и персоналу школы, независимо от возраста, расовой принадлежнос­ти, пола, религиозных убеждений, национальности, языка, профессионального и социального статуса. Специальные материалы и услуги должны предоставляться тем, кто не в состоянии пользоваться основными службами и материалами.

Доступ к службам и фондам должен основываться на принципах Всемирной декларации прав и свобод человека ООН и не должен подвергаться каким-либо формам идеологической, политической и религиозной цензуры или коммерческо­му давлению.

Законодательная база, финансирование и библиотечно-информационные системы

Школьная библиотека - важнейший элемент любой долгосрочной деятельнос­ти, направленной на развитие грамотности и образования, предоставление инфор­мации, экономическое, социальное и культурное развитие. Она находится в под­чинении местной, региональной и государственной администрации, и ее деятель­ность должна определяться и поддерживаться специальными законодательными актами и политическими программами.

Школьные библиотеки должны располагать стабильным и достаточным финан­сированием, позволяющим содержать квалифицированный штат, покупать необ­ходимые материалы, технику и оборудование. Школьные библиотеки должны быть бесплатными.

Школьные библиотеки - важный партнер в местной, региональной и нацио­нальной библиотечно-информационной системе.

Там, где школьная библиотека использует помещение, оборудование и ресурсы совместно с библиотекой другого типа, например публичной, уникальные задачи школьной библиотеки должны признаваться и соблюдаться.

37

ГЛАВА 1

Задачи школьных библиотек

Школьные библиотеки - неотъемлемая часть образовательного процесса. Со­действуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания, само­образования и приобщению к культуре, школьные библиотеки призваны выпол­нять следующие задачи:

  • Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и в школьной программе;
  • Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а так­же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни;
  • Предоставлять возможности для создания и использования информации как ра­ди получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия;
  • Побуждать учащихся овладевать навыками критической оценки и использова­ния информации вне зависимости от вида, формата и носителя и применять полу­ченные данные на практике, обращая особое внимание на способы коммуникации внутри общества;
  • Обеспечивать доступ к местным, региональным, национальным и междуна­родным ресурсам, а также использовать иные возможности, которые сообщают учащимся различные идеи, опыт и мнения;
  • Организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное са­мосознание и содействующие эмоциональному развитию;
  • Работать с учащимися, учителями, администрацией и родителями, содействуя реализации задач школы;
  • Отстаивать идею, что свободный доступ к информации и интеллектуальная свобода являются важнейшими условиями воспитания активной заинтересован­ной гражданской позиции, основанной на демократических принципах;
  • Пропагандировать чтение, а также ресурсы и службы школьной библиотеки как внутри школы, так и за ее пределами.

Для осуществления этих задач школьная библиотека вырабатывает свою полити­ку, развивает службы, комплектует необходимые ресурсы, обеспечивает физичес­кий и интеллектуальный доступ к необходимым источникам информации, предла­гая консультационные услуги и нанимая профессионально обученных сотрудников.

Персонал

Заведующий школьной библиотекой - это профессионально подготовленный член школьного коллектива, отвечающий за планирование и деятельность школьной библиотеки, формирующий, исходя из существующих возможностей, штат библиотеки, работающий в сотрудничестве со всеми членами школьного коллектива и поддерживающий связь с публичной библиотекой и другими учреж­дениями.

Деятельность школьных библиотекарей строится с учетом финансовых возмож­ностей, особенностей школьной программы, учебных методик, существующих в данной конкретной школе, и осуществляется в рамках государственной правовой и финансовой систем. Несмотря на многообразие различий в условиях работы школьных библиотек, существует набор необходимых знаний, которыми должен обладать каждый библиотекарь, чтобы эффективно развивать библиотечные служ­бы, - это знание информационных ресурсов, библиотечного дела, информацион­ной политики и методики информационного образования.

В условиях непрерывного расширения информационного пространства и раз­вития информационных сетей на школьных библиотекарей возлагается функция обучения учеников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает не­обходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.

Деятельность и управление

Для осуществления эффективной работы и отчетности необходимо:

Определить политику школьной библиотеки, указав задачи, приоритеты и службы, соответствующие школьной программе.

Строить работу школьной библиотеки и управление ею в соответствии с про­фессиональными стандартами.

Заботиться о том, чтобы библиотечные службы были доступны всем членам школьного коллектива и учитывали потребности местного сообщества.

Поощрять сотрудничество школьного библиотекаря с учителями, руководством школы, администрацией, родителями, другими библиотекарями и информацион­ными специалистами и различными общественными группами.

http://www.rusla.ru/rsba/provision/manif_shkol_bibl.pdf


Другие материалы по теме

Аудитория:

Библиотекарь

Тема документа:

Библиотеки

Тип документа:

Манифест
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"