NEW! Ефимова К. Блог как инструмент библиотечного маркетинга: зачем и как использовать блоги для продвижения библиотечных сервис

Катерина Ефимова
Ведущий библиотекарь Научной библиотеки
Уральского государственного университета.
г. Екатеринбург

Блог как инструмент библиотечного маркетинга: зачем и как использовать блоги для продвижения библиотечных сервисов

Библиотекари давно научились делать много имея мало для того, чтобы информировать читателей о своих ресурсах, программах и услугах. Они опробовали все возможные способы рекламы библиотек в реальном мире с помощью традиционных средств: газеты, корпоративные бюллетени, радио и телевидение. Многие библиотеки выпускают брошюры, путеводители, и свои собственные буклеты. И не удивительно, что библиотекари начинают заполнять своими блогами виртуальный мир. Для продвинутых библиотекарей блог - это еще одна возможность для рекламы библиотек и их сервисов.

Что же все-таки такое блог?

Не переживайте, если «блог» - это новое для вас слово. Скорее всего, вы читали множество блогов, используя сеть для работы или отдыха. На самом деле, блоги существовали задолго до того, как был придуман этот термин. Страничка NCSA What's New, созданная где-то в июне 1993 считается одним из первых блогов. В библиотечной сфере - это блог Дженни Левайн Librarian's Site du Jour.

Блог (blog) - это сокращение от «веб лог» (web log) - веб сайт, на котором в обратном хронологическом порядке публикуются короткие записи. Блоги многообразны по содержанию, от личных дневников до новостей, отражающих развитие чего угодно от далекой Монголии до законов об авторском праве, от последних сплетен в стиле желтых газет до серьезных, научных изысканий. Сегодня блоги варьируются от простых списков «что нового» до сложных вебсайтов с десятками различных дополнительных функций - поиск по сайту, тематические категории, архивы записей, RSS-подписки и прочее.

Эван Вильямс, создатель Blogger - одной из наиболее популярных платформ для ведения блогов - считает, что «концепция блога заключается в трех вещах - Частоте, Краткости и Индивидуальности».

Что это значит? Новая информация на блоге должна появляться довольно часто, не реже двух-трех аз в неделю. Если вы будете публиковать по паре сообщений в месяц, какими бы интересными они не были, посещаемость блога быстро упадет. Сообщения не должны быть длинными. Об этом говорят все специалисты по публикациям в Интернет. Если текст не помещается на экране монитора полностью, велика вероятность того, что читатель либо не прочтет его до конца, либо просмотрит по диагонали, возможно, упустив что-то важное, а может и вообще игнорирует. Интересное, уникальное содержание блога - одно из важных составляющих успеха. Если у блога оригинальное содержание или комментарии, или ссылки на ресурсы, которые не нашли другие блоггеры - то это источник, который захотят и будут читать. Естественно, читателям библиотеки будет в первую очередь интересна информация, касающаяся именно вашей библиотеки, а кто кроме библиотекарей лучше знает и напишет о своих ресурсах и услугах.

Почему же эти блоги распространяются с такой быстротой?

Блоги буквально расцвели в Интернете по той простой причине, что они значительно облегчили процесс публикации информации в сети. Создание полноценного вебсайта с помощью HTML редактора было проблемой для многих, кому не хватало времени для изучения этого языка, приобретения и совершенствования новых навыков, поиска неисправностей и ошибок в коде и т.д. С помощью программы для создания блогов опубликовать что-то в сети стало гораздо проще, почти так же просто как написать записку и примагнитить ее на холодильник. Да, почти так же просто! Вам не нужно забивать себе голову ненужной информацией о тегах HTML, о том, как создать ссылку между сайтами, не говоря уже о загрузке файлов на сервер с помощью FTP. Создать свой блог-акаунт (учетную запись) тоже просто - меньше чем за три минуты у вас появится и сам блог, и возможность опубликовать свой первый пост.

Многие библиотекари в ажиотаже начали создавать личные сайты только для того, чтобы, в конце концов, развеять собственные иллюзии, потому что огромное количество сил уходило на поддержку и обновление содержания сайта - тягостный, многоступенчатый процесс. Программное обеспечение выполняет большинство этих нудных, монотонных действий без вашего участия. Но простота публикации новых сообщений - это еще не все, существует еще возможность автоматической архивации старых постов и обновления содержания главной странички.

Еще один значительный фактор в увеличении количества блогов - это сообщество блогеров. Легкость, с которой вы можете ссылаться на другие сайты или сообщения породило манию ссылаться друг на друга. Тем более каждый хочет знать, читают ли его или ее работы, как их оценивают и т.д. Блогеры могут получить практически мгновенную реакцию в ответ на сообщение, так как посетители и другие блогеры оставляют комментарии и высказывают похожие или противоположные мысли.

