Беседы о нравственности

О ЦИНИЗМЕ

Отличительной чертой российского общества сегодня является плохо скрываемый цинизм. Юмористические передачи, демотиваторы в интернете, посты и переписки в соцсетях… Создается впечатление, что табуированных тем для циничных насмешек не существует. А может, цинизм - это просто модно? О чем свидетельствует циничный взгляд на мир? И можно ли его преодолеть?

Бегство от реальности

В первую очередь, я не стал бы все-таки говорить, что возрастание цинизма сегодня - это дань моде, ведь когда мы говорим о том, что что-то в моде, то, скорее, имеем дело с тем, что совершенно сознательно насаждается или сознательно кем-то воспринимается. Тот цинизм, с которым мы сталкиваемся в современном обществе, - это некое следствие: следствие того, что жизнь достаточно тяжела, а действительность жестока, и душа человека неподготовленного не переносит должным образом тех испытаний, которые на ее долю выпадают.

Что такое, собственно говоря, цинизм? В таком, скажем, бытовом своем выражении (не как философия древних киников) - это некая защитная реакция человека на то, с чем он не справляется. И это, безусловно, ложный выход, ошибка. Но человеку кажется, что, если он очерствеет и будет говорить о смерти, о каких-то человеческих трагедиях, о болезнях, несчастьях шутливо, с насмешкой, как-то холодно, то это ему поможет защититься от той боли, которая в сердце могла бы родиться. Но человек, который для себя выбирает цинизм как форму взаимоотношений с реальностью, теряет очень многое, потому что душа действительно черствеет. И тогда человек не испытывает той радости, которую мог бы испытывать, не может любить так, как бы он любил, не может смеяться так, как мог бы, потому что душа его становится словно свернувшийся в клубочек ежик. Хотя эта безопасность - мнимая, ведь есть животные, которые с ежами благополучно справляются. Зато, превратившись в такой клубок колючек, человек сам себя помещает в вакуум - духовный, душевный, потому что мало кому интересно колоться об эти острые иголки.

Почему это явление приобрело такую массовость? Дело в том, что всё происходящее с человеком сначала транслируется вовне и находит свое отражение в литературе, в кинематографе, в телевидении, да практически во всём, а потом со страниц СМИ, с экрана обратно в концентрированном виде вливается в его душу, и человек получает как бы некое подтверждение, что его стремление быть циником правильно и что это - норма. То есть одно подпитывает другое. Так и возникает иллюзия моды на цинизм, хотя первична здесь все-таки неготовность людей к происходящему. По большому счету, цинизм - это своего рода посттравматический синдром.

(Подробнее см. в источнике)

Источник

Почему сквернословие - огромное зло?

Ответы пастырей

Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие - это не только и не столько проблема культуры. И менее всего проблема культуры. О том, почему сквернословие - зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви, давая и советы, как воздерживаться от сквернословия, как противостоять искушению выругаться.

Мытарство 1-е, грех языка Мытарство 1-е, грех языка

Сквернословие - это порабощение бесовским силам

Игумен Нектарий (Морозов):

- Слово - это универсальный инструмент, который дан нам для общения с людьми, но в словесную форму мы обращаем чаще всего и свою молитву к Богу. Бывает, конечно, такая молитва, как говорит святитель Феофан Затворник, когда мы молимся не словами, а чувством, какой-то мыслью, в слово не оформившейся. Но чаще всего мы всё же обращаемся к Богу словесно. Когда человек использует данный ему дар слова настолько нерассудительно, небрежно, что позволяет себе произносить гневные слова, это и нелогично, и неестественно, ибо, как указывает апостол Иаков, не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода (ср.: Иак. 3: 11-12). Не может человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить.

Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько свое сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему к Богу обращаться.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

- Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть. Можно произнести простые слова: «Не знаю этого Человека», - и отречься от Него. А можно сказать: «Я верен Ему даже до смерти!» - и стать мучеником.

Употребляемые многими людьми сквернословия - это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас - страшна и ужасна!

Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам.

(Подробнее см. в источнике)

Источник


© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта