Информационные материалы "О системе образования Свердловской области_2009. Состояние, проблемы, направления развития"

Полный текст:

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

1. Образовательные возможности Свердловской области

Население Свердловской области (по данным на 1 января 2009 года) составляет 4,3 млн. человек, в том числе городское население - 3,6 млн. человек (84%), сельское - 0,7 млн. человек (16%). По состоянию на 1 января 2009 года в Свердловской области проживало 333477 детей дошкольного возраста. К началу 2010 года численность детей составляет 344861 человек. В настоящее время в Свердловской области 1687 учреждений реализуют программы дошкольного образования, из них 1424 являются самостоятельными учреждениями, имеют статус юридического лица. Посещают дошкольные образовательные учреждения 172576 детей (65,3%), их обучение ведут 20900 педагогических работников. 92,1% дошкольных образовательных учреждений являются муниципальными образовательными учреждениями. Количество лиц, получающих общее образование, 394,8 тыс. человек. По состоянию на начало 2009-2010 учебного года в области насчитывается 1104 дневных общеобразовательных учреждения, из них 495 (44,8 %) расположены в сельской местности, в них обучается 63805 человек. 71 начальную школу посещают 4462 ученика, 163 основных школы - 14251 человек, 870 средних (полных) школ - 354821 ученик. Общее количество учителей в школах области составляет 26714 человек, 4707 из них имеют высшую квалификационную категорию. Всего в данных образовательных учреждениях работает 53254 человека. В области 47 вечерних (сменных) школ, в 50 общеобразовательных школах дневного обучения созданы классы очно-заочного обучения. Общее количество обучающихся составляет 12 552 человека. Очное обучение в вечерних школах и классах выбрали 42,8%, заочное 55,6%, форму экстерната 1,6% учащихся. Образовательный процесс в этих учреждениях ведут 620 педагогических работников, что составляет 55,6% от общего числа персонала. Система образовательных учреждений, предоставляющих специальные образовательные услуги, включает 348 дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, 63 специальных (коррекционных) образовательных учреждения, 4 образовательных учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и 1 специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. Общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в этой системе образовательных учреждений и специальных классах общеобразовательных учреждений, составляет 14211 человек. Из имеющихся 42 учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области образовательный процесс организован в 29 учреждениях. В том числе Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (далее - Министерство) наделено полномочиями учредителя 9 вечерних (сменных) общеобразовательных школ с 11 филиалами и учебно-консультационными пунктами и 2 центров образования, реализующих программы общего образования и профессиональной подготовки и имеющих три филиала. На начало 2009-2010 учебного года количество осужденных, подлежащих обучению, составило 5434 человека, из них обучается 3660 (67,4%). В Свердловской области работает 244 учреждения дополнительного образования детей, в числе которых 89 центров, 4 дворца, 34 дома творчества, 6 клубов, 18 станций, 93 школы детского творчества. Находятся в сельской местности 23 учреждения дополнительного образования. Основные направленности дополнительного образования: художественно-эстетическое, спортивное, эколого-биологическое, техническое и спортивно-техническое, культурологическое, туристско-краеведческое. Центральное место в системе дополнительного образования занимает ГБОУ Центр дополнительного образования детей «Дворец молодежи». В систему дополнительного образования включено 255378 учащихся в возрасте от 5 до 18 лет (61,2% от общего числа). Образовательный процесс ведут 7879 педагогических работников. На 1 января 2009 года количество учреждений начального профессионального образования (профессиональные училища и лицеи) составляло 67 учреждений, в которых обучалось 36727 человек по 130 профессиям. В указанный период на территории области действовало 106 учреждений среднего профессионального образования (техникумов и колледжей), из них 65 образовательных учреждений областного подчинения (в том числе 47 учреждений, находящихся в ведении Министерства), 29 федерального подчинения. Общая численность студентов в учреждениях среднего профессионального образования составила 87661 человек, обучающихся по 90 специальностям.Учебный процесс по программам начального и среднего профессионального образования осуществляют 7827 педагогических работников. Общее количество персонала учреждений начального и среднего профессионального образования составляет 18328 человек. В 21 учреждении среднего и начального профессионального образования области созданы условия для получения специальностей и профессий детьми с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляет 1250 человек. Особенностью учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства, является наличие в них структурных подразделений для обучения детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В структуре учреждений профессионального образования работают 5 кадетских школ-интернатов, 2 женских гимназии-интерната, политехническая школа для детей-сирот, музыкально-эстетическая школа для детей-сирот. Система образования Свердловской области включает 21 государственное и муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования. В 11 университетах, 4 академиях и 6 институтах обучается по состоянию на начало 2009 года 181826 человек. Помимо государственных и муниципальных вузов в Свердловской области функционирует 12 негосударственных вузов (11 институтов и 1 университет (Гуманитарный)), в которых обучается более 39 тысяч человек. Кроме того, на территории области расположены филиалы 44 учреждений высшего профессионального образования Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Всего студентов высших учебных заведений в области более 220 тысяч человек (начало 2009 года). В аспирантуре вузов области и институтах Уральского отделения РАН, РАО и других научных центров обучается более 1500 человек. Весьма обширна и многообразна система дополнительного профессионального образования. Кроме перечисленных образовательных учреждений профессионального образования, на территории области работают 138 учреждений дополнительного профессионального образования, в которых в соответствии с лицензиями ведется подготовка более чем по трем тысячам различных образовательных программ. Образовательные программы дополнительного профессионального образования реализуют так же 77 образовательных подразделений промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, а так же тренинговые центры. Жители области имеют практически неограниченные возможности для получения формального и неформального образования в российской и мировой системе дистанционного обучения, в том числе и с использованием возможностей Интернет.

2. Система управления образовательными учреждениями на территории Свердловской области

Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере образования, обеспечивающим реализацию и соблюдение законодательства Российской Федерации и Свердловской области в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, дополнительного образования, а также осуществление полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На сегодня в непосредственном управлении Министерства в рамках полномочий находится 273 образовательных учреждения. В их числе 61 учреждение начального и 52 среднего профессионального образования, 67 государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 63 специальных (коррекционных) образовательных учреждения, 17 иных общеобразовательных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования детей, 2 дополнительного профессионального образования и ряд других. В данных государственных бюджетных образовательных учреждениях обучается 63780 обучающихся (воспитанников), в том числе 6132 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работает 24299 сотрудников. Управление этими учреждениями предполагает исполнение Министерством функции главного распорядителя бюджетных средств, соответствующий контроль над их расходованием, решение вопросов комплектования и приема обучаемых, назначения и освобождения от должности руководителей учреждений, методическое руководство учреждениями профессионального образования и ряд других действий. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Федеральный закон № 230-ФЗ от 18.10.2007 г.) организация дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) находится в ведении органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется Министерством финансов Свердловской области путем предоставления субвенций муниципальным бюджетам из областного бюджета, необходимых для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов) и других субвенций, выделение которых предусмотрено федеральным и областным законодательством. Взаимодействие Министерства с муниципальными органами управления образованием и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на уровне предложений, координации деятельности и инструктивно-методического руководства. Министерство осуществляет так же ряд полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Среди них контроль качества образования, в том числе качества подготовки выпускников, лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования местными органами управления образованием и образовательными учреждениями на территории Свердловской области. Реализация данных полномочий РФ осуществляется в отношении учреждений образования для детей от 2 мес. до 18 лет всех типов, начального и среднего профессионального образования (за исключением отдельных видов учреждений), учреждений дополнительного образования взрослых и иных организаций всех организационно-правовых форм. Структурные образовательные подразделения коммерческих организаций также подлежат надзору и контролю со стороны Министерства. Потенциальным инструментом управляющего воздействия Министерства на образовательную систему области является организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений Свердловской области. Взаимодействие с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, находящимися в федеральном ведении, осуществляется через совет ректоров вузов и совет директоров учреждений среднего профессионального образования. По отношению к федеральным учреждениям профессионального образования Министерство осуществляет: согласование контрольных цифр приема студентов за счет средств федерального бюджета, согласование открытия (закрытия) филиалов и представительств, введения новых специальностей, формирование областной заявки и списка абитуриентов на целевой прием для подготовки специалистов всех сфер региональной экономики, координацию деятельности пунктов проведения ЕГЭ, организацию работы комиссии по назначению стипендии Губернатора Свердловской области, информационное обеспечение по актуальным вопросам профессионального образования, привлечение к участию в работе экспертных комиссий по лицензированию и государственной аккредитации. Управление образовательными учреждениями на муниципальном уровне осуществляется через взаимодействие с местными органами самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.Участие общественности в управлении общеобразовательными учреждениями реализуется через созданные в школах и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, советы, задачей которых является участие как в определении перспектив развития системы образования, так и в решении задач оперативного управления образовательными учреждениями. На уровне Правительства Свердловской области роль такого общественно-государственного совета выполняет Коллегия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Решения коллегии по наиболее важным вопросам развития системы образования носят рекомендательный характер для министра, руководителей образовательных организаций и органов управления образованием на территории Свердловской области.

3. Проблемы системы образования области

1. Проблема эффективного внедрения идеологии реформы российского образования актуальна не только в масштабах области, но и всей страны. Система образования области в целом и отдельные образовательные учреждения, будь то школы или учреждения профессионального образования, сохраняют приверженность традиционно сложившейся образовательной парадигме, в которой педагог выступает в роли транслятора знаний, отводя обучаемому роль, зачастую пассивного, объекта образовательного процесса. Такой подход не позволяет готовить специалистов адекватных требованиям инновационной экономики, определяющими качествами которых являются самостоятельность, инициатива, ответственность, творчество, лидерство и другие.

2. Подготовка специалистов нового типа возможна лишь при активном взаимодействии всех заинтересованных в результате образования сторон, прежде всего самого обучаемого, педагогов, родителей, потенциальных работодателей, общества. Ситуация сегодня характеризуется недостаточно широким и активным участием всех субъектов образовательного процесса как в определении содержания образования, так и в реализации образовательного процесса. Следствием такого положения дел является неудовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников, существующий дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. Все большую актуальность в этой связи приобретает проблема независимой оценки результатов образовательного процесса, в том числе и с участием потенциальных работодателей.

3. Серьезной задачей является необходимость повышения уровня подготовки педагогических кадров. Несмотря на высокий процент учителей с высшей и первой квалификационной категорией, наличие увлеченных, активных, талантливых педагогов-энтузиастов, в целом по области готовность к переходу на новые образовательные стандарты, к использованию современных образовательных технологий, к целесообразной модернизации образовательной деятельности остается низкой. Высок средний возраст педагогов. Приток молодых кадров существенно сдерживается недостаточным материальным стимулированием труда в этой сфере и, как следствие, падением престижа профессии учителя. Существующая система подготовки кадров в педагогических вузах не решает проблемы обновления и повышения кадрового потенциала общеобразовательных учреждений. Процент выпускников педагогических колледжей, работающих по выбранной специальности, существенно выше соответствующих показателей для педагогических вузов. Однако сокращение номенклатуры специальностей выпускников учреждений педагогического профессионального образования породило проблему подготовки учителей-предметников для общей школы (иностранные языки, математика, география, история, русский язык и т.д.). В системе образования ощущается дефицит квалифицированного административно-управленческого персонала, владеющего современными технологиями планирования и организации деятельности образовательных учреждений. Остается малоэффективной система повышения квалификации педагогических работников. Традиционная модель повышения квалификации педагогов предполагает периодическое, обычно связанное с необходимостью подтверждения квалификационного уровня или прохождения конкурсных процедур, освоение одной из предлагаемых ограниченным числом учебных центров образовательных программ. Учителя общеобразовательных учреждений вообще, как правило, не имеют возможности выбора интересующих их программ.

4. Проведенное в области обследование состояния образовательных учреждений показало высокий уровень износа зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций (в особенности зданий, построенных в 1930-1950 г.г.). Более 40% из них нуждаются в капитальном ремонте, 11 муниципальных общеобразовательных учреждений Свердловской области находятся в аварийном состоянии и не эксплуатируются, 9 образовательных учреждений нуждаются в сносе зданий и строительстве взамен новых. В списке объектов требующих первостепенного вложения средств для сохранения доступности образования 264 муниципальных образовательных учреждения, из них 166 - школы. Ориентировочная сумма, необходимая для проведения ремонтных работ зданий и сооружений этих школ, составляет более трех миллиардов рублей. По имеющимся оценкам, на капитальный ремонт зданий подведомственных Министерству государственных образовательных учреждений (1148 зданий, площадь ремонта 573750 кв.м.) потребуется 4,6 млрд. руб. Количество дошкольных образовательных учреждений, требующих капитального ремонта - 336 (20,95%). Из них 153 учреждения (13,6%) расположены в городской местности, 183 (38,2 %) - в сельской. В целом степень износа основных фондов в системе образования области превышает 30 %. Подготовка образовательных учреждений к началу нового учебного года ведется, как правило, в авральном порядке, что сказывается на качестве выполняемых работ. Остаются незавершенными мероприятия по обеспечению безопасности образовательного процесса. Например, только для исполнения предписаний Государственного пожарного надзора подведомственным Министерству образовательным учреждениям требуется более 500 млн. руб. Один из тезисов президентской инициативы «Наша новая школа» посвящен здоровью школьников. Основной путь укрепления здоровья подрастающего поколения - занятия спортом. На сегодняшний день общеобразовательные учреждения имеют более 1100 спортивных залов, 31 бассейн, 164 лыжных базы. Однако условия для занятия спортом имеют не все образовательные учреждения области. Так 5% из них не имеют отдельного оборудованного спортзала, 14% - пришкольной легкоатлетической спортивной площадки. 25% спортивных объектов требуют капитального ремонта или реконструкции.

5. Проблема обновления материально-технической и учебно-методической базы актуальна практически для всех образовательных учреждений, поскольку значительная часть учебного, учебно-лабораторного, учебно-производственного и компьютерного оборудования морально и физически устарела. Изношена материально-техническая база большинства дошкольных учреждений, требует замены и ремонта технологическое оборудование пищеблоков, прачечных, ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. Средств на развитие материально-технической базы детских садов в местных бюджетах предусматривается недостаточно. В 2009 году из бюджета Свердловской области не выделено средств на приобретение учебной литературы. В соответствии с аналитической информацией потребность в учебниках и учебной литературе образовательных учреждений Свердловской области в текущем учебном году удовлетворена только на 59%. Объем субвенций муниципалитетам не позволит полностью удовлетворить потребности школ в новых учебниках, учитывая, что с 1 сентября 2010 года вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. Например, для покупки учебников только для обучающихся 1 классов 2010-2011 учебного года общеобразовательных учреждений Свердловской области (именно с них начинается введение нового стандарта) необходимо 112,5 млн. руб.

6. Расходы консолидированного бюджета области на образование в 2009 году составляют 42 369 331,6 тыс. руб. (24,2% от общей суммы), в 2010 году при запланированном относительном увеличении расходования средств на образование до 29,5%, количество средств в денежном выражении существенно сократится и составит 34 749 701,8 тыс. руб. Будут обеспечены, в основном, социально значимые расходы (оплата труда, социальные выплаты, частично коммунальные затраты). Не планируется финансирование ранее принятой областной государственной целевой программы «Развитие государственных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2009-2012 годы. Введение новой системы оплаты труда (НСОТ) не решило проблемы достижения достойного уровня заработной платы учителей. В большинстве случаев повышение оказалось существенным лишь для административно-управленческого персонала. Основная проблема при введении НСОТ - недостаточность средств на выплаты стимулирующего характера. Кроме общесистемных причин такое положение дел определяется и недобором учеников в части школ до разрешенного норматива, что приводит к низкой наполняемости классов и, соответственно, снижению заработной платы учителей. Требует дальнейшей оптимизации численность обслуживающего персонала, в особенности «малооплачиваемых» работников, которым необходимо доплачивать до уровня минимальной заработной платы, и соотношение численности педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, и прочих работников. Очередной задачей Министерства будет внедрение принципа нормативного подушевого финансирования как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, реализованного для общеобразовательных учреждений, для всех областных образовательных учреждений. Значительное повышение эффективности деятельности образовательных учреждений и отдачи на вложенный бюджетный рубль может быть достигнуто через повышение финансово-экономической самостоятельности бюджетных учреждений при изменении их организационно-правовой формы на автономное учреждение.

7. Актуальной проблемой системы образования Свердловской области является развитие сельских школ, которые составляют 44,8% от числа общеобразовательных учреждений. В них обучается каждый шестой школьник области. В 110 сельских школах насчитывается менее 50 учеников. При этом стоимость обучения одного учащегося в таких школах в ряде случаев неоправданно высока, не соответствует качеству предоставляемых образовательных услуг и может в разы отличаться от соответствующих затрат в крупной сельской или городской школе. Малое количество обучающихся в сельских школах, значительные расходы на содержание зданий и помещений школ в соответствии с требованиями пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства приводит к необходимости реорганизации, а в некоторых случаях и ликвидации образовательных учреждений. Однако организация предоставления общедоступного образования по основным общеобразовательным программам в отдельных сельских населенных пунктах возможна только при сохранении общеобразовательного учреждения (например, в случае расположения школы в труднодоступной и отдаленной местности). Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений в сельской местности обостряет проблемы организации перевозки обучающихся в образовательные учреждения (приобретение и замена автобусов, организация технического обслуживания, подбор водителей соответствующей квалификации). В 2009-2010 учебном году подвоз учащихся осуществляется в 57 муниципальных образованиях (в 327 образовательных учреждениях). На 1 сентября 2009 года подвоз обеспечивают 397 школьных автобусов.

8. Повышение рождаемости, начавшееся в 2003-2004 годах, обострило проблему предшкольного образования. Установленная Конституцией Российской Федерации норма общедоступности и бесплатности дошкольного образования не нашла отражения в законодательных актах Российской Федерации. Практически единственной формой такого образования остается традиционная система детских садов. Многие детские сады на территории области переуплотнены (значит, нарушены санитарные нормы и лицензионные требования). С перегрузкой, сверх санитарных нормативов функционирует 841 (58,5%) дошкольное образовательное учреждение. Из них - 739 учреждений (70,5%) находятся в городской местности, 102 (26,2%) в сельской местности. Потребность в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения по данным на 1 июня 2009 года составляла 57 828 человек (в муниципальные дошкольные образовательные учреждения - 51551 ребенок), из них 13305 детей проживают в сельской местности, 44523 - в городской местности. Дефицит составляет 365 мест на 1000 детей, т.е. 36,5%. Острота вопроса недостатка мест в дошкольных образовательных учреждениях, к сожалению, на второй план отодвигает не менее важные проблемы качества предшкольного образования, ответственности органов местного самоуправления, образовательных учреждений, родителей за его обеспечение.

9. В сфере дополнительного образования детей тревожными тенденциями для нашей области являются:

· наметившееся сокращение бюджетных ассигнований на дополнительное образование детей в ряде городов области (Нижний Тагил, Первоуральск, Качканар, Екатеринбург, Каменск Уральский, Ревда и др.);

· сужение спектра образовательных программ наиболее «ресурсоемкой» научно-технической и научно-исследовательской направленности;

· недостаток программ дополнительного образования для детей старшего школьного возраста, особенно для юношей, способствующих самоопределению и самореализации;

· ухудшение материальной базы учреждений дополнительного образования для детей (только 40% данного типа учреждений имеют выход в Интернет; в области осталось всего 6 станций юных техников, 87% учреждений требуют существенных вложений в материальную базу).

Назрела необходимость оптимизировать сеть учреждений дополнительного образования для детей в области, разработать единые подходы к нормативному финансированию, обеспечивающие реализацию программ нового поколения в каждом муниципальном образовании, законодательно закрепить на уровне области схему финансирования системы дополнительного образования детей, определив порядок предоставления муниципалитетам субвенций на развитие дополнительного образования детей (деньги взамен на обязательства).

10. Процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему образования области требует постоянного внимания и поддержки. Достигнутое качество подключения образовательных учреждений к Интернет (скорость обмена информацией 128 кбит/сек) уже не отвечает современным требованиям.Разобщенность действий в сфере внедрения ИКТ в различных областях деятельности, недостаточное развитие инфраструктуры ИКТ в масштабе области - основные проблемы препятствующие выходу на качественно новый уровень предоставления пользователям информационных сервисов. Проблемной является ситуация с использованием лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения. 1 января 2011 года заканчивается срок действия лицензий в составе комплексного пакета программного обеспечения «Первая помощь», в том числе на продукты компании Майкрософт. Переход на использование свободного программного обеспечения потребует вложений в переобучение персонала, обновление образовательных программ, организацию технической поддержки, обеспечение функционирования офисной и презентационной техники. На начальном этапе находится процесс распространения и внедрения информационных систем управления ресурсами на уровне отдельных образовательных учреждений, систем мониторинга и анализа информации на уровне органов управления образованием. Поддержка современных образовательных технологий, включая дистанционные формы обучения, так же требует постоянного развития соответствующих информационных систем.

4. Основные направления развития системы образования области

Выделенные проблемы определяют круг основных задач развития системы образования области. Основные стратегические ориентиры модернизации системы образования отражены в формирующейся в настоящее время концепции развития образования Свердловской области на период до 2015 года. Достижение стратегических ориентиров реализуется путем принятия и выполнения ряда взаимосвязанных целевых программ и проектов, часть из них носит общезначимый для системы образования характер, другие направлены на решение проблем различных ступеней и уровней образования. Изменения, внесенные в структуру Министерства в 2009 году, соответствующим образом разграничили зоны ответственности отделов. Центральное место из реализуемых в настоящее время проектов занимает приоритетный национальный проект «Образование». В 2009 году из областного бюджета Свердловской области на выполнение приоритетного проекта было предусмотрено 2 млрд. 580 млн. руб. С учетом сложившейся экономической ситуации в данную программу внесены изменения объемов и направлений финансирования проекта. За 2009 год на реализацию проекта за счет средств федерального бюджета израсходовано 652 млн. руб., областного бюджета Свердловской области - 2 330 млн. руб.[NVA1] В рамках направления «Внедрение современных образовательных технологий» в Свердловской области в 99,7% школ обеспечен доступ в Интернет (данные на 01.11.2009 г.). На 1 компьютер, соответствующий современным требованиям и используемый в образовательном процессе, приходится 10 учеников (для сравнения в Челябинской области эта цифра составляет 14 учащихся). Тем самым обеспечиваются дополнительные возможности для расширения содержания образования, формирования навыков работы в современном информационном поле, развития единого информационного пространства системы образования Свердловской области. Подключение образовательных учреждений к сети Интернет актуализировало задачу разработки электронных образовательных ресурсов, охватывающих все разделы основных образовательных программ и позволяющих учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий. В 2008 году в школы Свердловской области были поставлены лицензионные пакеты программного обеспечения, включая специализированные программные продукты для инновационных школ. Большинство лицензий заканчивается в конце 2010 года. Одним из вариантов дальнейших действий является переход на свободное программное обеспечение. В мае 2009 года в образовательные учреждения поставлен пакет «Первая ПОмощь 2.0», в состав которого включено свободно распространяемое программное обеспечение. В ноябре 2009 года около 2000 специалистов сферы общего образования Свердловской области прошли обучение по программе «Внедрение пакета свободного программного обеспечения в учебном процессе». Обучение, включающее информационно-методические конференции и очное тестирование, проведено в рамках проекта «Подготовка регионального кадрового резерва и дальнейшего оказания консультационной и методической поддержки образовательных учреждений региона, использующих в своей деятельности свободное программное обеспечение». Проект реализован по заданию Федерального агентства по образованию совместными усилиями специалистов «Института «АйТи»» (г. Москва), компании «Тринити Сервис» (г. Екатеринбург) и подведомственных Министерству учреждений: «Центр обработки информации и мониторинга качества образования», «Учебная книга» и «Институт развития регионального образования». Пять учреждений профессионального образования Свердловской области стали победителями всероссийского конкурса «Государственная поддержка в 2009 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». Предложенные учреждениями инновационные образовательные программы направлены на повышение качества профессионального образования для удовлетворения кадровых потребностей действующих и имеющих перспективы развития производств. Общий объем финансирования из федерального бюджета составил 86 млн. руб., объем софинансирования - 125 млн. руб. На базе образовательных учреждений - победителей 2009 года, а так же учреждений - победителей аналогичного конкурса 2007 года и ряда других образовательных учреждений в Свердловской области формируется сектор инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования, обладающих современной ресурсной базой для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, в том числе для высокотехнологичных производств. По направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи» проведены конкурсные мероприятия федерального и регионального уровней. Всего лауреатами Премии для поддержки талантливой молодежи в 2009 году стали 158 учащихся различных образовательных учреждений Свердловской области. Из них 45 учащихся удостоены премии в размере 60 тысяч рублей и 113 - в размере 30 тысяч рублей (общий объем финансирования из федерального бюджета - 6 млн. руб.). Торжественный прием лауреатов Премии для поддержки талантливой молодежи 2009 года состоялся 18 декабря в УГТУ-УПИ.Одним из направлений поддержки молодежи в Свердловской области является выплата премий и стипендии Губернатора Свердловской области. На выплату стипендии в 2009 году предусмотрено 4,3 млн. руб. Указом Губернатора Свердловской области от 8 декабря 2003 года № 659-УГ «О стипендиях Губернатора Свердловской области аспирантам, студентам учреждений среднего и высшего профессионального образования» с изменениями, внесенными указами от 23 мая 2007 года № 466-УГ, от 2 июля 2008 г. № 706-УГ установлены стипендии Губернатора Свердловской области:

· для обучающихся в аспирантуре учреждений высшего профессионального образования, академических институтов Уральского отделения Российской академии наук - 35 стипендий в размере 2 тысяч рублей в месяц;

· для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования - 120 стипендий в размере 1,5 тысяч рублей в месяц;

· для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования - 68 стипендий в размере 900 рублей в месяц. Кроме того, для получающих стипендию второй раз предусмотрен повышающий коэффициент к сумме стипендии - 10% (за 6 месяцев стипендия составляет 5940, 9900, 13200 рублей соответственно) третий и более раз - 20% (за 6 месяцев стипендия составляет 6480, 10800, 14400 рублей соответственно). Ежегодно стипендии Губернатора вручаются студентам, находящимся в непростой жизненной ситуации, являющимися инвалидами, но, несмотря на это, успешно идущим по пути освоения специальности (стипендии назначаются студентам - инвалидам I- II группы). Стипендию получают также студенты - победители областного конкурса исследовательских работ студентов ВУЗов и ССУЗов Свердловской области «Научный Олимп». Стипендия вручается дважды в год по итогам обучения в предыдущих семестрах. На выплату стипендий Губернатора Свердловской области (120 стипендий студентам вузов, 68 стипендий студентам колледжей и техникумов, 35 стипендий аспирантам по результатам второго семестра 2008/2009 учебного года) было направлено 1,953 тыс. руб. В соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 27 июня 1997 г. № 234-УГ «Об утверждении премии Губернатора Свердловской области для учащихся» 50 учащихся общеобразовательных учреждений получили премии за активное участие во внеурочной, научно-исследовательской и творческой деятельности, особые успехи в международных, российских, областных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, смотрах и за публикацию работ в научных изданиях в размере 30 тыс. руб. Вручение премий состоялось 1 сентября 2009 года в резиденции Губернатора Свердловской области.В 2009 году в Свердловской области во второй раз вручены стипендии Губернатора Свердловской области «За успехи в освоении рабочей профессии» для обучающихся по программам начального профессионального образования (Указ Губернатора Свердловской области от 04.08.2008 г. № 867-УГ). Стипендии вручены 100 обучающимся учреждений профессионального образования. Размер стипендии составляет 750 рублей в месяц. Каждый стипендиат единовременно получил годовую стипендию в размере 9 тыс. руб. Стипендии вручены 11 декабря 2008 года в Уральском колледже строительства, архитектуры и предпринимательства. Стипендии Губернатора Свердловской области «За успехи в освоении рабочей профессии» призваны обеспечить поддержку талантливой молодежи из числа обучающихся по программам начального профессионального образования, проявивших особые успехи в освоении рабочей профессии, повысить привлекательность получения начального профессионального образования для молодежи, престижность труда рабочего в сознании граждан. В рамках конкурса «Поощрение лучших учителей» квота Свердловской области в 2009 году была увеличена до 260 человек (в 2006 - 2008 годах - 241 человек). Среди победителей 99 учителей из Екатеринбурга, 22 из Нижнего Тагила, 14 из Новоуральска, 10 из Качканарского городского округа.Победители конкурсного отбора получили денежное поощрение в размере 100 тыс. руб. Развитие дистанционного образования детей-инвалидов. В настоящее время на территории Свердловской области проживает 269 детей-инвалидов школьного возраста с сохранным интеллектом, нуждающихся в предоставлении образовательных услуг в форме дистанционного образования. Наибольшее число таких детей проживают в Екатеринбурге, Ирбите, Каменск-Уральском, Ревде, Серове, Красноуфимске. Подавляющее число детей-инвалидов имеют заболевания опорно-двигательного аппарата и ДЦП (219 человек), нарушения зрительных (43 человека) и слуховых (7 человек) анализаторов. В 2008 году победителями всероссийского конкурсного отбора стали 3 специальных (коррекционных) образовательных учреждения (Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс», школа-интернат «Эверест», школа-интернат № 139). В указанные учреждения направлено специальное оборудование на общую сумму 6 млн. руб. Поставка данного оборудования позволила организовать в 2008 году обучение педагогов государственных образовательных учреждений технологиям дистанционного образования. В 2009 году на организацию дистанционного образования детей-инвалидов выделено из федерального бюджета 10,152 млн. руб. и 11,502 млн. руб. из областного бюджета. Организация дистанционного образования детей-инвалидов реализуется через единый центр и территориальные представительства в муниципальных образованиях области. Центр-Школа дистанционного образования организован на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс», территориальные Школы дистанционного образования - на базе психолого-медико-педагогических комиссий при государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, расположенных в г. Ревда, Ирбит, Каменск-Уральский для организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов по месту их жительства. Всего к 2012 году планируется создать условия для осуществления дистанционного образования 120 детям-инвалидам, проживающим на территории Свердловской области. Свердловская область включена в число 19 регионов Российской Федерации, в которых будет проходить апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В апробации должны принять участие все государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения Свердловской области, имеющие в 2009-2010 учебном году параллели 4-х классов. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Все модули нового курса будут носить абсолютно светский, культурологический характер. Преподавание должно вестись учителями по светским учебным пособиям, которые будут поставлены в область в рамках апробации за счет федерального бюджета. Преподавание комплексного учебного курса планируется проводить в течение двух четвертей общеобразовательной школы: в 4-ом классе (IV четверть) и в 5 классе (I четверть). В начале 2010 года во всех регионах-участниках апробации будет проведено повышение квалификации учителей, участвующих в апробации проекта. Каждый обучающийся 4 класса сделал выбор (закрепленный заявлением родителей (законных представителей)), какой из 6 модулей он хочет изучать. С 2007 года область участвует в федеральном проекте государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.общеобразовательные учреждения области перешли на новую систему оплаты труда учителей (НСОТ) и нормативное подушевое финансирование.По сравнению с 2008 годом произошло увеличение среднемесячной заработной платы учителей на 9 процентов. По итогам первого полугодия 2009 года она составила 14961 рублей в месяц, а для учителей осуществляющих классное руководство - 16582 рублей. На 27 ноября 2009 года номинальная среднемесячная заработная плата учителей по данным электронного мониторинга составляет 16020 рублей.[NVA3] В настоящее время отрабатываются механизмы повышения эффективности НСОТ, расширяется участие управляющих советов в распределении стимулирующей части оплаты труда, результатом которого является открытость и прозрачность управления. В результате проведенной муниципалитетами в 2009 году работы по оптимизации сети к началу учебного года ликвидировано 18 и реорганизовано 47 школ. Процесс ликвидации затронул в основном образовательные учреждения, расположенные в городе. Из 18 ликвидированных школ 16 являются городскими и только 2 сельскими. Сельские школы в большей степени включены в процесс реорганизации. Из 47 реорганизованных школ - 33 сельские, 14 городские школы.

Для развития региональной системы оценки качества образования в области создано ГБУ «Центр обработки информации и мониторинга качества образования». С 2005 года область участвовала в эксперименте по введению ЕГЭ. В 2008 году доля выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (текущего года), проходивших государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ, составила соответственно 98,4 и 96,5% от общего числа выпускников. В 2009 году доля выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ в штатном режиме, составила 98,6%. Количество выпускников в 2009 году в Свердловской области составляло 27 950 человек, из них выпускников дневных школ - 24 979 человек. По официальным данным по числу участников ЕГЭ Свердловская область занимает 4 место после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Для обеспечения процедуры проведения ЕГЭ были созданы 286 пунктов проведения экзамена (в том числе на базе 52 образовательных учреждений профессионального образования), задействовано в качестве организаторов 9 965 человек, сформированы предметные комиссии по 14 общеобразовательным предметам, для работы в которых подготовлено 1568 экспертов; аккредитовано 879 общественных наблюдателей за процедурой проведения ЕГЭ, из них 11 человек (1,39%) - представители Общественной палаты, 487 человек (56%) - представители родительской общественности. Таким образом, в мае-июне 2009 года в Свердловской области при проведении ЕГЭ были обеспечены нормативные и организационные условия для реализации федерального законодательства в части проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, а также предоставлена возможность сдать экзамен в форме ЕГЭ обучающимся учреждений СПО, НПО и выпускникам прошлых лет. По итогам ЕГЭ Свердловская область - один из немногих субъектов Российской федерации, с наибольшим количеством высших результатов. Доля лиц, сдавших ЕГЭ успешно (в сравнении с 2008 годом), увеличилась с 70 до 98 процентов. При общем увеличении количества участников ЕГЭ в 2009 году процент неуспешно сдавших экзамены уменьшился с тринадцати до полутора процентов. Значительно увеличилось в 2009 году количество экзаменационных работ, выполненных на 100 баллов. В рейтинге регионов по числу 100-балльных работ Свердловская область занимает 3 место, уступая Москве и Воронежской области.Результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе превышают среднероссийский показатель. По физике, математике, обществознанию, информатике и географии практически соответствуют общероссийским значениям. По результатам экзаменов 188 выпускников из 78 образовательных учреждений показали результат выше 85 баллов. Самый высокий средний тестовый балл по русскому языку и математике у выпускников лицеев и гимназий, медалистов, победителей и призеров олимпиад; самый низкий - у выпускников вечерних (сменных) школ. Итоги ЕГЭ свидетельствуют, что средние показатели, характеризующие достижения учащихся по общеобразовательным предметам, выше в мегаполисах (в них сосредоточено основное количество статусных образовательных учреждений и школ с углубленным изучением отдельных предметов). В сельских территориях средний балл ЕГЭ незначительно ниже общероссийского, но превышает минимальный порог успешности. Важным направлениям деятельности является обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства. Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, достигла наибольшего среди других регионов-участников КПМО значения - 86,12%. Обеспеченность образовательных учреждений области лабораторными комплектами по физике и химии и учебно-наглядными пособиями по географии, истории и биологии составит 100%. В 2009 году в результате конкурсного отбора, выполненного Федеральным агентством по образованию, Свердловская область стала участником проекта «Создание системы обучения для общеобразовательных школ естественно-научного профиля». В рамках проекта в 6 школ области будут поставлены комплекты компьютеризированных цифровых измерительных приборов для лабораторий естественно-научного профиля практического междисциплинарного обучения. Объем федерального финансирования составил 9 млн. руб. Софинансирование области составляет 12 млн. руб. В 2009 году в бюджетах всех уровней Свердловской области были предусмотрены средства на капитальный ремонт зданий, приведение их в соответствие с требованиями пожарной и санитарной безопасности, реализацию в учреждениях мероприятий антитеррористического характера и оснащение образовательных учреждений в объеме 526 млн. руб. В основном эти средства были реализованы при подготовке школ к новому учебному году. Более 800 предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в муниципальных образованиях Свердловской области оказывают поддержку образовательным учреждениям. Объем финансовой помощи со стороны шефствующих организаций и предприятий составил в нынешнем году 46,5 млн. руб. В рамках комплексного проекта модернизации образования в 2009 году проведены работы по капитальному ремонту в 28 муниципальных школах.В Свердловской области 97% процентов школ имеют оборудованные помещения для организации питания детей (столовые или буфеты). В 2009-2010 учебном году более 360 тысяч школьников (96,2%) получают питание в школах, а полноценное горячее питание получают 337 тысяч человек, 8,2% учащихся пользуются услугами школьных буфетов. Данные мониторинга Минобрнауки России по организации питания, проведенного в 82 субъектах РФ, показывают, что в среднем в РФ охват горячим питанием составляет 66,3%. Из областного бюджета муниципальным образованиям Свердловской области выделяются субсидии на осуществление мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Бесплатно получают питание 53 тысячи учащихся, которые отнесены к льготным категориям (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных и многодетных семей).

Расширение общественного участия в управлении образованием реализуется в работе общественных советов, которые созданы практически во всех образовательных учреждениях области. Все общеобразовательные учреждения имеют опубликованный публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет составляет 87%. Действует образовательный портал «Образование Урала». В 2009 году в рамках комплексного проекта модернизации образования с каждым из 73 муниципалитетов заключен договор, в рамках которого муниципальное образование берет на себя обязательства по достижению нормативных показателей, а в обмен получает финансовые ресурсы на строительство и капитальный ремонт зданий, покупку учебно-наглядных и методических материалов, закупку учебно-лабораторного оборудования и автобусов. Из средств федерального бюджета Свердловской областью на эти расходы выделено 226,962 млн. руб., из регионального - 514,836 млн. руб., в том числе:

· на приобретение оборудования из федерального бюджета - 93 685,2 тыс. руб. (в том числе приобретение автобусов для подвоза обучающихся - 45 единиц);

· на повышение квалификации и переподготовку педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений и специалистов органов управления образованием из федерального бюджета - 5 500,0 тыс. руб., из средств областного бюджета - 1 877,9 тыс. руб.;

· на оплату труда из средств областного бюджета - 505 838,9 тыс. руб.;

· на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию зданий муниципальных общеобразовательных учреждений из федерального бюджета - 44 740,8 тыс. руб. (28 объектов);

· на приобретение и разработку программного и методического обеспечения из федерального бюджета - 83 036,0 тыс. руб. (в том числе 224 комплекта методического и учебно-наглядного обеспечения для школ).

В соответствии с Указом Президента России «О проведении в Российской Федерации Года учителя» в целях развития творческого потенциала представителей учительской профессии, повышения её социального престижа, обеспечения материального стимулирования профессиональной деятельности педагогических работников, привлечения и закрепления в системе образования молодых специалистов губернатором Свердловской области подписан Указ «О проведении в Свердловской области Года учителя». В ходе общественного обсуждения проекта плана проведения Года Учителя предложен ряд мероприятий, направленных на социальную поддержку педагогов, обеспечение их жильем, привлечение и закрепление в системе молодых специалистов, поощрение учителей-лидеров на региональном уровне.

В рамках комплекса запланированных мероприятий Министерство предлагает выделить особо:

1. Увеличение размера единовременного пособия на обзаведение хозяйством педагогическим работникам, поступившим на работу в областные государственные образовательные организации или муниципальные образовательные организации, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, до 30 тыс. руб. - для педагогов городских образовательных учреждений и до 50 тыс. руб. - для педагогов сельских образовательных учреждений.

2. Присуждение Премии Губернатора по результатам регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» (9 номинаций).

3. Включение в программу «Доступное жилье» отдельного направления «Жилье для молодых педагогов».

4. Издание книги «Лучшие учителя Свердловской области».

5. Проведение съезда (форума) учителей Урала.

В Свердловской области в 1992 году была принята Концепция формирования национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта Свердловской области. На основе этого документа разработан региональный компонент государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Следует отметить, что Свердловская область оказалась единственной из всех регионов, которая предложила Министерству образования и науки России свой макет нового стандарта для начальной школы. При активном участии образовательных учреждений профессионального образования области подготовлены проекты федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования по ряду профессий строительного профиля, сферы услуг и общественного питания. В 2009 году Свердловская область вошла в число 10 регионов, выбранных в качестве участников проекта Федеральной целевой программы развития образования «Разработка стратегии и формирование методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации». В процессе выполнения проекта будет обобщен имеющийся в регионе опыт развития профессионального образования и подготовлена программа перспективного развития. Основная задача модернизации профессионального образования - удовлетворение кадровых потребностей региональной экономики за счет повышения качества и актуальности подготовки выпускников. Главная роль в этом процессе отведена организации неформального взаимодействия образовательных учреждений с потенциальными работодателями. Организация такого взаимодействия одна из задач созданной в области сети из 9 ресурсных центров развития профессионального образования. Первый шаг на пути к взаимодействию - выяснение потребности отдельных секторов экономики в кадрах определенной квалификации и разработка так называемых функциональных карт, в которых формализованы все требования работодателя к будущему специалисту. Ресурсными центрами в настоящее время разработано и утверждено 138 функциональных карт, фактически определяющих результат образовательного процесса в идеологии компетентностного подхода. Второй шаг - построение образовательной программы на основе набора взаимодополняющих модулей, каждый из которых содержит перечень различных форм образовательных действий - дисциплин, практических и лабораторных занятий, самостоятельной и групповой работы, производственной практики и т.п. Каждый модуль призван обеспечить овладение обучаемым определенной компетенции зафиксированной в функциональной карте. Сегодня областной депозитарий образовательных программ содержит 185 разработанных и активно используемых образовательными учреждениями модулей. Третий шаг - состоит в совместной с работодателем реализации разработанной программы. Обучение ведется как на площадках образовательных учреждений, так и на территории промышленных предприятий под совместным руководством преподавателей и опытных мастеров-производственников. Наиболее активно процесс создания таких образовательных кластеров ведется в строительной отрасли при участии ОАО «Атомстройкомплекс», в металлургии (ООО «УГМК-холдинг»), радиоэлектронике (ФГУП «НПО Автоматики имени академика Н.А. Семихатова»), металлообработке (ОАО «Корпорация ВСПО-АВИСМА») и ряде других отраслей. И, наконец, шаг четвертый - независимая оценка результатов образовательного процесса - сертификация профессиональных достижений выпускников, которую проводит по утвержденным методикам комиссия, в составе которой решающую роль играют производственники. Такие комиссии действуют в области по целому ряду направлений подготовки (автотранспортный профиль, строительство, гостиничный сервис и бытовые услуги и другие). В 2008 году 13 выпускников успешно прошли сертификацию по результатам оценки независимых комиссий, в 2009 году подтвердили свою высокую квалификацию 62 человека. Существенную помощь учреждения профессионального образования области оказали в реализации областной программы содействию занятости населения. По программам профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, реализуемыми в учреждениях НПО и СПО, обучилось 3497 безработных граждан (40% от общего количества обученных), при этом сумма привлеченных средств составила 20 740 431 рублей. В процессе опережающего обучения граждан участвовало 24 учреждения НПО и СПО, обучено 472 человека, заработано 2 332 292 рублей. Более 150 программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сегодня разработано и опробовано учреждениями профессионального образования области. Министерством разработана долгосрочная программа оптимизации сети подведомственных учреждений профессионального образования. Основными целевыми ориентирами являются повышение образовательного потенциала при объединении однопрофильных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, снижение затрат на содержание персонала, повышение эффективности использования областной собственности в сфере профессионального образования. Министерством ведется планомерная работа по повышению статуса образовательных учреждений по схеме «училище - лицей - техникум - колледж». Такая политика определяет постоянный рост качества профессионального образования, модернизацию образовательных программ, повышение квалификации преподавателей. Планируемая в ближайшие годы передача всех учреждений начального и среднего образования в прямое подчинение субъектам Российской Федерации определяет особую важность оптимизации сети профессионального образования. Аналогичный подход реализован применительно к сети ресурсных центров развития профессионального образования (2008 год - 13, 2009 год - 9).Министерством разработан проект областной государственной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Свердловской области в 2010-2015 годах». В содержание программы вошли предложения органов местного самоуправления Свердловской области о потребности в развитии сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличении количества мест за счет строительства, восстановления заброшенных, возвращения перепрофилированных зданий дошкольных образовательных учреждений. Решение данной задачи возможно также путем организации новых форм дошкольного образования.

В 2010 году для введения новых форм планируется провести анализ социально-экономической эффективности новых форм организации дошкольного образования:

- групп кратковременного пребывания;

- групп предшкольного образования;

- групп присмотра и ухода;

- групп семейного воспитания.

В плане строительства зданий дошкольных образовательных учреждений предполагается организация взаимодействия с органами местного самоуправления по уточнению их заявок на строительство, уточнению наличия средств в местном бюджете на разработку проектно-сметной документации, ответственности за взятые обязательства. Для изменения нормативов финансирования дошкольных образовательных учреждений необходимо изменение методик, применяемых для расчёта дотаций из областного бюджета местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) и межбюджетных субсидий из местных бюджетов областному бюджету, в части определения расходных полномочий муниципальных образований на дошкольные образовательные учреждения. Изменение методик предполагает увеличение затрат на содержание и питание детей в детских садах в 1,5-2 раза. Изменение методик относится к компетенции Министерства финансов Свердловской области. Свердловская область включена в реализацию федерального проекта по разработке и апробированию модельной методики нормативно-долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений. Разработка и апробация будут осуществлять в 3-х муниципальных образованиях Свердловской области (Березовском г.о., г.о. Ревда, г.о. Первоуральск). Министерством создан временный научно-исследовательский коллектив для анализа социально-экономической эффективности развития негосударственного сектора в системе дошкольного образования - перевода части муниципальных дошкольных образовательных учреждений в негосударственные и автономные.

Дополнительное образование как механизм профессионального самоопределения, как средство духовно-нравственного воспитания, играет важную роль в решении задач социально-экономического развития области и строится на взаимодействии общественности, органов власти, учреждений и ведомств. Именно такой подход позволил при общем сокращении численности учреждений дополнительного образования детей в нашей области (за 10 лет на 19%) сохранить контингент обучающихся. В прошедшем учебном году в творческих объединениях различной направленности занималось более 60% детей. Это превышает среднероссийские показатели. Самым востребованными направлениями системы дополнительного образования детей остаются спорт и художественное творчество. Уникальным областным проектом в сфере дополнительного образования детей уже 10 лет является ежегодный областной фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Его основная идея - внимание к каждому ребенку, создание условий, позволяющих всем участникам, независимо от возраста и способностей, проявлять, развивать свою индивидуальность и личностный потенциал. Содержание фестиваля давно переросло рамки названия: сегодня он объединяет более 40 мероприятий по всем направлениям внеучебной деятельности детей и молодежи. Интеллектуальные состязания, творческие конкурсы, экологические, изобретательские, спортивные и социально-ориентированные проекты направлены на решение задачи социализации и обычных школьников, и воспитанников детских домов, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно участниками фестиваля только на областном уровне становятся около 5000 человек - от дошкольников до студентов учреждений профессионального образования. На муниципальном уровне - это уже более 60 000, таким образом, в каждом учреждении практически каждому ребенку предоставлена возможность для самореализации и развития. Областной смотр-конкурс муниципальных моделей фестиваля, который проводится в области с 2004 года, не только стал способом широкого предъявления общественности и органам власти практики самоуправления в системе общего и дополнительного образования - за пять лет только на областном этапе было представлено 412 моделей фестиваля, но и определил явных лидеров в этом направлении: город Качканар, Верхняя Салда, Асбест, Полевской. Нижний Тагил. Таким образом, модель фестиваля за последние 5 лет получила серьезное приращение в муниципальных образованиях области, где с учетом специфики территорий и запросов сообщества формируется свое фестивальное пространство. Качество системы работы с детьми, сложившейся в рамках фестиваля подтверждается результатами участия свердловских школьников в федеральных олимпиадах, состязаниях и проектах в 2008-2009 году:

· третий год сборная области входит в золотую дюжину Всероссийской олимпиады регионов-лидеров, имеющих наивысшие командные показатели результативности и эффективности;

· из 85 участников Всероссийской олимпиады 34 школьника Свердловской области стали победителями и призерами.

Приоритетом в развитии содержания дополнительного образования становится поиск новых форм работы, основанных на активной исследовательской и проектной деятельности. Вместе с тем, учитывая современное социально-экономическое состояние общества, имеющаяся система дополнительного образования детей требует серьезных преобразований, направленных на обеспечение доступности и качественного образования по выбору. Детальная программа таких преобразований на среднесрочную перспективу в настоящее время проходит стадию обсуждения и анализа.

Министерство является координатором проектов программы ТЕМПУС, финансируемой Евросоюзом в 2009 - 2011 годах: «Профессионализация обучения по социальной работе» и «Концепция создания Высшей школы отельного сервиса в 4-х регионах стран СНГ». В проектах участвуют учреждения профессионального образования России, Казахстана, Молдовы, Италии, Франции, Греции, Великобритании, Румынии, Болгарии, Германии, предприятия и организации соответствующих сфер деятельности, органы государственной власти. Проекты направлены на выявление потребностей работодателей в ключевых профессиях разного уровня, разработку многоуровневых образовательных программ в соответствии с Болонским процессом и Лиссабонской стратегией; сетевое взаимодействие образовательных учреждений разного уровня и выход на совместные образовательные программы, прием и обучение студентов и двойные дипломы. Созданные в рамках проектов модели разработки и реализации многоуровневых совместных образовательных программ будут адаптированы под требования российского законодательства и сопровождены конкретными методиками и рекомендациями по их реализации. Еще один международный проект Министерства «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Свердловской области» осуществляется совместно с германской стороной, представленной Фондом Эберхарда Шёка. Проект нацелен на создание в ГОУ СПО «Уральский колледж технологий и предпринимательства» организационно-содержательных, материально-технических условий для введения профессиональных образовательных программ НПО и СПО в соответствии с лучшими западноевропейскими образцами. Важным направлением деятельности Министерства, обеспечивающим качество и доступность образования в области, повышение эффективности управления системой образования, оптимизацию отчетности и документооборота, является широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий. Для решения этого спектра задач на базе подведомственному Министерству ГОУ «Центр обработки информации и мониторинга качества образования» создана современная техническая база и начато построение единой информационной системы образования Свердловской области. Создание модулей информационной системы по управлению ресурсами системы образования направлено на повышение оперативности и качества работы учреждений, снижение трудозатрат, усиление контроля на всех уровнях, формирование единого хранилища информации. Модернизация системы мониторинга, систематический сбор, анализ и обработка информации о состоянии образовательной среды (с привлечением OLAP-технологий) позволит вывести на качественно новый уровень управление в рамках основных направлений деятельности сферы образования, повысить эффективность принятия управленческих решений. Информационные сервисы обеспечивают автоматизацию спектра задач системы образования:

· реализация процесса обучения, включая создание среды обучения, организацию доступа к учебным ресурсам (проигрывание контента), процессы оценки знаний и доступ к результатам оценки, обеспечение различных видов взаимодействия учащихся между собой и с преподавателями;

· управление созданием, хранением, первичным и повторным использованием учебных материалов (контента);

· управление квалификацией персонала: сбор и хранение информации о сотрудниках, планирование, контроль и учет получения сотрудниками навыков и знаний;

· отслеживание потребности в обучении; проведение аттестации; осуществление поиска сотрудников с нужными компетентностями;

· обеспечение взаимодействий образовательного учреждения и потребителя образовательных услуг, включая взаимодействие на этапе выявления потребностей при формировании образовательной программы, предоставление информации об образовательных услугах и сбор заявок на обучение с последующим согласованием условий обучения. В настоящее время Министерство координирует действия всех участников образовательного процесса в целях формирования открытой образовательной среды области, которая должна характеризоваться рядом принципов.

Единство методологии предусматривает общие подходы к решению задач формирования открытой образовательной среды для всех субъектов образования Свердловской области, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления Свердловской области, муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую образовательную политику, соответствующую федеральным программам развития образования.

Практико-ориентированность предполагает включение в образовательную среду помимо учебных заведений и организаций потенциальных потребителей результатов образовательного процесса. Для эффективной реализации компонентов методологии среда обучения должна обеспечивать максимальное приближение к ситуации реального рабочего места. Такое приближение достижимо путем соответствующих инфраструктурных решений - созданием совместных образовательных площадок, центров компетенций, ресурсных, научно-образовательных центров и других.

Открытость образовательной среды - полиаспектная характеристика, которая предполагает возможность самостоятельного развития субъектов образования при общности методологических подходов. Открытость предполагает также участие в образовательном процессе субъектов социальной, культурной, экономической и других сред. В характеристике открытости заложена возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, основанных на ответственном осознанном выборе, способности к самоорганизации, самовоспитанию и самообразованию, в том числе и в различных временных рамках. Открытость образовательной среды означает и ее вхождение не только в общероссийскую образовательную среду, но и взаимодействие с европейской и мировой сферой образования.

Непрерывность основана на единстве методологии образования на всех ступенях и уровнях, включая дополнительное формальное и неформальное образование. Единство методологии обеспечит преемственность программ основного и профессионального образования, повысит эффективность использования учебно-методических материалов, в том числе электронных образовательных ресурсов и технологий самообразования. Будут созданы условия для реализации «образования в течение всей жизни».

Адаптивность позволяет производить корректирующие действия для сохранения эффективности достижения поставленной цели формирования открытой образовательной среды в случае изменения требований к результатам образовательной деятельности. Изменение требований может быть обусловлено изменением социально-экономической ситуации в регионе и обществе, изменением федерального законодательства и другими причинами.

Насыщенность среды - предполагает общедоступное многообразие образовательных модулей, программ, курсов и тому подобное, в том числе и для реализации неформального образования. Создание полноценных условий для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий, разнообразие и совершенствование сервисов информационных образовательных технологий.

Определившаяся в 2009 году возможность включения в формируемую образовательную среду области Уральского федерального университета окажет позитивное влияние на всех участников образовательного процесса, задаст высокий международный стандарт качества уральского образования.



Другие материалы по теме

Тип документа:

Доклад
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"