Общественное обсуждение законопроекта "Об образовании"

Общественные обсуждения нового варианта законопроекта "Об образовании" проходили с 1 декабря 2010 года по 1 февраля 2011на специальном сайте www.zakonoproekt2010.ru Президент России Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта, подобное обсуждению закона "О полиции".

Новый документ должен заменить два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее и высшее, и дополнительное.

Катаева: отмена

Катаева: отмена льгот абитуриентам может вызвать протест в обществе

Согласно проекту закона "Об образовании", одним из возможных нововведений при поступлении в вуз может стать отмена льгот на внеконкурсное зачисление. О том, к чему это может привести, в интервью РИА Новости рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Алмазия Катаева.

- Алмазия Гаррафовна, как стало известно, вместо льгот на внеконкурсное зачисление предлагается создавать межвузовские подготовительные отделения для льготников, чтобы они могли бесплатно готовиться к экзаменам и после этого на общих основаниях поступать в вузы. Насколько, на ваш взгляд, эта мера - оправданная?

- Я пока не очень себе представлю, как будут работать подобные центры и что действительно будет принято решение о ликвидации льгот на внеконкурсное зачисление в вуз для тех, кто в этом нуждается.

Здесь слишком много вопросов. Почему льготники смогут учиться на подготовительном отделении, а другие дети - нет? Какова будет длительность этого обучения? Можно ведь и несколько лет проучиться и все равно не набрать при поступлении нужного количества баллов...

- А кто сегодня может воспользоваться правом на внеконкурсное зачисление в вуз?

- Категорий не так уж много. Право на внеконкурсное поступление имеют, например, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды I и II групп, которым согласно заключению государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение; граждане в возрасте до 21 года, имеющие только одного из родителей, и он инвалид I группы, и если среднедушевой доход этой семьи ниже величины прожиточного минимума.

Неужели можно лишить всех их такой льготы, как внеконкурсное зачисление в вуз? Это же самые незащищенные группы населения. И решение о ликвидации, конечно же, вызовет протест в обществе.

- Но как быть с фактом, что каждую приемную кампанию в столичных вузах - засилье льготников; абитуриенты жалуются, что те занимают едва ли не все бюджетные места.

- Это миф, возникший из-за того, что ребята подают документы сразу в несколько вузов.

К нам в прошлом году поступило всего 38 льготников. Это не так много, с учетом того, что бюджетный набор составил 968 человек.

Другое дело, что практику, когда льготники могут подавать документы в разные вузы, можно было бы пресечь: надо, чтобы ребята сразу определялись, где желают учиться, и представляли в приемные комиссии оригиналы документов.

- А как льготники учатся? Правда ли, что нередко их отчисляют, поскольку с учебой они не справляются?

- У нас нет этой статистики, мы отчисляем по неуспеваемости и не смотрим, поступал человек посредством льгот или на общих основаниях.

Но по моим наблюдениям, студенты-льготники учатся даже усерднее многих других - у этих ребят отчетливая мотивация. Как правило, если человек ограничен в чем-то (скажем, здоровье у него слабое), то он старается компенсировать это чем-то другим. Помню, как один молодой человек со слабым зрением написал на вступительном экзамене сочинение в стихах, очень талантливое.

В прошлом году средний балл по обществознанию у абитуриентов-льготников был 69, по русскому языку - 63, по истории и иностранному языку - 55. Это отнюдь не плохие баллы. В вуз, как правило, идут те, кто уверен в своих силах.

- Высказывалось предложение, что льготникам по здоровью надо сохранить их право на внеконкурсное зачисление, выделяя гранты на время их обучения, чтобы они не занимали бюджетных мест...

- Вот это был бы хороший вариант. Тогда ребята и о стипендии не будут переживать, и у них будет дополнительный стимул учиться лучше: они должны будут оправдать грант.

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости

Никитин: закон

Никитин: закон должен гарантировать учителю повышение квалификации

Новый закон РФ "Об образовании", публичное обсуждение проекта которого завершилось 1 февраля, должен гарантировать учителям возможность повышения квалификации не реже, чем раз в пять лет в объеме как минимум 72 часа, что утверждалось прежним законодательством, считает президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) Эдуард Никитин.

Общественные обсуждения нового варианта законопроекта "Об образовании" проходили на специальном сайте www.zakonoproekt2010.ru. Новый документ заменит два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее и высшее, и дополнительное.

"В законопроекте достаточно много слов о дополнительном профессиональном образовании, и в этих словах легко запутаться. Отдельно о повышении квалификации педагогических кадров или каких-то иных не говорится", - сообщил РИА Новости Никитин.

Он предлагает перенести в новый законопроект статью 55 из действующего закона "Об образовании". "Она гарантирует учителю право на повышение квалификации раз в 5 лет в объеме не менее чем 72 часа. На мой взгляд, эта формулировка должна сохраниться, а дополнить ее можно фразой о том, что повышение квалификации должно осуществляться "на основе государственных требований к образовательным программам повышения квалификации", - сказал эксперт.

По его мнению, на основании этих формулировок нужно подготовить типовое положение об учебном заведении повышения квалификации, порядке повышения квалификации, требования к программам.

Никитин также напомнил, что в 2011 году в ряде регионов РФ начнется эксперимент по предоставлению школьным учителям финансовых сертификатов на повышение квалификации. Так педагоги получат возможность самостоятельно выбирать программы и образовательные учреждения.

Источник РИА Новости
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"