NEW! Сочилина Е.Г. Новгородские школьники и «библиотечный» Интернет: что изменилось за 4 года?

Cочилина Е.Г.,

главный библиограф,

МУК «Библиотечный центр для детей

и юношества «Читай-город»,

Великий Новгород

Новгородские школьники и «библиотечный» Интернет:

что изменилось за 4 года?

Разумеется, самый востребованный Интернет-сервис в течение последнего года - «Вконтакте». Что ж, активное общение - возрастная потребность подростков. Хотя потребность общаться исключительно с помощью технических средств (когда твоя собеседница сидит буквально в соседнем зале библиотеки) нас, взрослых, еще обескураживает. Видимо, недовольством родителей (а также способностью «продвинутых» пап проконтролировать, с кем и о чем ребенок болтал по сети) и объясняется тот факт, что так много школьников, имеющих дома доступ к Интернет, предпочитают тратить последние карманные деньги на компьютерное время в библиотеке.

Впрочем, платное предоставление компьютерного времени - «третьестепенная» задача нашего подразделения. Главная - удовлетворение информационных потребностей школьников с использованием всех доступных источников информации. В том числе - Интернета. Это же очень удобно - иметь доступ к такой огромной библиотеке на сотни тысяч книг и статей, к множеству словарей и энциклопедий, к последним номерам и архивам сотен периодических изданий, пользоваться каталогами крупных библиотек и услугами виртуальной справки. «Отказы» стали у нас редки, случаи, когда мы не можем удовлетворить фактографический запрос - единичны

Разумеется, раз уж Интернет используется как своего рода «удаленная» часть фонда библиотеки, обращение к нему для пользователей - бесплатно. Уточним: бесплатно всегда; читатели платят за аренду компьютерного времени, если оно предоставляется взрослым пользователям или используется для общения и развлечений. Компьютер в Информационно-справочном зале может использоваться школьником бесплатно в следующих случаях:

  1. Использование ресурсов Интернет для подготовки к докладам, сочинениям и т.п.
  2. Поиск ответа на конкретный вопрос (личный или учебный)
  3. Первое знакомство с информационными ресурсами Интернет и технологиями их поиска
  4. Поиск материалов и рекомендаций в помощь детскому и семейному творчеству
  5. Работа с электронными документами из фонда Справочно-информационного отдела
  6. Чтение книг, журналов отсутствующих в нашей библиотеке в «бумажном» виде
  7. Работа с интерактивными электронными образовательными и научно-познавательными ресурсами (тренировочные тесты, тренинги, демонстрации и т.п.)
  8. Работа с каталогами и базами данных нашей библиотеки
  9. Работа с представленными в сети каталогами, базами данных, библиографичес-кими ресурсами других библиотек
  10. Участие в «сетевых» литературных и научно-познавательных играх и конкурсах

Цели обращений к Интернету пользователями нашего отдела расположены здесь в порядке их реальной частоты. Практика предоставления школьникам возможности свободно и бесплатно использовать Интернет в перечисленных целях существует в библиотеке пятый год, до этого библиографические и фактографические справки выполнялись с использованием Интернет при отсутствии «бумажных» источников. Все четыре года мы фиксируем цели и тематику запросов, отслеживаем типичные ошибки пользователей-школьников.

Что же изменилось за четыре года?

Во-первых, Интернет из модной, волнующей (а для поколения 1990-91 гг. - даже страшноватой) новинки превратился в повседневный «инструмент» поиска информации, развлечений и общения. Усилиями провайдеров нашего города за последние пару лет Интернет пришел почти в каждую школу и квартиру. Около 90% школьников старше 12 лет, приходящих в нашу библиотеку, заявляют, что имеют дома доступ к сетевым ресурсам. Привычная фраза учителя «сходите в библиотеку, посмотрите в энциклопедии» стала звучать как «найдите в Интернете». В связи с этим число простых фактографических запросов, которые составляли основную массу обращений к Интернету в библиотеке три-четыре года назад, значительно сократилось. Поводы обратиться к «библиотечному Интернету» при наличии доступа дома - технические проблемы (нет связи, сломался принтер); работа вдвоем-втроем (домашнее задание, выполняемое группой, или общие с другом интересы); просто экономия времени (раз уж я все равно в библиотеке, так почему бы и не воспользоваться Интернетом здесь); и очень часто - элементарное неумение искать информацию...

