Рекомендации парламентских слушаний

Официальное название документа:
Рекомендации парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей» (утверждены решением Комитета от 30.06.2009 г. № 3.6-12/55)
Дата принятия:
30.06.2009
Полный текст:

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей»

(утверждены решением Комитета от 30.06.2009 г. № 3.6-12/55)

Участники парламентских слушаний - депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Общественного комитета содействия развитию библиотек России, органов государственной власти 43 субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также представители профессиональных сообществ - Русской школьной библиотечной ассоциации, Российской библиотечной ассоциации - обсудили вопросы совершенствования системы информационно-библиотечного обслуживания учащихся и достижения принципиально нового уровня работы библиотек общеобразовательных учреждений как важнейшего ресурса формирования человеческого капитала, духовно-нравственного мира детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в стране действует 60558 общеобразовательных учреждений, в которых работает 39631 библиотекарь (заведующий библиотекой).

Рассмотрение данной проблемы приобретает особую актуальность в свете реализации предложения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по разработке национальной образовательной стратегии - «Наша новая школа», в основу которой положены пять направлений государственной поддержки и развития школьного образования:
обновление образовательных стандартов общего образования,
создание современной школьной инфраструктуры,
обеспечение условий для развития здоровья детей,
создание системы поддержки талантливых детей,
развитие учительского потенциала.

Участники парламентских слушаний поддерживают президентскую инициативу и в то же время с сожалением отмечают, что в проекте «Наша новая школа» не нашло отражение такое направление как развитие библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях. Дискуссии о состоянии школьных библиотек в последние годы ведутся достаточно активно как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Привлечению внимания к данной проблеме способствовали самоорганизация профессионального сообщества и организованные Русской школьной библиотечной ассоциацией Всероссийские форумы школьных библиотекарей в Михайловском (2007-2009 г.г.) и съезды школьных библиотекарей в Центральном, Приволжском, Южном, Уральском федеральных округах Российской Федерации.

В приветствии участникам Всероссийского форума школьных библиотекарей «Михайловское 2008» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «сегодня именно школьные библиотеки способны стать авторитетными центрами просвещения и досуга молодежи, а потому важно придать им новый, современный облик, адекватный требованиям времени. Главное здесь - укрепление материальной базы библиотек, оснащение их новыми современными технологиями, ведь от того, на каком образовательном фундаменте формируется политическое, правовое и культурное мышление школьников, зависит успешное будущее нашей страны».

Подчеркивая важность совершенствования деятельности школьных библиотек как важнейшего социального института воспитания и развития нового поколения россиян, участники парламентских слушаний отмечают следующие проблемы в современном состоянии библиотечной сети общеобразовательных учреждений страны:

1. Несовершенство нормативной правовой базы библиотек общеобразовательных учреждений (отсутствие федеральных стандартов информационно-библиотечного обслуживания учащихся, нормативов минимального библиотечного фонда библиотек общеобразовательных учреждений, неурегулированность вопросов социального статуса школьного библиотекаря, а также ответственности учредителей образовательного учреждения за организацию деятельности библиотек и другое).

2. Отсутствие концептуально-методического основания модернизации библиотек общеобразовательных учреждений и современных управленческих решений в указанной сфере.

3. Неудовлетворительное состояние библиотечных фондов, которые практически не пополняются классической и современной детской литературой, детскими периодическими изданиями, профессиональными изданиями для педагогов и библиотекарей. Низкий уровень технической оснащенности и использования новых информационно-коммуникационных технологий для информатизации библиотечной деятельности.

4. Низкий социальный статус школьного библиотекаря и уровень оплаты его труда. До настоящего времени в структуре штатного расписания общеобразовательных учреждений должность школьного библиотекаря относится к перечню вспомогательных должностей (технического персонала) и соответственно оплата его труда соответствует этой квалификации работников. Средний уровень заработной платы школьных библиотекарей по России значительно ниже оплаты труда библиотекарей учреждений культуры и педагогических работников. Вследствие этого молодежь не стремится получить профессию с низким социальным статусом и неадекватной оплатой труда, что приводит к стремительному старение кадров школьных библиотек.

5. Отсутствие государственного заказа на подготовку специалистов для работы в библиотеках общеобразовательных учреждений. В педагогических вузах и вузах культуры и искусств не предусматривается специализация «Школьные библиотеки», закрыты специализированные кафедры по указанной специальности. Проблема усугубляется неэффективной системой повышения квалификации школьных библиотекарей.

Участники парламентских слушаний особо подчеркивают, что без системной организации библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях, включая работу по формированию основных библиотечных фондов, обеспечение современными информационными технологиями, повышение профессионального и социального статуса школьных библиотекарей невозможно удовлетворить ни базовые образовательные потребности учащихся, ни их духовно-нравственную образовательную среду, ни растущий спрос педагогов на непрерывное образование. Деятельность библиотек общеобразовательных учреждений должна находиться в русле модернизации системы образования России и интегрироваться во все общенациональные, региональные и местные образовательные программы.

Рассмотрев проект Концепции «Развитие библиотек общеобразовательных учреждений на период до 2015 года» (общественно-государственный проект) как важнейшей составляющей государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1.Комитету по вопросам семьи, женщин и детей совместно с Комитетом по образованию, Комитетом по культуре создать рабочую группу по подготовке предложений по совершенствованию законодательства в части установления федеральных требований к образовательным учреждениям по библиотечному обслуживанию учащихся и нормативов минимального библиотечного фонда библиотек и их ресурсного обеспечения.
1.2. Комитету по вопросам семьи женщин и детей обратиться:
1.2.1. к Фонду «Русский Мир», учрежденному Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 года № 796, с предложением по дальнейшему развитию акции Фонда «Открываем Русский мир через библиотеку и чтение», направленной на поддержку инновационных авторских проектов школьных библиотекарей;
1.2.2 к Межрегиональному общественному фонду «Центр развития межличностных коммуникаций» с предложением о проведении в рамках мегапроекта «БиблиОбраз» мероприятий, посвященных развитию школьных библиотек России, и предоставлении возможностей для изучения международной практики организации библиотечного обслуживания учащихся и организации международных обменов школьных библиотекарей.

2. Правительству Российской Федерации при рассмотрении и утверждении проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусмотреть направление по развитию библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях страны.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопросы:
3.1. о включении в новый Федеральный государственный образовательный стандарт отдельных положений по организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений;
3.2. о разработке программно-методического документа по нормативному регулированию организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений, включая вопросы социального статуса школьных библиотекарей, аттестации данной категории работников, обеспечения новых условий оплаты их труда;
3.3. о разработке «Примерного положения о деятельности центра библиотечно-информационной культуры общеобразовательного учреждения»;
3.4. о разработке нормативов обязательного финансирования библиотек общеобразовательных учреждений (внесение изменений в модельную методику нормативного подушевого финансирования в части библиотечно-информационного обслуживания учащихся);
3.5. о разработке инструктивно-методических рекомендаций руководителям региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений по определению нормативов минимального библиотечного фонда библиотек, внедрению перспективных моделей библиотечного обслуживания учащихся;
3.6. о подготовке предложений в Минздравсоцразвития России о внесении в перечень должностей Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих новой должности «Библиотекарь-педагог информационной культуры»;
3.7. о создании дополнительных условий для автоматизации библиотечных процессов и использования новых информационных технологий в работе школьных библиотек;
3.8. о формировании и развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений, об открытии в педагогических вузах специализации «Школьные библиотеки» с присвоением выпускникам специализации «Библиотекарь-педагог информационной культуры», а также об организации аттестации библиотечных работников;
3.8. о направлении в АПК и ППРО предложений по разработке и реализации в рамках программ повышения квалификации педагогических работников модуля «Развитие и функционирование центра библиотечно-информационной культуры».

4. Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о восстановлении в вузах культуры и искусств в рамках специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» специализации «Школьные библиотеки».

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
5.1. Рассмотреть вопрос о разработке региональных комплексных программ (проектов) модернизации школьных библиотек, в рамках которых обеспечить:
5.1.1. функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров развития информационной культуры всех участников образовательного процесса;
5.1.2. инвестирование в развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание комфортной интеллектуально-эмоциональной среды, использование новых информационных технологий; 5.1.3. формирование основных фондов библиотек;
5.1.4. комплекс мер по переподготовке библиотечных работников, стимулированию их эффективной профессиональной деятельности, включая выделение специальных грантов;
5.2. Поддержать инициативу Международной ассоциации школьных библиотекарей о ежегодном проведении с 1 по 31 октября Месячника школьных библиотек;
5.3. Стимулировать участие общественности и бизнес-сообщества в обеспечении материально-технической и иной поддержки деятельности школьных библиотек;
5.4. Оказывать поддержку общественным инициативам по проведению научно-практических конференций, творческих встреч и рабочих совещаний школьных библиотекарей.

6. Русской школьной библиотечной ассоциации:
6.1. Продолжить работу по консолидации профессионального сообщества школьных библиотекарей в интересах сохранения лучших традиций библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях и развития инновационных моделей библиотечного обслуживания учащихся посредством организации:
6.1.1. Всероссийских форумов школьных библиотек «Михайловское»;
6.1.2. Всероссийских ежегодных конкурсов «Лучший школьный библиотекарь», «Лучший центр библиотечно-информационной культуры общеобразовательных учреждений»;
6.1.3. международного, межрегионального культурного и информационного обмена школьных библиотекарей;
6.1.4. совершенствования деятельности периодических изданий «Школьная библиотека», «Юный краевед», «Семейное чтение», «Читайка» и других специализированных изданий по детскому чтению для родителей, педагогов и воспитателей;
6.2. Проработать вопрос о создании Общественного совета по вопросам развития библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях России с участием представителей федеральных исполнительных и законодательных органов государственной власти, науки и культуры, бизнессообщества, общественных деятелей и средств массовой информации.
6.3. Внести в Минобрнауки России предложения по разработке:
6.3.1. нормативов ресурсного обеспечения библиотек общеобразовательных учреждений в соответствии с современными требованиями образовательного процесса;
6.3.2. квалификационных характеристик новой должности «библиотекарь-педагог информационной культуры»;
6.3.3. лицензионных требований к центру библиотечно-информационной культуры образовательного учреждения.

Председатель Комитета
Е.Б. Мизулина


Другие материалы по теме

Тема документа:

Библиотеки

Тип документа:

Рекомендации
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"