Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений до 2015 года

-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

КОНЦЕПЦИЯ развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами и иными нормативными право­выми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нор­мами международного права в области школьных библиотек, с учетом отече­ственного и зарубежного опыта. В концепции определяются цели, задачи, функции, основные проблемы и направления модернизации библиотек обще­образовательных учреждений1 Российской Федерации на период до 2015 года.

Концепция призвана определить статус, цели, задачи и функции школьных библиотек, пути, методы и средства достижения этих целей. Она исходит из ана­лиза проблемной ситуации в деятельности школьных библиотек и учитывает происходящие в обществе демографические, политические, экономические и социально-культурные изменения и их влияние на условия функционирования библиотечной системы страны в целом и школьных библиотек, в частности.

Цель Концепции - определение основных направлений развития и мо­дернизации школьных библиотек России с 2010 до 2015 года.

Важнейшим средством ее реализации должны стать конкретные общерос­сийские и региональные целевые программы библиотечного обслуживания школьников и педагогических коллективов как части соответствующих прог­рамм развития образования и библиотечного обслуживания населения в целом.

Концепция коррелируется, прежде всего, со следующими федеральными программами:

-Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1001 года № 1756-р.

-Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которая направлена, в том числе, на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека;

-Концепцией государственной политики в области духовно-нравствен­ного воспитания детей в России и защиты их нравственности; в реализации которой должны использоваться возможности и ресурсы школьной библио­теки как важнейшего социального института воспитания и развития нового поколения россиян.

-Концепцией развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015, которая пока ориентирована на общедоступные (публичные) библиоте­ки и не отражает особенностей функционирования школьных библиотек, составляющих почти половину общей библиотечной сети страны);

-Национальной программой поддержки и развития чтения.

1 Примеч.: в тексте используется также синонимичное сочетание школьная библио­тека.

- «Концепцией развития информационного общества в России», где не­обходимо рассматривать школьную библиотеку как начальное звено подго­товки информационно грамотных будущих граждан инновационной России;

Заметки методиста

«Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015года» очень точно и конкретно высвечивает в целом состояние библиотек общеобразовательных учреждений в стране, в ней чётко сформулированы проблемы, анализ ситуации и пути их решения. Я полностью поддерживаю все идеи данной Концепции, но, всё же, по некоторым моментам сформулирую свою точку зрения.

На стр.6 п.6: гласит: «Нескоординированность деятельности школьных библиотек в рамках муниципальных образований, регионов и на федеральном уровне из-за отсутствия адекватной системы управления деятельностью школьных библиотек.». Да, в целом на федеральном уровне данная система отсутствует, есть отрицательные моменты в работе на региональных и муниципальных уровнях. Но, я считаю, говорить, о полном отсутствии и неадекватности не стоит. Во многом работа на местах зависит от личности управленцев. Ведь не секрет, что в обществе существует такое мнение, что библиотекарем или методистом по библиотечным фондам может работать любой человек, владеющей иной профессией, и, особое удивление вызывает информация о том, что этому тоже нужно учиться в ВУЗе, а ещё лучше иметь практический опыт. Действительно, в системе образования зачастую отмечают только многолетний ответственный и творческий труд педагога, а труд школьного библиотекаря меркнет на его фоне. А о методисте по библиотечным фондам в Концепции речь вообще не идёт, наверное, имеется в виду, что вся работа библиотекаря строится сама собой, никто ему не помогает, не поддерживает, не направляет. Но, поверьте, есть профессионалы со специальным образованием и большим стажем работы, которые не ушли из профессии, а продолжают развиваться в ней, повышать квалификацию и обучать своим знаниям и умениям других.

На стр. 16 сказано, что «В последние годы в процессах модернизации образования наши библиотеки не рассматривались ни как важнейший ресурс создания информационно-образовательной среды школы, а школьный библиотекарь - не рассматривался как информационный лидер. В результате такой политики школьные библиотекари стали информационно-бедной профессиональной группой по отношению и к своим коллегам в образовании, и к своим коллегам - библиотекарям других ведомств.» Скажите, а разве можно школьного библиотекаря, находящегося в центре школьного сообщества, живущего проблемами образования и своих информационных пользователей, являющегося первым помощником для педагога и учителем для учащегося в информационном поиске, назвать «информационно-бедным»? Да, отсутствие комплектования за многие годы значительно обеднило фонды, но обеднило ли библиотекаря? Ни в коем случае. В процессе модернизации образования в Свердловской области с 2004года школьные библиотеки стали объектом особого внимания Министерства образования. В муниципальных управлениях образованием первые персональные компьютеры появились благодаря областному проекту именно у методистов по библиотечным фондам ещё в 2002г, а в 2004г новую технику получили и школьные библиотекари, в то время не у каждого директора и завуча на столе стоял компьютер. Именно школьные библиотекари МО г.Ирбит первыми среди своих коллег педагогов освоили новую технику, пройдя не одну курсовую подготовку в Центре повышения квалификации «Центр «Учебная книга» г.Екатеринбурга.. Именно школьные библиотекари совместно с администрацией своих ОУ в рамках проведения августовской педагогической конференции 2004г. разрабатывали и презентовали информационно-образовательные, библиотечно-информационные и медиацентры на базе своих библиотек сообществу г.Ирбита. И сегодня многие из них остаются информационными лидерами в своих ОУ, осваивая новые информационные технологии, программы, технику, являются операторами ОУ по работе с электронной системой мониторинга образовательных учреждений в рамках проекта КПМО РФ, системой мониторинга библиотек ОУ в рамках проекта Урал-КПМО Свердловской области. Нужно отметить, и постоянная работа с компьютерной техникой, и эта работа по заполнению электронных форм строгой отчётности, ежемесячная, ответственная, но не оплачиваемая.