Во-вторых, что ни говорите, изменился сам Интернет. Вернее, конечно, поисковые системы и информационная насыщенность русскоязычной части сети. Искать стало гораздо проще; темы, которые еще два года назад мы считали «безнадежными» (например, «Освобождение Великого Новгорода»), «наполняются» прямо на глазах. Хорошо ли это? И да, - и нет. «Нет» - если рассматривать Интернет не как машину, выбрасывающую из себя факты и тексты (вспомним библиотеку из «Неукротимой планеты» Г. Гаррисона), а как средство развития (логики, навыков принятия решений), стимул повышения элементарной грамотности и скорости чтения, расширения словарного запаса... Я понимаю, Интернет не для того создавался, но ведь «бумажные» источники им уже почти вытеснены, что же заменит современному школьнику и студенту «практическую базу» библиотеки или стеллажа со справочниками?..

В-третьих, ощутимо уменьшился процент обращений за готовыми рефератами и сочинениями. Отчасти потому, что педагоги давно разобрались, откуда берутся «красивые», «причесанные» сочинения и доклады, и либо снизили требования к текущей самостоятельной работе, либо предлагают темы, работы по которым в «сети» заведомо отсутствуют. Отчасти, возможно, потому, что мы, библиотекари, не скрываем своего неодобрительного отношения к такой практике (а доступ в Интернет и дома у школьника имеется).

В-четвертых, происходят изменения в тематике запросов. Прежде всего, они связаны с изменениями в подходе к оценке труда учителей и учащихся, сменой приоритетов школьных программ и т.п. Так, с отменой обязательного ЕГЭ по литературе резко упало количество вопросов, связанных с литературоведением: если в 2007 году подобные справки составляли до 40% от общего количества, то теперь- 5-7%. Удивляет и настораживает то, что из нашей регистрационной тетради за последний год почти исчезли записи, характеризующие личные интересы пользователей: к спорту, техническому и художественному творчеству, «НЛО», истории Китая или Древнего Египта, содержанию домашних животных и новым маркам автомобилей. Снизилось не только их общее количество, но и «процент» по отношению к учебным запросам. Три темы, которые по-прежнему «на плаву»,- новости мобильной телефонии и рынка компьютерных игр, популярная музыка.

Следствием «во-первых» и «во-вторых» стало то, что у современного новгородского школьника (за единичными исключениями, воспринимаемыми уже почти как экзотика) отсутствует «страх компьютера» (но и какое бы то ни было почтение к труду создателей Интернет-ресурсов тоже). При этом диву даешься разнообразию представлений подростков 12-15 лет о том:

- что такое сам Интернет (например, «это огромный компьютер в Москве, в который ученые заложили всю информацию на свете», или «информационное поле Земли, из которого по антеннам в мой компьютер попадает вся информация», или «Интернет теперь в каждом компьютере, они с ним уже продаются»),

-как «работают» поисковые системы (не менее 60% шестиклассников свято верят, что в «Яндексе» на их вопросы отвечают живые люди - что-то вроде телефонисток справочной службы),

- кто отвечает за достоверность информации (ну, разумеется, или «ученые в Москве», или «телефонистка», ответившая на ваш вопрос)

- что существует понятие «авторского права» по отношению к Интернет-ресурсам («я же заплатил за Интернет!», значит - все это уже мое собственное)...

Увы, навыки пользования компьютером и навыки поиска информации - не одно и то же. Странно, когда «продвинутый» восьмиклассник, легко перекачивающий с носителя на носитель музыку или игры, используя хитроумнейшие комбинации программ или сетевых сервисов, не в состоянии найти с помощью «Яндекса» информацию по теме «Оборонительные сооружения Великого Новгорода». Странно, но привычно. Типичные проблемы при фактографическом поиске новгородских школьников 12-15 лет:

1. неумение выделять в собственном запросе ключевые слова и словосочетания; вплоть до того, что вводятся целые фразы, типа: «Я бы хотела узнать информацию о культуре восемнатцатово века например про оброзование в Росии» (пунктуация и орфография сохранены). Эта привычка становится все более устойчивой, тем более, что нередко и при таком подходе удается хоть что-нибудь найти;

2. неумение искать с уточнением запроса (уточнение по региону для краеведческих справок, использование операторов языка запросов, поиск по тематическим рубрикаторам, поиск только по словарям и т.п.);

3. неумение ориентироваться по аннотациям при просмотре построенного поисковой системой списка документов (открываем все подряд), по оглавлению сайта - если он «открылся» не сразу на нужном месте;

4. - неспособность оценить адекватность документа теме поиска, если он не озаглавлен точно так же, как звучит тема реферата; это - признак низкой общей грамотности, показатель того, что данный школьник давно уже не в курсе, что «проходят» по данному предмету и эта «самостоятельная работа» - формальна и бесполезна. Если у нас и случаются в последнее время отказы по фактографическим справкам - причина здесь. Впрочем, удалось заметить, что подростки, время от времени ищущие информацию «для себя», например, о любимой музыкальной группе, справляются с оценкой адекватности документа при первом просмотре гораздо успешнее;

5. просто слишком низкая скорость чтения, недостаточные функциональная грамотность и словарный запас, отсутствие навыка беглого просмотра (годам к 15-16 он бы уже должен формироваться!); увы, с каждым годом эта проблема только усугубляется;

6. как следствие общей низкой грамотности, несформированности логического мышления и недостаточной эрудированности - неспособность переформулировать, сузить или расширить тему поиска; это самая частая в последнее время причина обращения к библиографам. Задано подготовить реферат «Великий русский химик-органик»? Казалось бы, чего проще: нашел перечень русских ученых, сделавших открытия в области органической химии, выбрал понравившуюся фамилию и нашел в «Словарях» биографию. Но ежегодно к нам приходят старшеклассники, имеющие дома доступ в Интернет, которых затруднило это задание;

7. способность к компиляции становится поистине редким умением; 8 из 10 школьников скорее предпочтут искать в Интернете текст (сочинения, доклада) нужного объема, пусть даже и не вполне адекватный теме поиска, чем «собирать» его из 2-3 подходящих документов или сокращать, убирая часть фрагментов из слишком большого документа. А чтобы при этом подросток чуть-чуть переформулировал какие-то фразы или вставил пару абзацев «от себя» (хотя время на такую доработку дается) - уж и не вспомнить, когда такое было в последний раз...

8. ну и, разумеется, практически никто не утруждает себя ссылками на источник информации - ни школьники, скачивающие тексты «сочинений», ни авторы этих «сочинений», переписавшие главы книг по литературоведению (помните, они же «заплатили за Интернет»).

Справиться с первыми двумя проблемами несложно, достаточно пары библиотечных уроков (учить формулировать ключевые слова гораздо проще на «бумажных» словарях и справочниках) или 3-4 индивидуальных консультаций. Чуть сложнее - проблема № 3, но и это умение тренируется, если десяток раз посидеть в процессе поиска рядом с пользователем. Остальное, похоже, вне компетенции библиотекаря. А в чьей же? Учителя информатики? Учителя литературы? «Учителя чтения?» Или просто общество в целом и система образования в частности оказались не готовы к «эре Интернета»?

А самих новгородских школьников сейчас Интернет гораздо больше интересует как средство общения. Нам, «воспитывающему» поколению, это не слишком нравится. Мы бы предпочли, чтобы Интернет был инструментом развития, ресурсом образования. Но, положа руку на сердце - ведь, и, правда, в современной российской жизни социальный интеллект важнее IQ. Значительную часть личностно важной информации сегодняшние новгородские школьники предпочитают получать скорее в непосредственном общении, - пусть даже с невидимым или анонимным собеседником, чем из книг и статей (неважно, «бумажных» или электронных). Именно такой вывод делаешь, ежедневно беседуя с десятками подростков, родителями, учителями.

Насколько устойчивой окажется данная тенденция? Где ниша детской библиотеки в этом процессе? Смиримся ли мы с ролью «палочки-выручалочки» для тех школьников, которым учитель задал найти «то, сам не понимаю что; может, Вы понимаете»?..

Что дальше?

Все исследования проводятся для того, чтобы двигаться дальше, определять направлений и векторы дальнейшего развития. Вами сделан прекрасный анализ, великолепно поданный. Что дальше? Как он используется в конкретной практике, например, системе обучения подростков информационной грамотности? М.В.Ивашина

Попиченко В. В., библиотекарь абонемента

Как часто читатель, подходя к библиотекарю абонемента, обращается к нему со словами: "Принесите мне литературу по такой-то теме". Вопроса "Помогите мне наити литературу по такой-то теме?" практически не услышишь. Библиотекарь абонемента воспринимается как человек, который сам должен осуществлять поиск за читателя. Еще печальнее становится, когда ребенок вообще ни о чем не спрашивает, а его родитель на глазах чада просит библиотекаря принести литературу по заданной теме. Еще раз отметила для себя, что прежде чем отправить читателя в библиографический отдел, его нужно настроить на самостоятельный поиск.

Информационная грамотность

Да, вопрос, о информационной грамотности школьника стоит остро. Но еще не все учителя это понимают, в виду отсутствия зачастую у себя таких качеств. Даже приведу такой пример, что великолепное региональное издание «Человек и информация» Ивашиной М.В. и Сулимовой Н.С., получена школьными библиотеками и стоит невостребована, пылится на полках, где-то ее уже списали, не используется ни педагогами, ни школьными библиотекарями. Пора действовать библиотекарям из детско-юношеских библиотек.

Общие проблемы

В нашей школьной библиотеке недавно установлен компьютер с выходом в Интернет. Читала Вашу статью и видела своих пользователей, как много общего у них с новгородскими школьниками: проблема поиска нужной информации с одной стороны упростилась - в интернете фактически можно найти всё, с другой стороны - сложности с формулировкой запроса, неумение вести поиск по сайтам и в самом сайте, не говоря уже о критическом отборе информации. Для рекомендации пользуюсь папкой "Избранное", собираю в неё приличные ссылки по наиболее запрашиваемым темам. Евдокимова Л.

Великого Новгорода опыт

Согласна, с Н.С. Сулимовой и другими, что опыт виртуального СБО проанализирован высокопрофессионально, выделено множество нюансов, и это-то самое ценное. Думать, размышлять, искать, что хорошо, что плохо, как поступать в случаях конкретных поисковых ситуаций, наблюдать, какие они - юные пользователи виртуальных справочных служб, и как они меняются на наших глазах, службы меняются на наших глазах - всё это должно быть в центре внимания и далее. Литература есть, но её мало, теорию и методику виртуального СБО сегодня развивают не ученые, что уже наблюдаем не первый годы, а больше практики. Каждая такая публикация, как у главного библиографа Г. Сочилиной, - без преувеличения небольшой, но вклад, в библиографоведение, в сайтоведение, в экспериментально-прогностический фундамент формирования информационной культуры, начиная с детей дошкольного возраста и учащихся младших классов. Но мои вопросы будут не теоретического плана. "Заземляя" их, исхожу из того, что справки школьникам, учителям, родителям ребят не могут быть первыми случайными подборками сайтов или книг, статей. Это общеизвестно. Поэтому, что бы не говорили противники педагогической концепции развития библиографической деятельности детской библиотеки, СБР, СБО, виртуальное, онлайновое СБО воспринимаю как часть педагогического труда библиотекаря/библиографа, а значит и всех операторов ВСБС. Хотелось бы уточнить: 1.Выработаны ли специалистами "Читай-города" критерии оценки и отбора сайтов(качественные и количественные) ? Какие рекомендуются в ответ на запрос? Или преимущество (по понятным многим причинам!) отдается ответам в книгах, журналах, газетах и т.д.? 2.Как быть с запросами, поступающими в ВСС из школы, во время уроков, на переменке (с компьютера в классе, личного мобильного телефона с интернетом)? Давать фактический ответ (фактографическую справку) по существу запроса (формулу, дату и проч.), "спасать недоучившего" или "ленивого", или можно отказать в поиске по запросу, значит, отказать и в ответе? Какова позиция Ваших библиографов ? 3. Виртуальная справочная служба "Читай-города"отказывает школьникам и другим пользователям, если запрос труден? Были такие случаи? Перенаправлялись ли они другим операторам? Или поиск ведется личными силами до победного конца? 4. Ваш идеал справочной службы для учащихся начальных классов? И необходима ли такая особая служба? Простите за количество вопросов, но тема настолько захватила в Вашем видении и преподнесении, что вопросы не могли не посыпаться сами собой. Ведь всегда хочется знать по той или иной профессионально значимой теме максимально всё, что возможно на данный исторический момент. С уважением бывший преподаватель курсов "Библиографическая деятельность библиотек", "Библиография детской литературы" и других Ганзикова Г.С.

Поиск

Да, а когда были каталоги и картотеки и была потребность заглянуть в ББК тоже были проблемы, и мы старались их упрощать, создавали предметные каталоги, АПУ...поиск - это талант. А по технологии: язык до Киева доведёт, тоже иногда получается. У кого как получается, так и находим. А помните, мы библиотечные уроки вели? Может учить искать в сети? Кому же ещё? А? Колпакова-библиограф-пенсионер с ...патефоном

чтение

Очень с вами согласна по поводу навыков поиска информации и нетолько школьников, но к сожалению и студентов. Конечно, это "следствие общей низкой грамотности, несформированности логического мышления и недостаточной эрудированности." А это от того, что мало читают, не размышляют о прочитаном и не могут сфоромулировать свои мысли - все ведь торопимся.

Новгородское поколение Google

Отличная статья! Острая наблюдательность, анализ увиденного, выводы, имеющие практическое значение - и внятный рассказ уверенного профессионала о своей работе. Может, кто видел подобный материал о поведении взрослых пользователей библиотечного интернета? Подскажите, буду признательна. Н. С. Сулимова.
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"