Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО для школьных библиотек

Официальное название документа:
Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО для школьных библиотек
Дата принятия:
01.01.2002
Полный текст:

РУКОВОДСТВО ИФЛА/ЮНЕСКО ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений Тове Пеммер Сэтре и Гленис Уилларс (под эгидой Секции школьных библиотек и ресурсных центров ИФЛА)

Введение

Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках: Место школьной биб­лиотеки в обучении и образовании для всех увидел свет в 2000 году. Он был исклю­чительно хорошо принят во всем мире и переведен на множество языков, продол­жают выходить его новые переводы. Библиотекари во всем мире пользуются Ма­нифестом для того, чтобы поднять престиж школьной библиотеки у себя в школе, регионе и стране.

Манифест гласит:

Правительства через свои министерства, ведающие образованием, призваны фор­мировать стратегии, политические курсы и планы, направленные на осуществление принципов настоящего Манифеста.

Задача данного Руководства - дать информацию ответственным лицам на госу­дарственном и местном уровнях всех стран и предоставить поддержку и рекомен­дации библиотечному сообществу. Оно имеет целью помочь школам реализовать воплощенные в Манифесте принципы.

В создании Руководства принимали участие представители разных стран с очень различными ситуациями, которые стремились учесть потребности школ всех типов. Читая и применяя это Руководство, необходимо принимать во внимание местные условия.

Специалисты библиотечного дела проводили практические семинары во время конференций ИФЛА, созывали совещания и участвовали в дискуссиях как лично, так и по электронной почте. Настоящее Руководство - результат многих обсужде­ний и консультаций. Редакторы очень признательны всем. Кроме того, они выража­ют благодарность членам постоянного комитета Секции школьных библиотек и ре­сурсных центров, а также отмечают нормативные документы многих стран, послу-

жившие исходным материалом для рекомендаций ИФЛА/ЮНЕСКО, в особенности Руководство для публичных библиотек, опубликованное ИФЛА в 2001 году.

В 2002 году секция выпустила книгу «Школьная библиотека: сегодня и завтра». Мы надеемся, что все это, вместе взятое - Манифест, различные концепции и руководст­ва, - станет основой для создания отличных школьных библиотек во всем мире.

Тове Пеммер Сэтре

при участии Гленис Уилларс

2002 год

ГЛАВА 1. МИССИЯ И РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ Место школьной библиотеки в обучении и образовании для всех

1.1. Миссия

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фунда­ментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, ко­торый все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека во­оружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает вообра­жение, помогая им стать ответственными гражданами.

1.2. Руководящие принципы

Управление школьной библиотекой должно строиться в рамках четко опреде­ленной концепции. Руководящие принципы работы библиотеки формируются с учетом глобальных установок и потребностей школы и отражают ее дух, цели и за­дачи, а также ее реалии.

Эти принципы определяют, когда, где, кем и для кого используется весь потен­циал библиотеки. Они должны быть всесторонними и осуществимыми. А осущест­вимы эти руководящие принципы лишь тогда, когда все школьное сообщество по­могает реализовать зафиксированные в них цели и задачи. И потому вырабатывать­ся они должны не в одиночку заведующим школьной библиотекой, а совместно с учительским коллективом и руководством. Следовательно, нужно стараться макси­мально расширить круг лиц, участвующих в их разработке и обсуждении, при этом созданный документ должен получить как можно большее распространение.

Важно, чтобы проект был вынесен на широкое обсуждение внутри школы и под­креплен всесторонней открытой дискуссией. Тогда всем становятся ясны и понят­ны принципы, концепции, идеи и направления развития на сегодняшний день и на перспективу. Их всеобщее одобрение - залог того, что они будут успешно и с эн­тузиазмом внедряться в практику.

Сам этот документ и последующие планы его реализации определяют следую­щие аспекты роли библиотеки:

  • - соответствие учебному плану школы;
  • - соответствие методикам обучения, используемым в данной школе;
  • - соответствие государственным и местным стандартам и критериям;
  • - удовлетворение запросов школьников (в рамках учебы и формирования лич­ности);
  • - удовлетворение потребностей учителей (по учебному процессу);

- содействие повышению успеваемости.
Хорошая организация и успешная работа школьной библиотеки складываются

из следующих компонентов:

  • - финансирование и бюджет;
  • - помещение;
  • - ресурсы;
  • - организация;
  • - персонал;
  • - степень использования библиотеки;
  • - ее рекламирование.

И в руководящих принципах, и в плане работы, если они реалистичны, обязатель­но учитываются все эти составляющие, которые еще не раз будут обсуждаться на страницах данного руководства. План работы должен включать стратегии, задачи и цели работы, а также порядок текущего контроля и оценки. И принципы, и план - активные документы, подлежащие постоянному критическому анализу и уточнению.

1.3. Текущий контроль и оценка

В ходе решения задач школьной библиотеки руководство школы должно постоян­но осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенным в том, что ис­пользуемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оцени­вать работу по всем основным направлениям плана, чтобы выяснить следующее:

  • - выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели библиотеки, учебного плана и школы в целом;
  • - удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
  • - существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
  • - достаточно ли ресурсное обеспечение;
  • - рентабельны ли эти направления.

Ниже приводятся основные показатели работы библиотеки, которые целесооб­разно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач.

Показатели использования библиотеки:

  • - число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно «на од­ного ученика» и «одного сотрудника»);
  • - средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно «на одного ученика» и «на одного сотрудника»);
  • - число книговыдач на единицу хранения (т.е. обращаемость);
  • - число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);
  • - число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдель­но «на одного ученика» и «на одного сотрудника»);
  • - степень использования компьютеров и онлайновых информационных источ­ников.

Показатели обеспеченности ресурсами:

  • - общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;
  • - обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;
  • - обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.

Кадровые показатели:

  • - отношение числа полных ставок в библиотеке к численности школьного со­общества;
  • - отношение числа полных ставок к показателям использования библиотеки.

Качественные показатели:

  • - степень удовлетворенности пользователей;
  • - целевые группы пользователей;
  • - консультационная деятельность.

Стоимостные показатели:

  • - удельные издержки на функции, услуги и операции;
  • - расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литера­туры);
  • - общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества;
  • - общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы;
  • - затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на биб­лиотеку.

Сравнительные показатели:

- статистические показатели библиотеки в сопоставлении с соответствующими
библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.

ГЛАВА 2. РЕСУРСЫ

Школьная библиотека должна иметь достаточное и стабильное

финансирование на оплату обученного персонала, материалов, техники,

помещений и оборудования, а пользование ею должно быть бесплатным

2.1. Финансирование и финансовое планирование школьной библиотеки

Чтобы гарантировать библиотеке получение всех причитающихся ей средств из бюджета школы, заведующий должен:

  • - разбираться в процессе финансового планирования в школе;
  • - быть знаком с графиком бюджетного цикла;
  • - знать главных лиц среди персонала;

- позаботиться о том, чтобы были учтены нужды библиотеки.
В сметный план надо включить следующие статьи расходов:

  • - новые ресурсы (например, книги, периодика и непечатные материалы), рек­ламные материалы (например, плакаты);
  • - канцелярские принадлежности и административные материалы;
  • - рекламные мероприятия;
  • - информационные и коммуникационные технологии, программные средства, а также лицензионные издержки (если они не включены в общешкольную смету расходов на информационные и коммуникационные технологии).

Как правило, средства на комплектование школьной библиотеки должны со­ставлять не менее 5% школьного бюджета на одного учащегося. Сюда не входят фонд заработной платы, специальные расходы на обучение, транспортный фонд и фонд модификации оборудования.

Затраты по персоналу могут закладываться в библиотечный бюджет, но в неко­торых школах бывает целесообразнее включать их в общий фонд зарплаты шко­лы. Следует подчеркнуть, что в формировании фонда зарплаты по библиотечно­му персоналу должен принимать участие заведующий библиотекой. Объем средств на комплектование кадрами тесно связан с такими важными вопросами, как время работы школьной библиотеки, уровень и ассортимент предлагаемых ею услуг. В случае специальных проектов и других нововведений (типа установки новых стеллажей) иногда бывает необходимо подать заявку на дополнительные средства.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

Необходимо, чтобы расходование бюджетных средств тщательно планирова­лось на весь год и укладывалось в рамки руководящих принципов библиотеки. Ежегодные отчеты должны давать представление о том, как расходовался библио­течный бюджет. Из них должно быть видно, хватило ли средств для выполнения стоящих перед библиотекой задач и достижения зафиксированных в ее руководя­щих принципах целей.

У школьного библиотекаря не должно быть сомнений в том, что библиотеке не­обходимо иметь адекватный бюджет. И иногда, занимаясь обслуживанием всего школьного сообщества, ему приходится внушать эту мысль начальству.

Вот некоторые доводы, которые можно приводить для обоснования увеличения финансовой поддержки библиотеки:

  • - размеры штата и фонда школьной библиотеки - наилучший прогнозирую­щий показатель успеваемости учащихся;
  • - как правило, учащиеся получают более высокие оценки по стандартным ис­пытаниям в тех школах, где - независимо от других факторов (например, эконо­мических) - школьная библиотека лучше укомплектована персоналом, книгами, журналами и видеоматериалами.

2.2. Расположение и площади

Важная образовательная роль школьной библиотеки должна отражаться в ее ос­нащении, мебели и оборудовании. Крайне важно, чтобы при проектировании но­вых и реконструкции существующих школьных зданий учитывались функции и характер использования школьной библиотеки.

В оценке оснащенности школьной библиотеки не существует какого-либо еди­ного набора количественных показателей. Однако имеет смысл принять некую формулу, на основе которой можно планировать сметные расходы, с тем чтобы каждая новая библиотека в максимальной степени соответствовала потребностям школы. В процессе планирования учитываются следующие моменты:

  • - центральное расположение, желательно на первом этаже;
  • - доступность, т.е. близость ко всем учебным зонам;
  • - фактор шума: хотя бы часть библиотеки должна быть изолирована от внеш­них источников шума;
  • - соответствующая и достаточная освещенность (через окна и искусственное освещение);
  • - соответствующая температура внутри помещений (например, кондициони­рование воздуха, отопление) для обеспечения хороших рабочих условий в течение всего года, а также сохранности фонда;
  • - проектное решение должно учитывать особые потребности пользователей-инвалидов;
  • - достаточные размеры, чтобы хватало площадей для размещения фондов ху­дожественной и другой литературы, книг в переплете или обложке, газет, журна­лов и непечатных ресурсов, мест для хранения, занятий, чтения, компьютерных рабочих станций, а также выставочного пространства, рабочих помещений и сто­ла выдачи;
  • - гибкость, позволяющая осуществлять разнообразные виды работ и в пер­спективе вносить изменения в учебную программу и технологии.

При проектировании новой библиотеки целесообразно выделить в ней такие зоны, как:

  • - зона занятий и исследований, где размещаются справочный стол, каталоги, онлайновые рабочие станции, столы для учебной и научной работы, справочные материалы и основные коллекции;
  • - неформальная читательская зона для книг и периодики, которая способству­ет развитию грамотности, непрерывному образованию и чтению для удовольствия;
  • - учебная зона с сиденьями для организованных занятий небольших групп, больших групп и целого класса, а также учебная доска с соответствующими техни­ческими средствами обучения и демонстрационной поверхностью;
  • - производственная и проектная зона, где проводятся практические занятия и встречи отдельных лиц, команд и классов, а также находится оборудование для со­здания мультимедийных материалов;
  • - административная зона: абонементный стол, рабочие помещения, место для обработки мультимедийных материалов и место для хранения аудиовизуального и прочего оборудования и материалов.

2.3. Мебель и оборудование

Качество работы школьной библиотеки по обслуживанию школы в значитель­ной степени определяется тем, как организовано в ней пространство. Хорошее эс­тетическое оформление вызывает ощущение гостеприимства и желание проводить время в библиотеке.