В 2008-2009 учебном году я определила для библиотекарей тему работы ГМО на год: «Портфолио школьного библиотекаря: от теории к практике.» Библиотекари создали свои портфолио в электронном и бумажном варианте, использовали форму защиты на аттестации на первую и высшую категории, провели презентации своих портфолио на городских педагогических чтениях, областных семинарах, и продолжают активно делиться накопленным опытом с педагогами своих ОУ по созданию портфолио.

Слова на стр.15 «Неудовлетворительное состояние комплектования привело к тому, что школьные библиотеки превратились в пункты выдачи учебников и не могут сегодня привлечь ни учителя, ни ученика хорошими изданиями, так основные фонды в последние годы не пополняются энциклопедической, справочной, художественной и научно-популярной литературой». За последние годы не пополнялись основные фонды, но учебные фонды комплектовались достаточно хорошо. Но работа с учебным фондом занимает значительную часть времени школьного библиотекаря, а вопросы о надбавках за работу с учебниками всё чаще остаются нерешёнными. Методист, который занимается комплектованием школьных библиотек своей территории, в том числе и тяжёлыми погрузочно-разгрузочными работами, наравне со своими коллегами лишён надбавки за работу с учебниками.

И далее на стр. 16: «Однако, как показывает анализ, отечественные школьные библиотеки, несмотря на свою многочисленность и приближённость к своим главным пользователям - учащимся и учителям, во многом из-за технологического отставания ещё сохраняют свою автономность, поэтому для их деятельности пока не характерно активное взаимодействие с библиотеками других типов».

Да, надо согласиться, что сегодня значительно лучше комплектуются фонды муниципальных библиотек, но ведь сотрудничество существует, развивается, и, если возникают проблемы, мы ищем пути их решения, совершенствованию нет предела. Но в плане профессионализма хочу заступиться за своих школьных библиотекарей. Какими бы не были фонды библиотек общеобразовательных учреждений, с ними нужно работать, постоянное и непрерывное освоение новых технологий, форм пропаганды книги позволяет научить детей любви к книге и чтению в той ситуации и с теми ресурсами, которые мы имеем.

Ещё хочу заметить, что не нужно забывать о штатах муниципальных библиотек и функциональном разделении обязанностей в них, возможностях дифференцированного обслуживания читателей разных категорий в зависимости от количества сотрудников и направлениях деятельности библиотек. В школьной библиотеке библиотекарь один обслуживает все категории информационных пользователей: управленцев, педагогов, технических работников, учащихся 1-11 классов и их родителей, и выполняет все возможные функции библиотечной работы разом и в единственном числе.

Замечательно, что серьёзно в Концепции поднимается вопрос о статусе школьного библиотекаря, но ведь и у методиста на сегодня, можно сказать, статуса нет. Методист по библиотечным фондам осуществляет управленческую, организационную, консультационную, методическую, координационную, информационную деятельность, и при этом не является специалистом по организации деятельности библиотек, по оплате труда приравнен к заведующему библиотекой, а не управленцам, не имеет возможности аттестоваться, поскольку данной должности в списке должностей на аттестацию нет.

И всё же при всём этом хочется верить, что о проблемах школьных библиотек знают на самом высоком государственном уровне и пытаются их решить. И мнение всех участников обсуждения данной Концепции будет учтено.

Гобова Людмила Викторовна, методист по библиотечным фондам ИМЦ УО МО г.Ирбит

Обсуждение коментарий

Документ "Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015года", как уже говорилось, рисует перед нами картинку того, как должна выглядеть современная школьная библиотека, какие требования к ней предъявляются. А что получается на самом деле: под библиотеки нет соответствующих помещений, отдаются классы, в которых зачастую не делается ремонт, нет места для работы читателей, информационный центр отсутствует. основная функция школьной библиотеки на сегодняшний день - это центр выдачи учебников и культурно - массовая работа, которая не входит в функции библиотеки. Также руководители сельских образовательных учреждений не видят необходимости вводить целую ставку библиотекаря, оставляя на 0,5, считая, что для работы с небольшим количеством учащихся данного времени вполне хватит, но работникам ведь приходится выполнять всю нагрузку. В главе 1, где говорится про обновление учебного фонда, обновление фонда через 10 лет - очень большой срок, самые оптимальные сроки списания научно - популярной литературы через 5 лет. Но думаем, что данный документ со временем сможет привести состояние школьных библиотек в норму. Прозорова Т. В., методист Управления образования Администрации городского округа Верхотурский

Роль школьного библиотекаря

Сегодня по данным операторов системы электронного мониторинга 30 территорий Свердловской области, в 599 школах трудятся 552 библиотекаря, из них - 246 на 0,5 ставки.

Предложенные документы дают четкое представление о планируемом результате, для получения которого потребуется и укомплектованность профессиональными кадрами. Отсюда вопросы уважаемым разработчикам Концепций.

Какова роль школьных библиотекарей в период реализации проекта «Наша новая школа» согласно Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений до 2015 года?

Каковы первоочередные задачи развития библиотек в условиях такого кадрового изменения библиотек общеобразовательных учреждений?

Светлана Васильевна Сморчкова

Размышления о Концепции развития библиотек общеобразовательных

Разработан полезный концептуальный документ, отражающий сущностные направления развития школьных библиотек. Это шаг в правильном направлении, поскольку совершенствование структуры и обогащение содержания ее деятельности начинается с формирования системы адекватных реалиям представлений, осмысления идеологических основ и содержательных приоритетов деятельности. Однако, к сожалению, в документе сделан акцент на нормативную базу и материальное оснащение библиотек; на мой взгляд, в этом документе было бы уместно выделить вопросы идеологии школьной библиотеки, формирования профессионального сознания школьного библиотекаря. Думаю, что в разделе «Разработка норм, регламентирующих, рекомендательных документов» следовало бы затронуть вопросы, касающиеся квалификационной характеристики школьного библиотекаря, его должностных инструкций. В документе весьма расплывчато обоснован синтетический характер квалификации «Библиотекарь-педагог», кроме того, в этом документе, в отличие от «Рекомендаций…», надежды на его подготовку связаны с вузами культуры. В разделе, связанном с повышением квалификации школьных библиотекарей, не учтены возможности вузов культуры; между тем, в некоторых из них накоплен большой опыт работы в этом направлении. Например, В. ЧГАКИ такая работа ведется на базе института дополнительного профессионального образования. В концепции указано, что «Необходимо решить вопрос об обобщении опыта….» в этом направлении; думаю, что было бы правильнее ставить более конкретные задачи. В разделе о координации деятельности школьных библиотек рассмотрены два направления координации; внутриведомственной и и межведомственной . А координация деятельности библиотек на линии «школа-ссуз-вуз»? Считаю, что уже пора выстраивать вертикаль преемственности их деятельности на основе сопоставления функций, нормативной базы, ресурсного оснащения, приоритетов содержательной деятельности и т. д. В заключение повторю, что положено начало полезной и необходимой работе, которая позволит привести состояние школьных библиотек в соответствие с требованиями времени. 27. 08. 2009 Профессор В. Я. Аскарова, зав. кафедрой БИД ЧГАКИ

Отзыв на Концепцию развития библиотек...

Документ «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года» вводит нас в понимание того, чем должна являться современная школьная библиотека, какие у нее задачи, какие функции она выполняет, а так же - дает общую картину состояния системы школьных библиотек РФ. Документ представляет в общем виде все направления модернизации школьной библиотеки России, высвечивает зазор между требованием современного высокотехнологичного информационного общества к школьной библиотеке и тем положением - социальным и материально-техническим, в котором она пребывает. Документ в целом носит проблемно-аналитический характер. Он ценен тем, что подводит системные итоги исторического масштаба (возможно, в будущем по нему можно будет изучать новейшую историю школьных библиотек России) по всем проблемным направлениям: материально-технический потенциал, кадровый потенциал, фондовый потенциал, уровень интеграции в библиотечное сообщество.

В общем виде прорисованы необходимые пути движения как задания для менеджмента и политики системы школьных библиотек. Однако все они останавливаются на формулировке: «Требуется решение (обеспечение) данного вопроса...». Технология реализации не видна. Для сравнения: в изданной ранее Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года более детально обозначены проблемы законодательной базы, вплоть до пунктов в Федеральных законах. В частности, обоснована необходимость конкретных изменений в законе «О библиотечном деле», о приведении его в соответствие с законом 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», и другие предложения (см. III. Направления развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года. Часть 1. Приведение в соответствие законодательной базы задачам развития библиотечного обслуживания населения).

(Александра Никоян).

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта