Гурбич Г.П. Современная библиотека для детей и юношества в виртуальном пространстве

Галина Петровна Гурбич,

зав. информационно-библиографическим отделом

Свердловская областная библиотека

для детей и юношества, г. Екатеринбург

Современная библиотека для детей и юношества в виртуальном пространстве

В наши дни Интернет дает возможность общаться на учебные или личные темы; обмениваться музыкальными, фото- и видео-, текстовыми документами; открыть собственную страничку и вести на ней личный дневник; переписываться с друзьями, находящимися в любой стране мира, а при желании - их увидеть, услышать и поговорить с ними, настроив режим видеоконференции. Самое главное, Интернет стал тем источником информации, который «всегда под рукой».

Сеть активно развивается, число ее посетителей стремительно растет. Согласно результатам исследования Фонда общественного мнения (на начало 2009 года), суточная интернет-аудитория в России с 2002 по 2008 год выросла в 8 раз, месячная - в 4,65 раз; более 60% школьников и студентов средних специальных учебных заведений и порядка 80% студентов вузов имеют доступ в сеть; примерно четвёртая часть пользователей уверена, что Интернет изменил их жизнь. Около трети пользователей запрашивают в сети справочную информацию [2].

В электронных сетях непрерывно растет количество энциклопедических материалов, в сети Интернет выставлено большое количество бесплатных электронных учебников.

Интернет - это место встреч, поиска друзей, единомышленников, это место общения молодежи. Число пользователей социальной сети «Одноклассники.ру» (http://www.odnoklassniki.ru/) - 34 млн., сетевого проекта «В контакте» (http://www.vkontakte.ru/) - 42 млн.

Отдельные сайты становятся местом виртуальной «тусовки» творческих людей: «Артефакт» (http://www.artefakt.ru/), «PhotoLine» (http://http://www.photoline.ru/), Портал молодых писателей и поэтов (http://www.youngblood.ru/). Одним из самых посещаемых молодежью юмористических ресурсов русскоязычного сегмента сети Интернет является Цитатник Рунета (bash.org.ru).

Самые крупные клубные группы, сообщества, которые общаются в Интернет, разместились в Живом Журнале. В ЖЖ есть много сообществ, где можно поделиться своим отзывом о книге или прочитать мнения других: Живой журнал. Книги (http://community.livejournal.com/knigi), Живой журнал. Читаем за Вас (http://community.livejournal.com/4itaem_za_vas), Живой журнал. Что читать (http://community.livejournal.com/chto_chitat/).

Молодежь является одной из самых активных групп, обсуждающих в Сети наиболее интересные для них темы, авторов, печатные, и электронные произведения [7].

В сети создаются специальные рекомендательные порталы и сервисы, на которых можно получить конкретную информацию о литературе, отвечающей вкусам конкретного человека: социальная сеть любителей книг «Моя библиотека» (http://my-lib.ru/), портал «Имхонет» (http://imhonet.ru), проект Livelib (http://www.livelib.ru)./

Как изменилась работа библиотек с приходом эры Интернет, как себя библиотеки позиционируют, знают ли о нас в виртуальном пространстве?

Благодаря созданию библиотечных веб-сайтов и размещению на них электронных каталогов, читатель получает информацию о наличии книги, компакт-диска и т.д. Нами были проанализированы 37 сайтов библиотек для детей и юношества и юношеских библиотек, зарегистрированных в сентябре 2009 г. Информационно-справочным порталом «Library.ru» в разделе «Республиканские, краевые, областные городские детские и юношеские библиотеки». Из них 15 библиотек (41%) предоставляют читателям возможность работать в электронных каталогах в режиме on-line. Согласно результатам исследования характеристик сайтов ОУНБ, электронные каталоги представлены на 77% сайтов областных научных библиотек (для исследования было отобрано 30 сайтов ОУНБ из 59 зарегистрированных на этом же портале) [1].

В конце 90-х годов в нашей стране создаются веб-сайты, помогающие людям при поиске информации в Интернете. Виртуальные справочные службы созданы в 15 библиотеках для детей и юношества и юношеских библиотеках (из проанализированных 37).

На сайтах библиотек представлены рекомендательные списки, дайджесты. Назовем лишь некоторые из них: рекомендательные списки «Читайте в 21 веке» (библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» г. Великий Новгород), «Прочти, это интересно» (Республиканская юношеская библиотека г. Казань), «Книжная палата» (Липецкая областная юношеская библиотека), «Рекомендательная библиография» (сайт Центральной городской библиотеки для детей и юношества г. Новоуральск Свердловская область).

Библиотеки становятся навигаторами в Интернет-пространстве: «Каталог ссылок» (библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город»), «Интернет-навигатор» (Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина), «Интернет-путеводитель для подготовки к урокам» (Липецкая областная юношеская библиотека), «Интересные ссылки» (Московская область, Красноармейская централизованная библиотечная система), «Полезные ссылки» (Республиканская областная детско-юношеская библиотека г. Улан-Удэ).

Ряд библиотек использует уникальную возможность, которую предоставляет Интернет - возможность общения библиотекаря с читателем, читателями между собой.

На сайтах 6 библиотек для детей и юношества и юношеских библиотеках (из проанализированных 37) ведутся форумы. Темы форумов на сайте Центральной юношеской библиотеки им. М.А. Светлова: книжный рейтинг, какую книгу Вы читаете сейчас, любимая книга вашего детства, любимые стихи, мудрые мысли и выражения и др. Оживленный форум на сайте Мурманской государственной областной детско-юношеской библиотеки, темы форумов: поколение.Ru - ЗА полезные привычки, афганская война глазами детей, встречи on-line (беседы с писателями, музыкантами, известными и просто интересными людьми), читальня (о литературе вообще, о любимых книгах и писателях в частности).

Многие библиотекари, ощутив феномен сетевых сообществ, выходят в социальные сети (страничка в социальной сети «В контакте» Центральной городской библиотеки для детей и юношества г. Новоуральск Свердловская область). На портале «Library.ru» зарегистрировано 27 библиотечных блогов. Среди них, созданные юношескими библиотеками, или связанные с молодежной темой - блог «Библиотека будущего» (ЖЖ Региональной общественной организации «Библиотечная инициатива молодых» http://community.livejournal.com/bibinza/); опыт обслуживания молодежи в зарубежных странах (блог Российской Государственной Юношеской библиотеки http://ylibex.livejournal.com/).

Свердловская областная библиотека для детей и юношества, как и многие библиотеки, оказалась перед фактом: «столкнувшись с миром цифровой информации, характеризующимся огромным выбором, легким доступом и простыми в использовании инструментами, библиотекари впали в состояние тревоги. Их традиционной роли посредников, помогающих пользователям найти дорогу в большой и сложной библиотечной системе, теперь угрожают такие службы, как Google, который предлагает безграничный объем информации и игнорирует библиотеки» [4].

Рассмотрим некоторые аспекты деятельности Свердловской областной библиотеки для детей и юношества в виртуальном пространстве.

На библиотечном сайте teenbook.ru представлены 2 базы данных, создаваемых в библиотеке - электронный каталог содержит описания книг из фонда библиотеки; «Пионер» - корпоративный проект детских библиотек по росписи статей из детско-юношеской периодики. Также предоставляется возможность вести поиск в корпоративном каталоге «Consensus omnium», создаваемом совместно крупнейшими библиотеками Свердловской области.

Свердловская областная библиотека для детей и юношества является участником корпоративной виртуальной справочной службы «Поручи поиск человеку» (на портале «Library.ru»). Созданная в библиотеке виртуальная справочная служба Quaero (Я ищу) дает ответы в виде ссылок на сайты, списка периодических изданий по культуре, образованию, педагогике. Работа виртуальной справочной службы реализована на форуме.

Для активизации ее работы необходима реклама, полезным может оказаться опыт наших коллег, когда виртуальная служба ведет свою работу не только на библиотечном сайте. С июля 2009 года в Екатеринбурге на официальном городском портале www.ekburg.ru открыта страница «виртуального библиотекаря». Квалифицированные библиографы Городского библиотечного информационного центра помогают посетителям сайта найти нужную им информацию. Сервис дает справки по подбору информации на определенную тему, уточняет какие-либо факты, ищет нужные книги в фондах библиотек, а также дает сведения о событиях, людях, терминах или организациях.

Уже три года на нашем сайте (рубрика «Миры чтения») «Литературный странник» знакомит читателей с самыми громкими книгами уходящего года, с книгами, о которых много говорили и спорили, которые читали: «Мы читаем круглый год, а настроение каждый день у нас разное: романтичное, грустное, веселое, задумчивое, загадочное и т.д. А под каждое настроение хочется подобрать свою книгу, не так ли? Ведь приятно, когда герои книг тебя «понимают» и разделяют твои переживания. Вместе с ними можно посмеяться, погрустить, подумать! Для каждой книги из списка мы попытались подобрать особое настроение, те чувства и мысли, с которыми стоит ее читать. Мы постарались найти сайт/или блог каждого писателя, о котором говорим в «Литературном страннике». Настроение «Литературного странника 2008» - сентиментальное, любовное, оранжевое, английское, антиутопическое... В работе над проектом используются обзоры, рецензии, рейтинги газет «Книжное обозрение», «Книжная витрина», «Ex Libris НГ»; журнала «Русский репортер», сетевых ресурсов.

Несмотря на то, что большинство молодых людей уверенно чувствуют себя в Интернет, для многих из них проблема поиска информации и её оценки остается очень важной. Вебиблиография представлена в рубрике «Старт в Internet», конечно, это лучшие сайты, достойные внимания. Многие из них не только известны и посещаются молодыми людьми, но и создаются ими. Основные темы рубрики: «Абитуриенту», «Выбираю профессию», «Молодежные организации объединения», «Творчество и самовыражение», «Музыка», «Электронный рай» и др.

Умению работать с текстом посвящен раздел «Штудии», он раскрывает секреты аннотирования, конспектирования, написания реферата и т.д.

Раздел «Поколение NEXT» - территория молодежи. Здесь изучаются молодежные субкультуры (музыкальные, имиджевые, хулиганские, политические и мировоззренческие); в рубрике «Ты не один» даются адреса Центров психологической и социальной помощи в Екатеринбурге, сайтов помощи. Рубрика «Молодежь и государство» посвящена государственной молодежной политике в нашей стране (обзоры литературы по этой проблеме с возможностью чтения полных текстов или фрагментов, полные тексты законов по правовому положению молодежи).

Общение в сети является характерной чертой нашего времени. «Посетители Интернета не довольствуются пассивным получением информации, а желают активно общаться, используя все возможные варианты» [5].

Ведущие форума «Хроники тинейджера» обращаются к своим посетителям: «А вот и снова начались бесконечные уроки и пары. Скучная учёба сводит с ума однообразием. Одноклассники все какие-то загруженные, скучные тоже, а предки просиживают на работе целыми днями?.. Не с кем даже поговорить?! Да, скукотища, короче, реальная. Не грусти!!! Легко поправить! Место встречи - наша страничка «Хроники teen'эйджера». Темами для обсуждения стали: «Современная молодежь читает меньше! - Не верим!!!», «Гибнет классика... Добить или реанимировать?..», «Госпожа Книга», «Современная жизнь в современном кино», «Цена слов», «Давайте нарисуем нашу жизнь» и др.

Обсуждения на форуме проходят интересно и непринужденно: «Вчера открыл журнал о подростковой культуре: «Современные подростки ничего не читают!», «Взгляните на подростка, его с книгой даже представить невозможно!», «Плеер с клубняком - да, но читать?!», «Библиотеки не могут дождаться подростков!» - популярные публикации пестрят разнообразными слоганами, кричащими высказываниями о том, что современные подростки не читают художественной и научной литературы для себя.

От журналистов не отстают и другие. Спешно организуются круглые столы по проблеме чтения подростков, седовласые профессора морщат широкие лбы, обсуждая чтение литературы подростками, мудрёные статьи пишутся о пользе чтения...

Никто не спрашивает всерьёз самих подростков. Конечно, зачем?.. Ведь они могут сказать не то, что ждут от них взрослые. А кому из «специалистов» нужна жестокая правда, пусть даже она - факт. Как сказал один из известных философов, «голая правда не нужна, потому что она голая, а наготу нужно прикрывать для приличия».

А давайте уподобимся умудрённым опытом старцам и тоже обсудим, виноваты ли подростки, в том, в чём их упорно обвиняют: отсутствии интереса к чтению?.. Правда ли что современные подростки не читают, или проблема в чём-то другом?..»

Возможно, библиотечный блог «Как пройти в библиотеку?» (http://community.livejournal.com/teenbook_ekt/), который создан совсем недавно, привлечет для общения не только наших коллег, но тех, кому интересна тема книги, библиотеки, чтения. Идея блога - рассказ о нашей библиотеке, о событиях, которые происходят (это может быть интересно не только профессионалам); привлечение на блог читающего человека; размышления о том, в каком направлении могла бы развиваться наша библиотека и наша профессия. Блог дает возможность самовыражения и нашим сотрудникам, и нашим читателям.

Большой отклик на блоге вызвали темы «Записки библиотечного авантюриста» (образ библиотекаря в фильме режиссера А. Мизгирева «Бубен, барабан»), «Что читать сильному полу» (проблемы привлечения мальчиков к чтению, чтение мужчин), «Жизнь прекрасна, когда защищена» (профилактика СПИДа, сексуальное образование молодежи). Такой способ общения позволяет легко найти собеседника, почти мгновенно узнать мнение по волнующему вопросу, предоставить инициативу в обсуждении нашим пользователям.

Многие библиотечные проекты становятся удачными благодаря участию в них молодежи. К сожалению, наш он-лайновый каталог не имеет технической возможности добавления комментариев читателями о каждой книге и просмотра комментариев, оставленных другими, как это возможно в библиотечной системе в штате Миннесота [6], в библиотеке Хеннепин Кантри в Миннеаполисе (США)[3]. К работе в качестве операторов на добровольной основе пока не привлекаются студенты, как это принято в американской корпоративной службе The Internet public library. Пока не стали реальностью персональные оповещения, сервис «профиль читателя» (хотя попытки воплощения этой идеи были), как это удалось создателям книжного пространства «BookSpace» [3].

Но стремление к изменениям, применение в работе хотя бы некоторых технологий «Библиотеки 2.0» могут открыть для библиотеки и ее сотрудников новые пути.

Современный библиотекарь и современная библиотека стоят перед необходимостью перемен. Но для этого необходимо ответить на несколько вопросов - кем мы видим себя в бескрайнем информационном мире, что от нас ждут наши пользователи, готовы ли мы к переменам и внедрению инноваций? Путями развития для нашей библиотеки являются создание и предоставление полнотекстовой информации, интерактивные формы работы, партнерство.

Литература

  • 1. Гендина, Н.И. Официальный Web-сайт : проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотек как социального института [Электронный ресурс] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, О.И. Алдохина. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2009/disk/97.pdf.
  • 2. Интернет в России. Специальный выпуск. Март 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/int0309/.
  • 3. МакГлинн Ш. Х. BookSpace - книжное пространство / Ш. Х. МакГлинн, Г. Питерсон // Библиотека в школе. - 2009. - № 1. - С. 7.
  • 4. Роуландс, Я. Информационное поведение будущих исследователей / Я. Роуландс // Библиотечное дело - XXI век. - 2009. - № 1. - С. 222-248.
  • 5. Самодова, Ю.В. Внедрение новых технологий в практику библиотеки: приближают ли они времена «Библиотеки 2.0»? / Ю.В. Самодова // Библиотечное дело - XXI век. - 2009. - № 1. - С. 149-189.
  • 6. Торлин, И.Г. Виртуальные сервисы детских библиотек: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / И.Г. Торлин. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2009/disk/82.pdf.
  • 7. Чудинова, В. «Сетевые» сообщества юных : первые итоги / В. Чудинова, Л. Косенко, А. Михайлова // Библиотечное дело. - 2008. - № 21. - С. 23-28.

ЖЖ, он-лайн и другие

Галина Петровна, с удовольствием прочитала вашу статью! Спасибо! Да, интернет вошел в нашу жизнь и выходить из нее, похоже, не собирается. В случае с живым журналом это может сыграть нам на руку. Привлекая к общению в блоге людей, неравнодушных к чтению, где бы они ни находились, мы в процессе общения ищем новые пути построения работы с теми читателями, которых видим каждый день. Также, после этого общения мы можем увидеть «интернетных» людей в нашей библиотеке с книгой в руках! А можем и не увидеть - просто пообщались ради общения, обсуждения читательских проблем и проблем библиотекаря. Можем сравнить работу в разных городах и разных библиотеках, ведь детская библиотека отличается от вузовской, например, это козе понятно. В общем, интернет дает огромные возможности в развитии библиотечно-уже информационного дела. Сама конференция, в которой мы участвуем, - дитя интернет-общения. И она тоже даст свои плоды. Библиотекари, которые обслуживают читателей, реагируют на доклады и ситуацию в библиотеке в целом иначе, чем библиотекари, работающие, к примеру, в пиар-отделе. У нас разные уровни восприятия читателя, библиотеки, книги. Объединить нас может, как раз, интернет, блог, виртуальное общение. Главное, чтобы оно было позитивным и созидательным. Ведь у нас такой классный сайт! Честно! Спасибо всем, кто его делает. Очень интересна сама задумка карты. И ее воплощение! А с тем, что подростки не читают сейчас, можно поспорить. Читают, только не то, что предыдущие поколения. Но они так же, как мы, любят, чувствуют, ищут в книге ответы на жизненные вопросы, мыслят и спорят. P.S.: Всем творческим людям успехов в нелегком труде души!!!

готовы ли мы к переменам и внедрению инноваций?

Сколько сделано вашей библиотекой, чтобы освоить "новые пространства"! Радует, что вы не останавливаетесь на достигнутом, попутного ветра вашему парусу! (Ведь тематика сайта - морская!) С уважением, Позднякова Наталья, юристконсульт и мама

библиотека в сети

Да, библиотеки ищут новые пути пребывания в Интернет. Не у всех равные возможности. Но оригинальные идеи, полные тексты, необычные конкурсы могут привлечь новых посетителей на библиотечный сайт.

Очень

Очень хорошо,что на сайтах библиотек ведутся форумы для молодежи.Например сайт на котором молодежь печатает рейтинг прочитанных книг оказалась для меня и моего ребенка подростка очень полезным. Порой моложежь не знает что читать.Когда дочь увидела среди рекомендованных сверстниками книгу Маркеса "Сто лет одиночества",то сразу вспомнила что преподаватели тоже о ней упоминали и взялась за это интересное и познавательное чтение. Хочется более продуктивно использовать виртуальную справочную службу нашей библиотеки.Согласна с автором что реклама этой службы необходима. Так же соглашусь с автором статьи, что не смотря на знание компьютера,проблема поиска информации для большинства молодых людей остается действительно очень важной. Эта проблема актуальна и для меня библеотекаря.Возможно для этого необходимы дополнительные занятия с научно-библиографичеким отделом. лично с Вами, Галина Г. Шлычкова М.А.

Всегда рады

Всегда рады совместной учебе!
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"