NEW! Гурбич Г.П. Я ищу!

Галина Петровна Гурбич,

зав. информационно-библиографическим отделом,

Свердловская областная библиотека

для детей и юношества, г. Екатеринбург

Я ищу!

Она же ВСС, она же «искалка с человеческим лицом», она же виртуальная справка...

Служба, которая не знает территориальных границ, времени суток, не ставит для своих посетителей ограничений по возрасту или национальности.

В печати специалистов этой службы называют «добрые детективы Интернета» и «надежда нации».

Посетители обращаются: «Уважаемые работники справки!», «Незаменимые помощники!», «Уважаемые библиотекари!», «Доброй ночи!», «Здравствуйте!», «Доброе время суток!»

Они приходят в виртуальную справку с одним и тем же: «Помогите плиз найти...», «Не могли бы вы мне помочь!», «Выручите меня!», «Срочно нужно...».

Хотя исследователи и окрестили современное молодое поколение «поколение Google», «виртуальные туземцы», «поколение Сети», так или иначе, они испытывают трудности в поиске нужной информации. И виртуальные справочные службы становятся для них помощниками, навигаторами в пространстве Интернет.

Вопросы задаются самые разные: «Кто живет дольше люди в браке или одинокие? И что говорят по этому поводу геронтологи», «Подскажите где найти прогу для расчетов прокатного стана. Плиз», «Подскажите пожалуйста какой-нибудь абсурдный вопрос, чтобы принять участие в конкурсе «Абсурдных вопросов», «Огромная для меня проблема - встать во столько, во сколько мне нужно. Не слышу будильник, не знаю сколько времени... Помогите пожалуйста найти сайты, где бы были даны толковые жизненные советы, что со всем этим делать, как дальше жить».

Благодарности посетителей нет предела: «В очередной раз изумляюсь тому, что есть ваша замечательная виртуальная справка», «Хочу сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО всем кто сдесь работает и создателям этого Чуда!! Я даже не успела задать свой вопрос - а просто зашла в архив и по поиску нашла подобный вопрос с НУЖНЫМ ответом!! Это просто СУПЕР!! (сама вчера просидела 3 часа в поисках ЭТОГО ответа, но безрезультатно..) ВСЕМ еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО за Ваш труд и УДАЧИ ВСЕМ ВАМ!!! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!!», «Вы ТАКИЕ...!!! Просто супер-мега-гипер-классные!!! :))) Огромное вам спасибо за то, что вы есть и делаете такую ОГРОМНЕЙШУЮ просто и БЕСЦЕННУЮ работу!!! Я тут бьюсь головой об стол - почему я только сегодня узнала, что вы есть?! :)) Но ведь узнала, и это классно! Вы мне помогли невероятно! Успехов вам в вашей нелёгкой работе! Спасибо ещё раз =)» (орфография сохранена).

Для тех, кто полагается больше на цифры, а не на эмоции, скажем: в архиве виртуальной справочной службы «Получи поиск человеку» на сегодняшний день насчитывается 58 500 тысяч ответов, на вопросы посетителей справки отвечают 30 операторов из разных городов нашей страны.

Какой же он, самый «активный посетитель» справки? Это лицо женского пола (72,43%), возраста 21-25 лет (46,28%), с незаконченным высшим образованием (53,5%), проживает в Москве (21,52%), больше всего интересуется вопросами экономики, управления, финансов (18,75%).

1-я виртуальная справка «Поручи поиск человеку» (http://www.library.ru/help/) в виртуальном пространстве не одинока. Корпоративная виртуальная справочная служба универсальных научных библиотек (http://korunb.nlr.ru/query_form.php) принимает запросы по социально-экономической, гуманитарной, медико-биологической и технической тематике. К своим посетителям приходит на помощь Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» - служба Российской национальной библиотеки (http://www.vss.nlr.ru/).

Виртуальные консультации для библиотечных специалистов по профессиональной тематике проводит Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского (http://book.uraic.ru/faq/professionalnaja_spravka/).

Виртуальная справочная служба Quaero (Я ищу) Свердловской областной библиотеки для детей и юношества дает ответы на вопросы по культуре, образованию, педагогике. На вопросы «о книгах и библиотеках» отвечает Центральная Городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска (http://www.child-library.ru/reference.html). Этот список можно продолжать. На портале Library.ru зарегистрировано 110 только российских библиотечных виртуальных служб!

Работа у служб организована по-разному - некоторые объединяются в корпорации, другие справляются собственными силами; предоставляют возможность работать в архивах выполненных справок или организуют работу на форуме; ряд служб ориентирован на поиск полнотекстовой информации, другие предоставляют преимущественно библиографические списки. Но все службы стремятся к тому, чтобы пользователи могли получить информацию в любое время, в кратчайшие сроки, даже не приходя в библиотеку.

Информационные технологии меняются стремительно, при этом библиотеки снова и снова будут «изобретать себя», «перезагружать» сознание, сталкиваться с «новыми вызовами» и искать «новые возможности». Но по-прежнему в своей работе операторы, «виртуальные библиотекари и библиографы» будут стараться сохранить основные традиции библиографической работы - профессионализм поиска информации, ее достоверность и качество, стремление помочь нашим читателям.

Р.S. У первой виртуальной справки «Поручи поиск человеку» в октябре тоже день рождения, ей исполняется 9 лет. Наши поздравления всем, кто связан с это работой!

Она же galina, она же bibl007, она же gurbich@mail.ru

Виват, библиографы!

Не, не зря все-таки библиографов называют профессиональной элитой! Выполнять запросы «поколения Google» на их же территории!

Галина Петровна, вы нарисовали портрет «активного посетителя справки», а кто такой «искалка с человеческим лицом»? Кто становится «добрым детективом интернета»? Есть ли какие-то критерии отбора для ВВС?

о добрых детективах интернета

Чаще всего наши виртуальные посетители не знают тех, кто им помогает. Хотя, думаю, это зависит от нас. Например, на портале Library.ru можно увидеть фотографии операторов, написать им на указанный электронный адрес, и даже прочитать, что пишет оператор о себе (http://www.library.ru/help/operators.php). Как правило, это шутливые фразы, но в них чувствуется любовь к делу, которым люди занимаются и огромное желание помочь в поиске информации. Для участия в работе 1-й виртуальной справочной службы мы прошли обучение в Москве, которое проводят организаторы ВСС. В ответах даем ссылки на интернет-ресурсы и списки литературы по определенной теме. Поэтому оператору необходимы библиографические знания, владение поиском в сети, постоянное изучение Интернет, интуиция (иногда сами посетители не могут точно сформулировать свой вопрос). Чаще всего операторами справочных служб становятся работники библиографического отдела или отдела автоматизации. В некоторых американских библиотеках в подобных службах к работе привлекают студентов-добровольцев. В службе "Поручи поиск человеку" есть "аксакалы", которые всегда помогут, посоветуют, и даже могут дополнить твой ответ. Работа в этой справочной службе помогла мне в работе виртуальной справки "Я ищу".

И ещё раз о виртуальной справке... и "виртуальных ответчиках"

Виртуальные справочные службы/виртуальные справки, несмотря на сложность работы в этом направлении, очень интересная и инновационная форма работы. По своему опыту общения/работы с ВСС могу сказать - это очень влияет на имидж библиотеки/библиотекаря в целом. С кем то хочется общаться/встречаться виртуально вновь и вновь, куда - то больше не хочеться захотить не только для виртуального общения, но и для реального. А что Ваши пользователи ждут от ВСС? Есть ли у Вас какие-либо исследования в этом вопросе. И вообще, как по Вашему: виртуальная справка - это конкретный ответ на конкретный вопрос (да/нет) или возможность общаться (но не замена форумного общения), получать на свой конкретный вопрос ответ более неформальный, что-ли?

Мнение участника виртуальной справки

Полностью поддерживаю автора статьи: за виртуальной справкой - будущее библиотек! Опыт подсказывает мне, что число желающих задать вопрос оператору виртуальной службы неуклонно растет. Для того чтобы узнать ответ на свой вопрос, людям не нужно даже выходить из дому. Нужен только доступ в Интернет. Возможно, скоро наступит эра виртуальной библиотеки. Мой призыв: нужно всем библиотекарям попробовать себя в роли виртуальных операторов! Балакина Н. Л.

Интересная работа

На мой взгляд, это очень интересная работа. Помимо виртуальных справок еще так же созданы виртуальные службы и консультации. Уже существуют архивы виртуальных справочных служб, а это не мало. И все для наших любимых читателей и их читательских потребностей. Уж с какими только вопросами они к вам не обращаются. Как же они вам не будут говорить столько слов благодарности, когда вы их по праву заслужили! Ведь, наверняка, это непростая работа выполнить виртуальную справку или провести консультацию.

Да, Галина Петровна, я с вами согласна, что информационные технологии меняются, развиваются. И благодаря этому библиотеки действительно будут изменяться вместе с ними. Вот уже и виртуальные конференции стали входить в моду.

Вот интересно, что же еще виртуального появится ?Книговыдача?? :) Но, это все пока в далеком (а может быть и нет) будущем.

Татьяна Первухина, СОБДиЮ

Виртуальная книговыдача

Виртуальная книговыдача стала реальностью во многих зарубежных библиотеках. Имея читальский билет, ты можешь заказать нужную книгу или статью из своей библиотеки, даже находясь в другой стране или другом городе. А через пару недель текст исчезает из твоего компьютера.

Ну когда же?

Ну во-о-от, опять зарубежные библиотеки нас опередили. Ну когда же у нас появится виртуальная книговыдача? Я думаю, это тоже удобный вариант пользования библиотекой.

Ещё раз об электронной выдаче...

В принципе электронную доставку документа ведь никто не отменял? Та же электронная выдача и работает давно...

об электронной доставке

Как правило, электронная доставка помогает в случае, если читателю необходима статья, или небольшой фрагмент произведения. В нашем примере речь идет об электронных книгах и о возможности "взять" эту книгу на временное пользование в своей библиотеке, даже если ты находишься в другой стране. Здорово же?

Библиотекарь ищущий

Импонирует желание библиотечных специалистов осваивать новые территории, завоевывать виртуальных читателей, переходить в новое сетевое качество, преодолевать в какой-то степени в себе библиотекаря традиционалиста. Библиотекарь, работающий, в сети не ассоциируется с «серой мышью».

О необходимости виртуальных служб

Да, конечно, работа виртуальных служб - это важный аспект деятельности современных библиотек. Для кого-то эта работа стала привычной, а кто-то только начал отвечать на вопросы виртуальных читателей. Всем операторам, виртуальным библиотекарям - реального успеха в поиске!!!
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"