Как блоги способствуют маркетингу

Библиотеки уже используют блоги для достижения десятков различных целей. Наиболее очевидное применение - распространение библиотечных новостей, которые необходимо постоянно обновлять, желательно, тратя на это минимум времени и усилий. Программы для создания блогов делают эти обязанности достаточно простыми для любого пользователя. Но существуют и другие способы получения пользы от блогов.

Информация о библиотечных событиях. Создайте блог и постоянно помещайте в нем информацию о различных библиотечных событиях и программах. Постарайтесь вынести эту информацию за пределы сайта вашей библиотеки. Создайте rss-поток и сообщите о нем всем членам вашего сообщества (кафедрам, факультетам, отделам, другим библиотекам, коллегам, читателям), для того, чтобы они смогли добавить заголовки содержания на свои сайты или просматривать их с помощью ридера (программы для чтения rss-потоков).

Коммерческие компании стараются сделать так, чтобы каждый посетитель возвращался к ним на сайт снова и снова. Библиотеки могут делать то же самое. Дайте вашим читателям возможность подписаться на блог по e-mail, поместив на сайт специальную форму. Такая реализация маркетинга по запросу дает вам возможность регулярно посылать библиотечные новости непосредственно на почтовый ящик пользователя. Это также стимулирует пользователей возвращаться на сайт библиотеки.

Выделите свой блог «из толпы», включив не него особенный контент, чтобы завладеть интересом читателей. Например, «цитату дня» из шедевров мировой литературы, проводите каждую пятницу шутливые опросы или тесты, делитесь своими наблюдениями или рассказывайте интересные моменты из внутренней, неизвестной читателям, жизни библиотеки. Некоторые библиотеки ведут подборки «интересных вопросов и ответов», которыми тоже можно поделиться. Не бойтесь создать свой собственный стиль изложения, пусть это будет дружелюбный стиль помощника, объясняющего всевозможные непонятности, или официального лица, сообщающего исключительно полезные факты.

Поддерживайте своих преданных пользователей. Бесспорной популярностью среди читателей пользуются сообщения о том, какие новые книги, фильмы или диски появились в фонде библиотеки. Подумайте о создании в блоге разделов, посвященных различным жанрам: мистика, ужасы, научная фантастика, любовные романы и т.д. Если это блог научной библиотеки, то создавайте специальные подборки новых ресурсов и сайтов для различных подразделений или факультетов по различным отраслям наук.

Расширяйте границы своего сообщества. Публикуйте обзоры и рецензии новых книг и списки книжных премий. Поощряйте комментарии и предложения. Дайте читателям пространство для обсуждения прочитанной книги и возможность рекомендовать интересные, понравившиеся им издания или критиковать не понравившиеся.

Поддерживайте свое сообщество. Библиотекари постоянно ищут новые возможности для оказания полезных услуг. Подумайте, можете ли вы предложить в блоге какую-то особенную услугу и таким образом привлечь к нему больше читателей? Например, создание новостного блога, посвященного местным выборам, в котором публикуются объявления о сайтах кандидатов, назначениях и встречах, может оказаться вполне уместным занятием для библиотеки, в чьи обязанности входит информирование граждан о различных политических событиях в городе. Или блог-афишу, с информацией о культурных событиях города - выставках, концертах, спектаклях, кинопремьерах.

Устанавливайте новые связи. Вы не собираетесь расширить свою аудиторию? Почему бы не сделать блог на иностранном языке с короткими аннотациями предстоящих программ или новых ресурсов. Может, вы хотите привлечь внимание учителей, чтобы продвигать библиотечные услуги и сделать так, чтобы школьные визиты приносили пользу как школам, так и библиотеке. Может стоит начать новостной блог специально для учителей? Вы можете заострить внимание на специальных сервисах для учителей, программах для школ, списках книг или интернет-ресурсах, и др. В блогах можно публиковать развернутые сообщения и даже тематические статьи.

С помощью блога гораздо легче продвигать в интернете библиотечные услуги, ресурсы и программы. Для создания отличного библиотечного блога необходимо три ингредиента: вдохновение, мотивация и увлеченность. Вдохновение - это тот самый момент «АГА!», когда вы понимаете, что блог, как средство публикации, идеально подходит для реализации вашей маркетинговой идеи. Мотивация - это та энергия, которая помогает вам воплотить в жизнь хорошую идею и начать вести блог. Увлеченность - это то, что приходит после. Это тяжелая работа по поддержке и регулярному наполнению блога содержательными, яркими, жизненными сообщениями. Блог может стать достаточно эффективным инструментом для завоевания интернет аудитории, состоящей из читателей поколения Next, для которых получение информации и общение в сети стало неотъемлемой частью социальной жизни.

Основой данной статьи послужил материал, опубликованный в 2003 году в журнале 'Marketing Library Services'.

Darlene Fichter. Why and How to Use Blogs to Promote Your Library's Services // Marketing Library Services. - 2003. - Vol. 17, No. 6. - URL: http://www.infotoday.com/MLS/nov03/fichter.shtml

Прогнозы

Катя, Вы блогер со стажем. Ваши аналитические прогнозы развития блогерского движения

Скорее всего в

Скорее всего в ближайшее время появится много новых библиотечных блогов как личных, авторских, так и корпоративных, так как коллеги начали активно изучать новую "игрушку", сколько из них отпразднует первую годовщину существования, судить не берусь. Хорошо, если половина. Но уверена, что за это время в блогах появится много очень интересной информации. Катерина

Появление новых библиотечных блогов

Действительно, библиотекари сейчас очень активно осваивают блогосферу. Например, много новых библиотечных блогов уже появилось и продолжает появляться благодаря мастер-классу "Я учусь работать в блоге!" (http://groups.google.com/group/biblio-media). По первым сообщениям в них видно, что авторы подошли к делу, обладая всеми тремя необходимыми ингридиентами: вдохновением, мотивацией и увлеченностью. А вот на сколько их хватит - действительно вопрос. Сама сейчас приступила к созданию личного библиотечного блога и поняла, какой это все-таки непростой и ответственный процесс. Хотя, конечно, радостный и увлекательный. Анна Смагина, студентка СПбГУКИ, библиограф библиотеки СПбГУКИ

Анна, я тоже

Анна, я тоже слежу за вашим обучением. Только у меня создается впечатление, что большая половина "студентов" плохо понимает, что такое блог, зачем он нужен и нужен ли вообще. Вы правы, ведение блога - это большая, серьезная работа, отнимающая порой много времени. Но это при условии, что материалы авторские, то есть не скопированные где-то из Интернета. Успехов Вам в обучении как работе в блоге, так и библиотечному делу :) Катерина Ефимова

Катя, а как

Катя, а как оценить эффективность блога библиотеки? Я пока что несколько критериев вижу: 1. Количество посещений 2. Количество комментариев (???) 3. Обратные ссылки

Еще забыла про

Еще забыла про количество подписчиков на блог. Это тоже хороший критерий если не эффективности, то популярности блога.

Критерии эффективности

Вообще - что подразумевается под эффективностью блога? Выполнение поставленных задач? Если блог создан для привлечения читателей в библиотеку - то его эффективность следует измерять в фактических, живых (то есть не виртуальных) людях, пришедших в библиотеку за книгой или на какое-то мероприятие. Если цель - взбудоражить умы читателей и коллег - то тут важно количество комментариев и ссылок в блоге в целом или на какой-то отдельных пост или тему. Если цель блога заключается в самореализации и рефлексии его автора, удовлетворении каких-то графоманских амбиций - то в данном случае, как мне кажется, не важна ни посещаемость, ни цитирование, ни какая либо другая статистика. Лично я для себя считаю важным количество вернувшихся читателей, время, проведенное на сайте и количество просмотренных страниц. Ну и каким-никаким показателем может служить известность блогера (с положительной стороны) среди коллег. Катерина

Вдохновение, мотивация, увлечённость

Значит, прошло всего каких-то 6 лет, и мы дозрели до блоговой стадии развития? Очень интересно, мне кажется этот материал нужно опубликовать и у нас. Это руководство к действию. Только вот есть маленькая сложность - Вдохновение, Мотивация, Увлечённость. Их где взять? По-моему именно с ними возникает "напряжёнка", даже когда с технологиями станет всё ясно. М.В. Ивашина

Мне кажется

Мне кажется проблема именно в "увлеченности". Создать блог и опубликовать первые пару записей очень легко. Сложно поддерживать темп и уровень публикаций в течении продолжительного времени. Где-то видела очень интересную статистику по библиотечным блогам Америки. Что с каждым годом новых блогов появляется все меньше, даже некогда активные блогеры публикуют новые посты все реже.

teenbook-ekb (про

teenbook-ekb (про Америку) Но это ведь естественная реакция людей: было интересно- было много блогов; сейчас наигрались - все, достаточно!

Согласна.

Согласна. Происходит своеобразный "естественный отбор" :) Остаются только самые стойкие, но проблема в том, что это не значит, что самые лучшие! Катерина
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта