Плохотник Т.М. Новые технологии в библиотечном деле: диалог с юными читателями

Татьяна Михайловна Плохотник,

заместитель директора по методико-инновационной

деятельности МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»,

г. Саров Нижегородской обл.

Новые технологии в библиотечном деле: диалог с юным читателем

Значимость информатизации и новых технологий сегодня несомненна, они позволяют библиотекам быть конкурентноспособными на рынке информационных услуг.

В нашей библиотеке автоматизация началась в 1994 году. На данный момент мы имеем в наличии 33 компьютера, и это один из лучших показателей среди детских библиотек Нижегородской области.

Но начинать информатизацию значительно проще, чем поддерживать заявленный уровень:

- нужна постоянная модернизация техники

- ресурсы надо создавать так, чтобы они сохранялись на любой технике и в любом программном обеспечении. В этом плане мы уже не раз сталкивались с некоторыми проблемами.

К примеру, в создании электронного каталога. Его мы начали вести с 1995 года, Но дефицит специалистов по компьютерным программам, которые понимали бы библиотечную специфику; а вследствие этого отсутствие единого электронного формата работы с документами, который позволил бы впоследствии реализовать идею создания корпоративных каталогов (что является проблемой всей страны) - не чужд и библиотекам нашего маленького города. Даже в нашей отдельно взятой библиотеке мы не раз меняли программу, в которой работают отделы обработки и библиографии.

Но хотелось бы остановиться еще на одной стороне нашей деятельности в плане применения новых технологий. В отличие от библиотек для взрослых, где вся работа нацелена на максимальный доступ пользователей к информации, не менее важной функцией детских библиотек является - НАУЧИТЬ детей пользоваться предоставляемыми информационными ресурсами. Динамичные изменения окружающей информационной среды требуют от нас, детских библиотекарей, обеспечивать адекватное воспитание информационной грамотности детей и подростков. И здесь хотелось бы озвучить одну из ключевых проблем, до сих пор стоящую на пути к информатизации - прежде всего самим детским библиотекарям необходимо овладеть новыми технологиями, чтобы соответствовать своей главной функции - быть специалистами-консультантами по оценке и отбору информации для детей в любом виде (в том числе и в электронном формате).

Как учить? Какие методы и приемы использовать, какие качества важны для плодотворной работы детского библиотекаря?

Два года назад в г. Сарове открылось новое здание Центральной детской библиотеки им. А.С.Пушкина, а в его структуре - компьютерный зал на восемь рабочих мест. С самого начала главной идеей в организации деятельности зала стала мысль, поддержанная всеми сотрудниками библиотеки - компьютер и книга должны быть рядом и дополнять друг друга, будь то работа или игра. В интерьере предусмотрены тематические книжные полки («Компьютерным ассам», «новорожденному пользователю ПК» и др....), выставочные зоны, где, наряду с медиаматериалами (электронными энциклопедиями, обучающими дисками и программами) всегда стоят и книги по теме.

Весь зал разделен на условные зоны, знакомство с которыми стало своеобразным и обязательным игровым ритуалом «Посвящения в братство библиотечных пользователей ПК».

Информационно-рабочая зона. Здесь на одном из компьютеров установлена постоянно пополняющаяся база электронных материалов. Она создана сотрудниками библиотеки в виде презентаций к тематическим неделям, дням информации (электронные обзоры книг, презентации книжных новинок, календари знаменательных дат, тематические викторины, виртуальные экскурсии и др.). Этот компьютер всегда свободен и, как правило, каждому пришедшему в компьютерный зал или ожидающему своей очереди поиграть пользователю, предлагают сначала ознакомиться с данными материалами (что-то вроде просмотра газет за утренним кофе у взрослых).

Другой компьютер предназначен для работы с электронными энциклопедиями, поисковыми программами, а также для набора текстов и оформления контрольных, рефератов. Постоянными его пользователями стали ребята, приходящие сначала в читальный зал библиотеки для поиска материалов к домашним заданиям.

Игровая зона. На данных компьютерах установлены разнообразные игры, в том числе и обучающего, развивающего характера.

Интеллектуально-творческая зона. Здесь наши читатели выполняют свои творческие работы к различным конкурсам, в том числе и библиотечным, одновременно осваивая различные компьютерные программы.

Возможно, многих коллег удивят подобные разграничения, а кто-то скажет, что это вообще неправильно и неприемлемо, особенно, если в компьютерном зале введены платные услуги. Поездив по России и побывав во многих детских библиотеках, знакомясь с принципами работы компьютерных залов, не раз слышала безапелляционный довод: «за свои деньги пользователь сам вправе решать, чем ему заняться и сколько времени, исходя из имеющихся наличных средств, тратить на игру».

Но позволю себе высказать и свое мнение. Какие бы платные услуги не вводились (кстати, а уместны ли они вообще в ДЕТСКИХ библиотеках?), главные функции детских библиотек - ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ - никто не отменял. И чем станет для юного пользователя ВАШЕЙ библиотеки компьютерный зал (банальным игровым компьютерным клубом или же источником знаний, поданных в оригинальной, привлекательной, современной форме) зависит, опять же, от детского библиотекаря, от его способности быть одновременно и педагогом, и воспитателем, и актером, и участником ИГРЫ.

На конкурсах, организованных нашим залом электронной информации, хотелось бы остановиться особо. Эта форма работы, в основе своей имеющая ИГРУ (что близко и понятно детям), соединяет соревнование и творческое развитие, поиск и получение знаний. Она достаточно эффективна в детской библиотеке.

Ключевой идеей проекта «Я с книгой у компьютера», который уже два с половиной года работает в нашей библиотеке, стало желание объединить продвижение Книги с обучением компьютерным знаниям, показать важность обоих источников информации для жизни, работы, игры.

Вот некоторые примеры конкурсов, уже прошедших в рамках проекта.

Участникам конкурса «Электронный плакат: Я так рисую» были предложены темы: «Мое настроение», «Я и моя семья», «Вредным привычкам - нет». Главной нашей задачей стало оказание помощи подросткам в освоении программ Paint, Micro lab и фотошоп. Чтобы поддержать фантазию ребят, активизировать идеи, помочь осуществлению художественных замыслов, в других отделах библиотеки были приготовлены тематические подборки с информационным и иллюстративным материалом. В самом зале электронной информации была оформлена мини-выставка «Хватай идею!». И, конечно, существенную роль в проведении конкурса сыграла индивидуальная работа с каждым его участником, неподдельный интерес самих библиотекарей, готовых поговорить, обсудить идею, предложить что-то свое и незаметно направить поиск читателя в нужное русло, их профессиональная и информационная компетентность. Часто можно было услышать примерно такие разговоры читателей и библиотекарей: «Твое настроение похоже на цветок? Здорово придумано. Кстати, в зале искусств есть много альбомов с картинами, на которых изображены самые разные цветы. Может, попросим подобрать тебе самые лучшие из них?». «Слушай, в читальном зале новое поступление молодежных журналов. Там есть такие замечательные идеи к теме «Вредные привычки»! Иди скорее, посмотри, я специально для тебя отложила несколько!». Что и говорить, не только компетентность, но и недюжинные актерские способности библиотекарей проявлялись во время конкурса, и это тоже было неотъемлемой частью созданной игровой среды, объединяющей книгу и компьютер в библиотеке.

В проект был включен и два пушкинских конкурса :

- по созданию виртуальной книги стихов А.С.Пушкина,

- конкурс виртуальных плакатов к юбилею Пушкина.

Для участников конкурса мы подготовили виртуальные папки с текстовым и иллюстративным материалом. И здесь мы ставим цель не только научить подростков оформлять электронные документы, в ходе знакомства с жизнью и творчеством писателей, но и научить сворачивать информацию, давать ее сжато, выделяя главное. А это - ничто иное, как умение работать с информацией текстовой, умение анализировать ее.

Сегодня можно сказать, что конкурсы компьютерного зала уже хорошо «раскручены». У библиотекарей еще много идей и тем для конкурсов, а у читателей есть желание участвовать, ТВОРИТЬ, и УЧИТЬСЯ, используя как традиционную, мудрую Книгу, так и новые компьютерные технологии... И приходить к осознанию того, что все это - ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, открывающее дорогу к знаниям.

Но это лишь одно направление работы с новыми информационными технологиями, в котором мы работаем, хотя, можно сказать, что оно наиболее трудоемкое и, одновременно, эффективное.

Благодаря установленным во всех отделах обслуживания Центральной детской библиотеки компьютерам, традиционными стали демонстрации электронных презентаций по темам месяца.

Другие электронные презентации являются ярким дополнением к книжным выставкам. Сегодня разработка книжных выставок у нас подразумевает не только подбор и оформление цитат, иллюстраций, но и подбор видеоряда в электронном формате, создание электронных викторин. Довольно часто на абонементах мы применяем и такую форму работы, как аудиовыставки и аудиовикторины, где используем аудиокниги.

В холле тоже установлен компьютер, здесь демонстрируется информация обо всех библиотечных событиях. Довольно часто он служит и источником музыкального сопровождения крупных мероприятий.

Проведение библиотечных встреч, тематических вечеров мы уже не мыслим без электронного иллюстративного сопровождения, будь то презентация, аудиокниги, фильмы.

Создание электронных ресурсов в библиотеке - это не дань моде, а возможность полнее удовлетворять информационные потребности наших пользователей, среди которых немало руководителей детского чтения - родителей и педагогов. И здесь хотелось бы сказать о еще одном направлении, которое только начало развиваться в нашей библиотеке - выпуск мультимедийных методических пособий. Первый опыт у нас уже есть - к 210-летнему юбилею А.С.Пушкина мы выпустили мультимедийное пособие «Наш Пушкин», в котором объединены различные формы творческой и диалоговой деятельности по продвижению наследия поэта, апробированные в нашей библиотеке. На очереди - издание мультимедийного диска для младших школьников и их родителей и публикация в электронном формате совместного опыта нашей библиотеки и одной из школ города по проведению обсуждений книг с подростками и старшеклассниками.

Время не стоит на месте, выдвигает все новые требования к библиотекам и ее сотрудникам. К сожалению, пока мы не имеем возможности предоставлять своим юным читателям доступ в Интернет. Это направление для нашей библиотеки перспективное, и как оно будет строиться, каким образом объединится с Книгой - покажет время.

Несомненно, детские библиотеки могут и должны стать местом БЕСПЛАТНОГО доступа к Интернет-ресурсам, поскольку именно здесь работают библиотекари-консультанты по оценке и отбору информации, защищающие права детей. Но, наряду с этой жизненной необходимостью, которая пока для нас в перспективе, остро встает и необходимость обеспечения информационной экологии этого доступа, ведь киберпространство, как показывает практика, также небезопасно для детей, как и реальный окружающий мир.

Бить в одну цель

Интересный и богатый опыт продвижения книги и новых информационных технологий, которые не спорят между собой, а бьют в одну цель. Жаль, нет хоть какого-нибудь образца электронной викторины, чтобы сравнить, например, с опытом, представленным Нэлей Жамалетдиновой на этой же секции. М.В.Ивашина

В очередной раз

В очередной раз утверждаюсь в мысли, что библиотеки закрытых городов впереди в своих проектах и идеях. Прекрасное соединение современных технологий и традиционной библиотечной деятельности.

Спасибо за

Спасибо за комментарий. В прошлом году мы проводили научно-практическую конференцию городов ЗАТО на базе нашей библиотеки, делали общее исследование работы детских библиотек некоторых закрытых. По результатам исследования - действительно, по ключевым показателям у нас ситуация лучше. Почему так происходит - свои выводы я привожу в статье, которая была опубликована в ж."Библиотечное дело", 2008 - № 22 ("Кризис чтения или смена модели?"). Если будет интересно, посмотрите. С уважением, Татьяна
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"