Правильно оснащенная школьная библиотека характеризуется следующими по­казателями:

  • - безопасность;
  • - хорошая освещенность;
  • - использование прочной, долговечной и функциональной мебели, которая со­ответствует площадям, видам работ и категориям пользователей данной библиоте­ки;
  • - организация пространства библиотеки в максимальной степени соответству­ет конкретным требованиям школьников и педагогов;
  • - помещение библиотеки можно адаптировать к изменениям в библиотечных программах, учебном плане школы, а также к новым аудио-, видео- и информаци­онным технологиям;
  • - организация пространства библиотеки обеспечивает правильные эксплуата­цию, содержание и безопасность мебели, техники, оборудования и материалов;
  • - работа библиотеки направлена на предоставление равного и своевременного доступа к хорошо организованному и разнообразному собранию ресурсов;
  • - библиотека эстетически привлекательна для пользователей и содействует от­дыху и учебе; в ней четкие и красиво выполненные указатели и вывески.

2.4. Электронное и аудиовизуальное оборудование

Одна из важных функций школьной библиотеки - служить окном в наш сего­дняшний мир, основанный на информации. Поэтому она должна предоставлять возможность пользоваться всей необходимой электронной, вычислительной и аудиовизуальной техникой. Сюда входят:

  • - автоматизированные рабочие места с доступом к Интернету;
  • - общедоступные электронные каталоги, приспособленные к разным возрас­там и уровням учащихся;
  • - магнитофоны;
  • - СD-проигрыватели;

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

  • - сканеры;
  • - видеопроигрыватели;

- компьютерное оборудование, модифицированное с учетом потребностей
слабовидящих или других лиц с физическими недостатками.

Компьютерная мебель должна быть специально спроектирована для детей и легко регулироваться под их рост.

2.5. Материальные ресурсы

Исключительно важно, чтобы библиотека располагала хорошим помещением и широким выбором высококачественных ресурсов. Отсюда вытекает большое зна­чение политики формирования фонда. Она определяет назначение, охват и содер­жание библиотечного фонда, а также доступ к внешним ресурсам.

2.6. Политика формирования фонда

Школьная библиотека обязана предоставлять доступ к широкому кругу ресур­сов, удовлетворяющих нужды пользователей в сфере образования, информации и формирования личности. Крайне важно, чтобы коллекции формировались не­прерывно, давая возможность читателям постоянно пользоваться новыми мате­риалами.

Сотрудникам школьной библиотеки совместно с администрацией и учителями необходимо выработать единую политику формирования фонда, которая исходила бы из учебного плана, конкретных нужд и интересов школьного сообщества и при этом отражала все разнообразие мира за стенами школы.

Соответствующий документ должен отражать следующие моменты:

- Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках (раздел «Миссия
школьной библиотеки»);

  • - заявления по вопросу интеллектуальной свободы;
  • - заявления о свободе информации;
  • - цели политики формирования фонда и учет в ней задач школы и учебного плана;
  • - долгосрочные и краткосрочные цели.

2.7. Фонд библиотечных материалов

Cчитается, что адекватный уровень укомплектованности книжными материа­лами - 10 книг на учащегося. Если иметь в виду хорошо сбалансированный книж­ный фонд для детей всех возрастов, способностей и происхождения, тогда самые маленькие школьные библиотеки должны содержать не меньше 2500 единиц акту­альных и современных документов. Минимум 60% фонда должны составлять свя­занные с учебным процессом материалы небеллетристического характера.

Помимо этого школьной библиотеке следует приобретать и материалы для до­суга, например популярные романы, компакт-диски, компьютерные игры, видео­кассеты, лазерные видеодиски, журналы и постеры. Такие материалы можно отби­рать совместно с учащимися, с тем чтобы они отражали их интересы и культуру, не выходя при этом за разумные границы нравственных норм.

2.8. Электронные ресурсы

Ассортимент услуг школьной библиотеки включает доступ к ресурсам элек­тронной информации, которые должны отражать учебную программу, а также ин-

тересы и культуру пользователей. Электронные ресурсы - это доступ к Интерне­ту, специализированные справочные и полнотекстовые базы данных, а также па­кеты прикладных программ учебного характера. Они могут быть на сидиромах или DVD.

При выборе системы каталога крайне важно, чтобы он был пригоден для клас­сификации и каталогизации библиотечных ресурсов согласно общепринятым меж­дународным или национальным правилам. Это упрощает задачу интеграции тако­го каталога в более широкие сети. Во многих странах мира местные школьные биб­лиотеки получают большую пользу от членства в сводном каталоге. Такое сотруд­ничество способно повысить эффективность и качество обработки книг и облегча­ет объединение ресурсов для достижения максимального эффекта.

ГЛАВА 3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Заведующий школьной библиотекой - профессионально подготовленный

сотрудник, отвечающий за планирование и работу школьной библиотеки,

которая укомплектована по возможности достаточным штатом сотрудников.

Он работает совместно со всеми членами школьного сообщества и

поддерживает связь с публичной библиотекой и другими организациями.

3.1. Штат библиотеки

Широта и качество библиотечного обслуживания зависят от кадровых ресурсов внутри и вне школьной библиотеки. Поэтому первостепенное значение имеет на­личие хорошо обученного и добросовестно работающего штата, который должен соответствовать размеру школы и ее конкретным потребностям в библиотечном обслуживании. Термин «штат» означает в данном случае квалифицированного за­ведующего библиотекой и его заместителя. Помимо них может иметься и вспомо­гательный персонал, например учителя, техники, родители и другие добровольцы. Заведующий школьной библиотекой должен иметь профессиональное образова­ние и соответствующую квалификацию и помимо этого - подготовку по педагоги­ческой теории и методике.

Одна из главных задач управления персоналом в школьной библиотеке состоит в том, чтобы все ее сотрудники хорошо понимали принципы библиотечного обслу­живания, имели четко определенный круг обязанностей, принимались на работу согласно действующему законодательству и получали достойное жалованье, соот­ветствующее их профессиональному уровню.

Добровольцы не должны использоваться взамен штатных сотрудников, но могут работать по контракту как вспомогательный персонал, причем в контракте должна быть закреплена официальная основа, на которой они участвуют в работе школь­ной библиотеки. По вопросам развития услуг школьной библиотеки можно при­влекать в качестве внешних экспертов консультантов местного или общенацио­нального уровня.

3.2. Роль заведующего школьной библиотекой

Основная роль заведующего библиотекой - участие в реализации миссии и це­лей школы (включая оценку результатов), формулирование и осуществление мис­сии и целей школьной библиотеки. Заведующий библиотекой в сотрудничестве с руководством школы, администраторами и учителями участвует в планировании и осуществлении учебного плана. Заведующий библиотекой обладает знаниями и

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

умениями в области информационного обслуживания и решения информацион­ных задач, а также навыками работы с любыми ресурсами, как печатными, так и электронными. Его знания, умения и навыки должны соответствовать потребнос­тям данного школьного сообщества. Кроме того, заведующий библиотекой должен руководить работой по пропаганде чтения и детской литературы, мультимедийных материалов и культуры в целом.

Чтобы библиотека могла заниматься междисциплинарной деятельностью, ей не обойтись без помощи администрации школы. Заведующий библиотекой подотче­тен непосредственно директору школы или его заместителю. Исключительно важ­но, чтобы заведующий библиотекой считался равноправным членом педагогичес­кого коллектива и мог участвовать в общей работе и во всех совещаниях как руко­водитель библиотечного подразделения.

Заведующий библиотекой должен создать такую обстановку для учебы и досуга, которая была бы привлекательна, гостеприимна и доступна для всех без боязни или предубеждения. Все работники школьной библиотеки должны поддерживать хорошие взаимоотношения с детьми, молодежью и взрослыми.

3.3. Роль библиотекаря школьной библиотеки

Библиотекарь подотчетен заведующему библиотекой и помогает ему в работе. Эта должность требует канцелярских и технических знаний и умений. Библиоте­карь должен иметь базовую подготовку по библиотечному делу; в противном слу­чае ему должна ее обеспечить библиотека. Среди служебных обязанностей библи­отекаря - повседневная работа по расстановке, регистрации выдачи и возврата ли­тературы, обработка библиотечных материалов.

3.4. Сотрудничество между учителями и заведующим школьной библиотекой

Чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки, необходи­мо сотрудничество между учителями и школьным библиотекарем.

Сотрудничество учителей с библиотекарями направлено на то, чтобы:

  • - развивать и обучать школьников, оценивать их успеваемость по всем предме­там учебного плана;
  • - развивать и оценивать информационные навыки и информационные знания учащихся;
  • - разрабатывать планы уроков;
  • - готовить и проводить специальные проектные задания, выполняемые в рас­ширенной среде обучения, которая включает библиотеку;
  • - готовить и проводить программы пропаганды чтения и культурные меропри­ятия;
  • - внедрять в учебную программу информационные технологии;
  • - доносить до родителей значение школьной библиотеки.

3.5. Навыки, необходимые сотрудникам школьной библиотеки

Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: уча­щихся, учителей, администраторов, воспитателей, а также родителей. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия. Основные группы пользователей - это учащиеся и учителя, но нужно иметь в ви­ду и другие категории специалистов, а именно администраторов и воспитателей.

Основные качества и умения, необходимые сотрудникам школьной библиоте­ки, можно определить следующим образом:

  • - умение доброжелательно и без предубеждения общаться с детьми и взрослы­ми;
  • - умение понять, в чем именно нуждается пользователь;
  • - умение совместно работать с отдельными лицами и группами внутри и вне школьного сообщества;
  • - знание и понимание многообразия культур;
  • - знание методики обучения и педагогической теории;
  • - информационные навыки и умение работать с информацией;
  • - знание материалов, составляющих библиотечный фонд, и умение находить их;
  • - знание детской литературы, мультимедийных материалов и культуры;
  • - знания и умения в сфере управления и маркетинга;
  • - знания и умения в сфере информационной техники.

3.6. Служебные обязанности заведующего школьной библиотекой

Заведующий школьной библиотекой обязан:

  • - анализировать потребности школьного сообщества в ресурсах и информации;
  • - формулировать и проводить общие принципы развития библиотечного об­служивания;
  • - вырабатывать политику и план комплектования библиотечных ресурсов;
  • - каталогизировать и классифицировать библиотечные материалы;
  • - обучать пользованию библиотекой;
  • - обучать информационной грамотности;
  • - помогать учащимся и учителям в работе с библиотечными ресурсами и ин­формационной техникой;
  • - отвечать на справочно-информационные запросы с помощью соответствую­щих материалов;
  • - претворять в жизнь программы пропаганды чтения и культурные мероприя­тия;
  • - участвовать в планировании, связанном с реализацией учебного плана;
  • - участвовать в подготовке, осуществлении и оценке учебного процесса;

- содействовать тому, чтобы библиотечное обслуживание оценивалось как
стандартная составляющая общей системы оценки школы;

  • - налаживать партнерские отношения с внешними организациями;
  • - составлять и исполнять бюджет;
  • - заниматься стратегическим планированием;
  • - руководить сотрудниками библиотеки и обучать их.

3.7. Нравственные нормы

Сотрудники библиотеки обязаны соблюдать высокие нравственные нормы в своих отношениях со всеми членами школьного сообщества. Они должны быть равны в обращении со всеми пользователями, независимо от их способностей и происхождения. Обслуживание следует обязательно адаптировать к нуждам каждо­го пользователя. Для укрепления роли школьной библиотеки как открытой и безо­пасной учебной среды ее сотрудники должны подчеркивать, что их функция - быть советчиками, а не преподавателями в обычном смысле. Это означает прежде всего то, что в процессе библиотечного обслуживания они должны стремиться по­ставить себя на место пользователя и не допускать никакой пристрастности по при­чине собственных взглядов или предрассудков.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

ГЛАВА 4. ПРОГРАММЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Школьная библиотека есть неотъемлемая часть образовательного процесса

4.1. Программы

В государственных программах развития образования школьные библиотеки должны рассматриваться как жизненно важные средства для достижения масштаб­ных целей в следующих областях:

  • - информационная грамотность для всех, которая постепенно развивается и находит признание во всех звеньях школьного образования;
  • - наличие информационных ресурсов для учащихся всех уровней;
  • - свободное распространение информации и знаний для всех категорий уча­щихся с целью осуществления демократических прав и прав человека.

Желательно иметь специальные программы развития школьных библиотек как на местном, так и на государственном уровнях. Подобные программы могут преду­сматривать разные цели и мероприятия, которые зависят от конкретных условий. Вот несколько примеров таких мероприятий:

  • - выработка и публикация национальных (и местных) стандартов и методиче­ских рекомендаций для школьных библиотек;
  • - создание показательных библиотек для демонстрации передового опыта;
  • - создание комитетов по школьным библиотекам на государственном и мест­ном уровнях;
  • - создание официальной базы для сотрудничества между школьными и пуб­личными библиотеками на государственном и местном уровнях;
  • - внедрение программ профессиональной подготовки школьных библиоте­карей;
  • - обеспечение финансирования проектов, осуществляемых школьными биб­лиотеками, например кампаний пропаганды чтения;
  • - организация и финансирование научных проектов, связанных с деятельнос­тью и развитием школьных библиотек.

4.2. Сотрудничество и объединение ресурсов с публичными библиотеками

Для улучшения библиотечного обслуживания детей и молодежи в данном насе­ленном пункте имеет смысл наладить сотрудничество между школьными и пуб­личными библиотеками. Текст соглашения о сотрудничестве должен включать следующие пункты:

  • - единые показатели сотрудничества;
  • - уточнение и определение сфер сотрудничества;
  • - разъяснение экономических последствий и порядок распределения издержек;
  • - срок осуществления сотрудничества. Вот примеры областей, где возможно сотрудничество:
  • - совместная подготовка кадров;
  • - совместное формирование фондов;
  • - совместная разработка программ;
  • - координация работы электронных услуг и сетей;
  • - создание средств обучения и работы по обучению пользователей;
  • - посещение классами публичной библиотеки;
  • - совместные чтения и пропаганда чтения;
  • - совместный маркетинг библиотечных услуг для детей и молодежи.

ГЛАВА 1

4.3. Деятельность на уровне школы

Школьная библиотека должна вести самую разнообразную работу и быть одним из главных действующих лиц в реализации миссии и концепции школы. Она долж­на стремиться обслуживать всех потенциальных пользователей внутри школьного сообщества и удовлетворять конкретные потребности разных целевых групп.

Таким образом, разработка программы и мероприятий должна вестись в тесном сотрудничестве со следующими лицами:

  • - директором школы;
  • - руководителями структурных подразделений;
  • - учителями;
  • - техническими работниками;
  • - учащимися. Степень удовлетворенности пользователей зависит от того, насколько школьная

библиотека способна выявить информационные нужды отдельных лиц и групп и предоставлять такие услуги, которые отражали бы изменения в потребностях школьного сообщества.

Директор школы и школьная библиотека

Как руководитель учебного процесса в школе и главное лицо в создании базы и обстановки для осуществления учебного плана, директор должен понимать значе­ние хорошо работающей библиотеки и поощрять ее использование.

Директор должен тесно сотрудничать с библиотекой в разработке планов разви­тия школы, особенно в сфере информационной грамотности и программ пропа­ганды чтения. При реализации планов директор школы обязан позаботиться о гиб­ком временном графике и планировании ресурсов, с тем чтобы обеспечить учите­лям и учащимся максимальные возможности для пользования библиотекой и ее ус­лугами.

Директор также обеспечивает сотрудничество между учителями и сотрудниками библиотеки. Он должен гарантировать участие школьных библиотекарей в учебном процессе, работе по подготовке учебного плана, непрерывном повышении квали­фикации персонала, оценке программ и оценке успеваемости учеников.

Оценивая работу школы в целом, директор должен учитывать и работу библио­теки (см. главу 1), подчеркивая при этом существенный вклад, который вносит сильная школьная библиотека в выполнение установленных образовательных стандартов.

Руководители структурных подразделений и школьная библиотека

Руководители всех структурных подразделений - главные лица, отвечающие за профессиональную деятельность, - должны сотрудничать с библиотекой и забо­титься о том, чтобы ассортимент ее информационных ресурсов и услуг соответст­вовал конкретным потребностям их подразделений. Как и директор, руководитель структурного подразделения должен привлекать библиотеку к составлению планов развития подразделения и иметь ее в виду как жизненно важный элемент среды обучения и ресурсный центр.

Учителя и библиотека

О сотрудничестве учителей со школьным библиотекарем уже говорилось в раз­деле 3.4. Здесь же имеет смысл остановиться на ряде дополнительных моментов.

При отборе учебных материалов учителя руководствуются собственными педа­гогическими принципами. Некоторые методики, построенные на традиционном

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

представлении о том, что главными образовательными ресурсами являются учи­тель и учебник, игнорируют роль библиотеки в учебном процессе. Когда же эта точка зрения соединяется с сильным стремлением держать дверь класса закрытой и жестко контролировать учебную работу школьников, тогда в сознании учителя библиотека тем более не считается важным элементом информационного обеспе­чения. Даже если большинство учителей придерживаются методов «трансляцион­ного» обучения и потому видят в учащихся пассивные хранилища, которые пред­стоит заполнить ими же отобранными знаниями, все равно библиотеке важно оп­ределить свою роль обеспечивающей службы, связанной с учебным планом. В об­разовательной ситуации, построенной на вышеописанных принципах, библиотеке для установления партнерских отношений следует особенно развивать обслужива­ние педагогов. При этом следует подчеркивать следующие моменты:

  • - способность библиотеки предоставлять педагогам такие ресурсы, которые расширяют их предметные знания или улучшают методики обучения;
  • - способность библиотеки предоставлять ресурсы для разных методов оценки учащихся;
  • - роль библиотеки как рабочего партнера при планировании заданий, выпол­няемых в классе;
  • - способность библиотеки помогать учителям в ситуации неоднородного клас­са путем организации специальных видов обслуживания для тех, кто нуждается в большей поддержке или большем стимулировании;
  • - роль библиотеки как двери во «всемирную деревню» (благодаря МБА и элек­тронной сети).

Педагоги, придерживающиеся более прогрессивных и открытых педагогичес­ких принципов, как правило, больше пользуются библиотекой. Помимо вышеука­занных функций и возможностей, они могут, отходя от традиционных дидактиче­ских методик, использовать библиотеку как одно из мест обучения. Чтобы активи­зировать участие школьников в учебном процессе и развить в них навыки самосто­ятельного обучения, педагоги могут сотрудничать с библиотекой в следующих об­ластях:

  • - информационная грамотность - развитие в учащихся пытливости и воспита­ние в них способности к критическому и творческому использованию информации;
  • - проектные работы и задания;
  • - поощрение к чтению учащихся всех ступеней как индивидуально, так и в группах.

Учащиеся и библиотека

Учащиеся - это главная целевая группа пользователей библиотеки. Сотрудни­чество с другими членами школьного сообщества имеет значение лишь постольку, поскольку оно в интересах учеников.

Учащиеся пользуются библиотекой для самых разных целей. Важно, чтобы они ощущали ее как открытую, свободную, не враждебную образовательную среду, где они могут работать над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах.

Обычно работа школьников в библиотеке заключается в следующем:

  • - выполнение традиционных домашних заданий;
  • - работа над проектами и решение проблем;
  • - поиск и использование информации;
  • - формирование портфелей и материалов, которые затем представляются учи­телям и одноклассникам.

Использование Интернета

Особая проблема для всех пользователей библиотеки - новые электронные ре­сурсы. Работа с ними иногда создает большие сложности. Здесь важна роль школь­ного библиотекаря, который может объяснить, что эти ресурсы - лишь инструмен­ты обучения и образования, что они не самоцель, а только средства для достижения цели.

Пользователи, приходя в библиотеку за информацией, способны потерять ве­ру в свои силы. Они-то думают, что стоит им войти в Интернет, как все их ин­формационные проблемы будут решены. Обычно все бывает как раз наоборот. Школьный библиотекарь может помочь им в работе с Интернетом, а также уменьшить разочарование, возникающее у них в результате поиска информации. Самое главное - за максимально короткое время найти в Интернете релевант­ную и качественную информацию. Сами же учащиеся должны постепенно выра­ботать в себе умение находить, синтезировать и усваивать информацию и новые знания из всех предметных областей данного собрания ресурсов. Вот почему ор­ганизация и осуществление программ информационной грамотности - в числе самых важных задач библиотеки (об этом же см. выше раздел «Учителя и библи­отека»).

Культурная функция школьной библиотеки

Библиотекой можно пользоваться и в неформальной обстановке как эстетичес­ки привлекательным, культурным и располагающим к работе местом, где есть раз­нообразные журналы, романы, публикации и аудиовизуальные ресурсы.

В библиотеке можно проводить специальные мероприятия, например выставки, встречи с писателями и международные дни грамотности. При наличии места дети могут устраивать здесь литературные представления для родителей и других учени­ков, а заведующий библиотекой - проводить обсуждение книг и чтение сказок для младших школьников. Он же может пробуждать интерес к чтению и осуществлять программы пропаганды чтения, цель которых - научить детей понимать литерату­ру. Мероприятия по поощрению чтения имеют не только учебные, но и культурные аспекты. Существует прямая зависимость между уровнем чтения и показателями успеваемости. Выдавая литературу пользователям, библиотекарь должен всегда проявлять практичность и гибкость. Необходимо считаться с их индивидуальными интересами и признавать их личные права. Чтение беллетристики и иной литерату­ры, отвечающей потребностям и уровню школьников, может стимулировать про­цессы социализации и формирования личности.

Сотрудничество с родителями

В разных странах существуют различные традиции привлечения родителей и опекунов к жизни школы. Библиотека располагает возможностями для вовлечения родителей в школьную работу. Родители могут на добровольных началах выпол­нять практические задачи и помогать сотрудникам библиотеки. Они могут участво­вать в программах пропаганды чтения, поощряя домашнее чтение своих детей, а также в группах обсуждения литературы вместе со своими детьми. Тем самым они помогают повысить эффективность мероприятий по развитию чтения.

Еще один способ привлечения родителей к сотрудничеству - организация груп­пы «друзья библиотеки». Такая группа может заниматься сбором дополнительных средств для библиотеки и помогать ей в организации специальных культурных ме­роприятий, требующих более значительных ресурсов, чем имеются в распоряже­нии библиотеки.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

ГЛАВА 5. ПРОПАГАНДА БИБЛИОТЕКИ И УЧЕНИЯ

5.1. Пропаганда

Необходимо активно пропагандировать услуги и возможности, предоставляе­мые школьной библиотекой, для того чтобы целевые группы пользователей всегда сознавали ее важнейшую роль как партнера в учении и как путь ко всевозможным информационным ресурсам. Целевые группы уже несколько раз упоминались в предыдущих главах. К ним относятся директор и другие представители админист­рации школы, руководители подразделений, педагоги, ученики, воспитатели и ро­дители. Важно, чтобы пропаганда соответствовала характеру школы и ориентиро­валась на разные целевые группы.

5.2. Политика маркетинга

Школьная библиотека должна иметь документ, излагающий проводимую ею политику маркетинга. Составлять его следует совместно с администрацией школы и учителями.

Этот программный документ должен включать следующие элементы:

  • - цели и стратегии;
  • - план работы, обеспечивающий достижение поставленных целей;
  • - методы оценки. Необходимые акции зависят от поставленных целей и положения дел на местах.

Вот примерный перечень некоторых существенных вопросов:

  • - формирование и ведение веб-сайтов школьных библиотек, которые рекламиру­ют библиотечные услуги и дают ссылки на близкие по тематике веб-сайты и порталы;
  • - организация выставок и демонстраций;
  • - подготовка материалов с информацией о часах работы, услугах и фонде биб­лиотеки;
  • - подготовка и распространение списков ресурсов и брошюр по учебному пла­ну, а также по сквозным темам школьных программ;
  • - ознакомление с библиотекой на встречах с новыми учениками и их родителями;
  • - организация групп «друзья библиотеки» (для родителей и других людей);
  • - проведение книжных ярмарок и кампаний пропаганды чтения и грамотности;
  • - создание эффективной системы указателей снаружи и внутри здания;
  • - установление связей с другими организациями в данном регионе, например с публичными библиотеками, музеями и краеведческими объединениями.

Необходимо ежегодно оценивать, анализировать и пересматривать план работы, а раз в два года нужно обсуждать весь программный документ от начала до конца.

5.3. Обучение пользователей

Библиотечные курсы и программы, предназначенные для обучения учащихся и педагогов пользованию библиотекой, - это, может быть, самое эффективное сред­ство маркетинга. Вот почему исключительно важно, чтобы такие курсы были хоро­шо построены и характеризовались широтой и сбалансированностью.

Поскольку подобные программы играют важнейшую роль в библиотеке, их можно было бы рассматривать и в главе 4. Однако маркетинговый аспект настоль­ко существен для всех видов обучения пользователей, что, пожалуй, правильнее все же рассматривать эту тему в настоящей главе.

На специальных курсах учителя должны получать ясное представление о роли библиотеки в учебном процессе и о том, какую помощь им может оказать персонал

библиотеки. Такие курсы должны делать акцент на практическом обучении поиску информации по школьным предметам. Через собственный опыт нахождения соот­ветствующих ресурсов учителя скорее научатся понимать, как именно может биб­лиотека дополнять работу в классе, и стать органичной частью учебных тем.

Курсы обучения школьников, как и все другие учебные программы, должны изла­гаться в логической последовательности, чтобы обеспечить постепенность и непре­рывность учебного процесса. Это значит, что навыки и ресурсы необходимо вводить постепенно, поэтапно и по уровням. Заведующий школьной библиотекой - главный ответственный за программы обучения пользователей, но при этом он должен сотруд­ничать с учителями, с тем чтобы как можно теснее увязать различные компоненты этих программ с учебным планом. На библиотечных уроках всегда должен присутст­вовать учитель, который наряду с библиотекарем выступает в роли консультанта.

В обучении пользователей необходимо учитывать три основных момента:

  • - знание библиотеки: для чего она служит, какие услуги предоставляет, как ор­ганизована и какими ресурсами располагает;
  • - навыки поиска и использования информации;
  • - мотивации для обращения к библиотеке в ходе формальных и неформальных учебных проектов.

5.4. Примерная программа развития навыков учения и информационной грамотности

Основные принципы

Информационно грамотные учащиеся должны уметь вполне самостоятельно учиться. Они должны:

  • - осознавать свои информационные потребности и активно включаться в мир мысли;
  • - демонстрировать уверенность в своем умении решать проблемы и знать, ка­кая информация соответствует их запросу;
  • - уметь работать с техникой при поиске и передаче информации;
  • - уметь уверенно действовать в ситуациях, допускающих многозначные реше­ния, а также не имеющих решения;

- работать на высоком уровне и создавать качественные продукты.
Информационно грамотные учащиеся должны быть гибки, уметь приспосабли­
ваться к переменам и быть способны работать как индивидуально, так и в группах.

В методических рекомендациях по информационной грамотности всем уча­щимся предлагается процесс обучения, переносимый на разные предметные обла­сти, а также из учебной среды в реальную жизнь. Эти рекомендации устанавливают следующие принципы:

  • - учащийся должен уметь извлекать смысл из информации;
  • - учащийся должен уметь создавать качественный продукт;
  • - учащийся должен учиться самостоятельно;
  • - учащийся должен успешно действовать внутри рабочей группы;
  • - учащийся должен использовать информацию и информационную технику от­ветственно и с соблюдением морально-нравственных норм.

Ниже дается список тех навыков, которые позволяют «оживить» эти принципы:

  • - навыки самообучения;
  • - навыки сотрудничества;
  • - навыки планирования;
  • - навыки поиска и сбора информации;

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

  • - навыки сортировки и оценивания информации;
  • - навыки организации и записи информации;
  • - навыки коммуникации и реализации;
  • - навыки оценки результатов.

Навыки самообучения

Навыки самообучения играют решающую роль в формировании личности, ко­торая стремится учиться всю жизнь. Люди, занимающиеся самообразованием, должны уметь установить для себя четкие информационные цели и контролиро­вать процесс их достижения.

Такие люди должны уметь работать с различными носителями информации для удовлетворения своих информационных и личностных потребностей, находить от­веты на вопросы, рассматривать альтернативные варианты и оценивать разные точки зрения. Они должны уметь обращаться за помощью и понимать организа­цию и структуру библиотеки. Роль библиотекаря - быть помощником в учебном процессе, который не обучает, а консультирует школьников.

Навыки сотрудничества

Школьная библиотека - это такое место, где индивидуальные различия поль­зователей переплетаются с разнообразием ресурсов и технических средств. Когда учащиеся работают в группе, они вырабатывают умение конструктивно защищать и критиковать те или иные мнения. Они признают разнообразие идей и проявляют уважение к чужому опыту и стилю учебы. Кроме того, они учатся создавать проек­ты, отражающие различия между людьми и помогающие объединять индивидуаль­ные отдельные задания в конечный продукт. При групповой работе в библиотеке, когда она используется как источник ресурсов для решения проблем, школьный библиотекарь может выступать как консультант и по мере необходимости помогать отдельным членам группы.

Навыки планирования

Навыки планирования - необходимая предпосылка для выполнения любых исследовательских задач и заданий, для работы над любыми проектами, сочинени­ями или темами. На начальных этапах процесса обучения такие виды работы, как мозговая атака, правильное формулирование вопросов и выделение ключевых слов, требуют не только постоянной практики, но и творческих способностей.

Учащийся, овладевший навыками планирования, умеет поставить цель, сфор­мулировать возникшие проблемы и найти такие методы работы, которые необхо­димы для достижения цели. Библиотекарь должен быть вовлечен в процесс плани­рования в той мере, в какой этого желают учащиеся. От библиотекаря требуется, чтобы с самого начала работы он консультировал их по имеющимся ресурсам и жизненности того или иного задания.

Навыки поиска и сбора информации

Умение отыскать и собрать информацию - это базовые навыки, которыми дол­жен овладеть учащийся, чтобы самостоятельно заниматься ее поиском в библиоте­ке. Эти навыки включают понимание алфавитного и цифрового порядка и работу с различными средствами поиска информации в компьютерных базах данных и в Интернете. Навыки поиска требуют закрепления. Нужно, чтобы они были связаны с учебным планом в целом и развивались постепенно в рамках школьных предме­тов. Упражнения в этих навыках включают работу с указателями, широким кругом справочных источников и всем арсеналом средств информационной техники. Хо-

роший ученик, овладевший этими навыками, умеет применять их к разным спосо­бам создания информации, таким как обзор, опрос, эксперимент, наблюдение и изучение источников. Обязанность школьного библиотекаря - разрабатывать кур­сы обучения поиску и сбору информации, которые можно было бы адаптировать к конкретным нуждам отдельных людей и групп. Эту работу нужно вести совместно с педагогами. Во многих отношениях развитие указанных навыков составляет са­мую существенную часть обучения пользователей в библиотеке.

Навыки сортировки и оценивания информации

Учащиеся должны развивать в себе навыки критического и оценочного мышле­ния. Наряду с вышеуказанными, эти навыки имеют жизненно важное значение для обеспечения максимальной результативности пользования библиотекой.

Программы, предназначенные для выработки этих навыков, должны включать следующие виды упражнений:

  • - формулирование правильных вопросов;
  • - определение наиболее подходящих ресурсов;
  • - использование различных стратегий;
  • - установление разумных временных рамок;
  • - принятие критических решений.

Особое внимание библиотекарю нужно уделять тому, чтобы ориентировать уча­щихся на поиск релевантной, современной и надежной информации, а также вы­явление неточностей или необъективности в чем-либо. Работать следует с широ­ким кругом ресурсов, которые ученики должны сравнивать и оценивать, с тем что­бы их гипотезы и выводы строились на максимально широкой базе знаний. Хоро­ший ученик должен уметь определять критерии авторитетности, полноты, формы и релевантности, точки зрения, надежности и своевременности.

Навыки организации и записи информации

Традиционно считается, что функция библиотеки - поиск и отбор информа­ции. Последующие же процессы организации и использования этой информации не признаются функцией библиотеки. Однако в школьной библиотеке эти процес­сы столь же важны, как и первые. Библиотекарь также должен помогать ученикам в развитии навыков организации и использования информации в ходе работы над проектами и заданиями. Поэтому ему необходимо хорошо разбираться в установ­ленной форме отчета о проекте, и он обязан консультировать учеников по форму­лированию заголовков, названий глав и библиографических ссылок. Кроме того, в библиотеке при помощи заведующего библиотекой у школьников должны выраба­тываться такие навыки, как составление резюме, цитирование и составление пол­ных и точных списков литературы. Хороший ученик должен уметь делать записи, сохранять информацию и подготавливать ее к использованию.

Навыки коммуникации и реализации

Один из самых трудно приобретаемых навыков - умение интерпретировать ин­формацию и использовать ее в работе над проектами и заданиями. Через эти уме­ния учащиеся показывают, действительно ли они понимают излагаемую ими ин­формацию. Преобразование собранной информации в личные знания - это на са­мом деле весьма сложная деятельность.

Умение обрабатывать информацию предполагает, что школьник умеет:

  • - объединять информацию из разных источников;
  • - делать умозаключения;
  • - делать выводы;
  • - выстраивать смысл;
  • - связывать новую информацию с предшествующим знанием. Кроме того, хороший ученик должен уметь:
  • - внятно излагать свои мысли;
  • - следовать в своей работе заявленным целям и критериям;
  • - уметь хорошо представить свою работу. Роль библиотекаря заключается здесь в том, чтобы консультировать и обучать

учащихся этим видам работы и создавать в библиотеке такую учебную обстановку, которая обеспечивает ученику необходимую поддержку.

Навыки оценки результатов

Заключительный этап учебного проекта заключается в оценке процесса и ре­зультата. Исключительно важно, чтобы учащиеся умели критически осмысливать свою работу и то, чего они достигли. Поэтому хороший учащийся должен уметь:

  • - сопоставлять готовую работу с первоначальным планом и определять, была ли достигнута поставленная цель;
  • - определять сильные и слабые стороны учебного проекта;

- размышлять о возможности его улучшения и значении для будущих заданий.
Есть две причины, по которым в процесс оценки наряду с учителями должен

быть вовлечен и библиотекарь. Во-первых, это нужно для того, чтобы понять, в ка­кой мере библиотека удовлетворяет потребности пользователей, и, во-вторых, что­бы библиотекарь действовал как активный партнер в учебном процессе, способ­ный пролить свет на связь между учебным процессом и конечным результатом.

Во многих странах, регионах и отдельных школьных библиотеках разработаны весьма удачные планы обучения пользователей. Некоторые из них можно найти в Интернете.

Перевод с англ. Эрика Азгальдова

http://www.rusla.ru/rsba/provision/ruk_IFLA_UNESKO.pdf


Другие материалы по теме

Аудитория:

Библиотекарь

Тип документа:

Руководство
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"