Программа развития Акинфиевской школы

Программа развитияМуниципального общеобразовательного учреждения «Основной общеобразовательной школыс. Акинфиево» г. Нижняя СалдаСвердловской областина 2010- - 2014 годы 1. Паспорт программы.Настоящая программа разработана и принята в соответствии с Федеральной программой развития образования в России на период до 2010 г., Закона РФ «Об образовании», Устава школы и других локальных нормативных актов школы.Программа является руководством к действию для педагогического коллектива «Основной школы с Акинфиево» на 2010 - 2014 годы. Программа разработана педагогическим коллективом школы. Работа над программой велась в апреле - июне 2010 года.Программа обсуждалась на: заседаниях педагогических советов, родительском собрании школы, совете школы.Программа принята советом школы как руководство к действию для администрации и педагогического коллектива школы.Цель программы: основываясь на преимуществах малокомплектной школы, создать модель индивидуализированного образовательного процесса.Задачи программы: организация образовательной среды в малокомплектной школе; определение роли учителя в индивидуализированном образовательном пространстве и какими профессиональными качествами он должен обладать; использование методов в условиях малокомплектной школы при изучении личности ребенка для организации образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями; определение методов мотивации и привлечение родителей, определение доли их участия в организации индивидуализированного процесса.Этапы реализации программы и их основное содержание:Подготовительный этап (2010- - 20011г.)1. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.2. Изучение литературы, имеющегося опыта по данной теме.3. Разработка программы реализации целей и задач.Организационно-практический этап (2010 - 2011г.)1. Улучшение психолого-педагогической подготовки кадров: освоение диагностик и методик изучения личности ребенка; изучение и освоение новых технологий; поиск, освоение и применение активных форм обучения детей.2. Организация образовательного процесса, отвечающего поставленным целям и задачам: изучение личности ребенка (определение зоны ближайшего развития, сильных сторон личности, наблюдение, изучение склонностей, интересов каждого ребенка); обучение учащихся способам самостоятельной познавательной деятельности и развитие умений самостоятельного добывания знаний, индивидуальной самостоятельной работе; создание индивидуализированных дидактических материалов к образовательным программам, внедрение образовательных технологий, поиск и освоение форм организации деятельности учащихся, учитывающих поставленные цели; разработать системы мониторинга и его осуществление.Аналитический этап (август 2013г.)1. Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка качеств, приобретенных учащимися, их достижений за время учебы и в первый год после окончания школы;2. Анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий.Управление программой. Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализации программы осуществляется директором школы. 2. Информационная справка о школе.Как образовательное учреждение школа с. Акинфиево функционирует с 1947 года. В настоящее время функционирует как МОУ»Основная общеобразовательная школа и предоставляет образовательные услуги, ориентированные на среднего ученика.Устав школы (протокол общего собрания трудового коллектива № от 19 ноября 2009г.) утвержден постановлением главы администрации городского округа Нижняя Салда от 24.11. 2009г. № 994 и зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц. Устав соответствует требованиям закона РФ «Об образовании». Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 2588-ал от 13.07.2010г. разрешает осуществление следующего вида деятельности: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования. Срок действия лицензии с 13.07.2010 до 13.07.2016г. С 1993 года построена новое двухэтажное здание школы, расположенном по адресу: 624751, Свердловская область, г. Нижняя Салда, с. Акинфиево, ул. Центральная, 52. Площадь здания составляет 1954,4 кв.м., основная площадь 1130 кв.м., вспомогательная 823,6 кв.м.«-х этажное здание характеризуется следующими данными: стены шлакоблочные, облицованные силикатным кирпичом, фундаменты сборные ж/бетонные; конструкции крыша и кровля металлические, перекрытия сборные ж/ бетонные; отопление от электрокотельной, расположенной в подвальной части. Электроснабжение от ТП школы. В школе имеется один компьютерный класс, в нем 6 компьютеров, подключен Интернет, есть свой сайт. Есть компьютер, принтер для административной работы, В 2 кабинетах есть компьютеры и принтеры для работы учителям. Есть скайнер, множительная техника. Интерактивная доска, домашний кинотеатр, музыкальный центр.По организации образовательного процесса и в соответствии с уровнями образовательных программ школа делится на две ступени: начальное общее образование (нормативный срок обучения - 4 года), 1-4 классы; основное общее образование (нормативный срок обучения - 5 лет), 5-9классы, В школе -3 класса комплекта (1-4 классы, 5-8 классы, 9 класс).В школе созданы общественные комиссии. Особенности управления школойАдминистративное управление осуществляет директор.Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, методический совет. Учебный план школы построен на основе Базисного учебного плана РФ от 2004 года. Учащиеся обучаются по общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования РФ. Количество обучающихся по ступеням
Учебный год группа общеразвивающей направленности дет/сада I ступень II ступень Итого
2007/2008 10 7 15 32
2008/2009 9 5 11 25
2009/2010 12 4 13 29
2010-2011 9 9 12 30
Все выпускники школы продолжают дальнейшее обучение или трудоустроены.
Учебный год Кол-во учащихся, окончивших 9 класс Продолжают обучение в: Работают Не трудоустроены
10 классе ПУ СПУЗе На курсах
2007/2008 3 - 2 - 1 -
2008/2009 1 - 1 - -
2009/2010 1 - 1 - - -
Режим работы школы пятидневная учебная неделя. Продолжительность урока - 40 минут. В школе обучаются в основном дети русской национальности.Социальный состав родителей разнообразен.- рабочие - 23,8%,- служащие - 4.8%- - безработные - 42,9%. Образовательный уровень родителей.- высшее образование - нет- среднее специальное - 1 человек ( 4, 8 %) - среднее - 2 человека (9,5%)- неполное среднее -18 человек (85,7%) Школа укомплектована кадрами согласно штатному расписанию. Вакансий нет. Всего учителей - 9. Качественный состав по уровню образования:- высшее образование - 7 (77,7%),- среднее специальное - 1 (11,1%),- незаконченное высшее - 1 (11,1%) - обучается заочно в НТГСПА.1 учитель награжден - знаком «Отличник народного образования».2 учителя - имеют звание «Ветеран труда». По стажу работы:до 5 лет - 1чел.,от 5 до 10 лет - 0,от 10 до 15 лет - 0, свыше 15 - 8 чел.По квалификационным категориям:с высшей категорией - нет,с 1 квалификационной категорией - 4,со 2 квалификационной категорией - 3 . В школе организована профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения обучающихся: работает Совет профилактики. Дети, склонные к асоциальному поведению находятся под постоянным контролем директора школы, классных руководителей. Учащиеся 100% охвачены кружковой работой во внеурочное время. Учащихся, стоящих на учете в КДН - нет.Детей из многодетных семей - 7,Из малообеспеченных семей - 11, Находящихся под опекой - 0. Воспитательная работа школы Главная функция школы - воспитательная. Она включает в себя элементы воспитательной работы гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания. Воспитание - процесс «питания души и сердца» - невозможно отделить от обучения, т.к. воспитывается, формируется человек в повседневной своей деятельности, в результате проживания каждого своего дня. Более того, в селе школа является местом, где ребенок проводит практически все свое время. Значит школа должна создать условия, которые обеспечивают возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. Исходя из этого, воспитательные задачи сельской малокомплектной школы можно представить следующим образом: воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье; развитие тех душевных качеств, которые определяются словом «нравственность», формирование общекультурных умений и навыков, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни; воспитание стремления к самообразованию; воспитание ответственности за младших, стремление помогать им во всем.Лучшее воспитание - это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру к самим себе.Школа в селе является центром. Даже на сегодняшний день она не утратила своего статуса, а внешкольные культурно-просветительные учреждения (клуб) в последнее время не несут ответственности за воспитание детей. Главная их задача - организация шоу, эффектных зрелищ. Основными проблемами села, которые значительно влияют на работу школы, являются:- уменьшение контингента детей;- тенденция старения населения села. Микрорайон школьника Школа : Дом, семья - Ученик - Улица : Сельский клуб, Библиотека Большая часть родителей в социальном заказе школы ставит на первый план обеспечение уровня подготовки, необходимых для поступления в средние специальные учебные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развития индивидуальных способностей. Но качество образования учащихся сельской школы гораздо ниже требуемого, об этом говорят недостаточно высокие результаты олимпиады. Ситуация усугубляется еще и тем, что в сельскую школу приходят дети с низким уровнем развития, обусловленным ухудшением социально-экономического положения семьи из-за безработицы, особенно характерной для села.Основной замысел программы предусматривает организацию индивидуализированного образовательного процесса, основанного на использовании преимуществ малокомплектной школы, создание таких условий, при которых сельские дети смогут нормально развиваться, получать образование, не уступающее по качеству учащимся городских школ, станут более конкурентноспособными, приобретут качества, необходимые для успешной адаптации в обществе. Большую роль в образовательном процессе будет занимать организация разных видов деятельности, ориентированной на индивидуальные интересы и склонности обучающегося. Кризисные явления в социально - экономическом развитии села будут сказываться на работе школы и в последующие десять лет. Контингент детей, поступающих в школу до 2010 года останется на уровне 1 - 2 ученика. Но предполагается, что образовательные запросы обучающихся и их родителей год от года возрастут. Дети не только ограничиваются средним и средне-специальным образованием, они стараются продолжить свое образование в ВУЗах. Так выпускница 1998 года Поторочина Олеся - продолжает обучение в Екатеринбурге в УПИ - программное обеспечение, Важенина Екатерина выпускница 2001 года в Нижнем Тагиле закончила по бухгалтерскому учету. Концепция развития школы Несмотря на определенные достижения в обучении и воспитании были выявлены противоречия, характерные для школы. Большинство применяемых в обучении технологий ориентировано на групповой способ обучения при определенных затратах времени и объеме изучаемого материала без учета индивидуальных особенностей учащихся. Попытки дифференцировать и индивидуализировать обучение при этих условиях не давали значительных результатов, а главное, не обеспечивают соответствия результатов обучения возможностям учащихся. Большая часть обучающихся учится ниже своих возможностей. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых огромную роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка. Следовательно, именно это условие должно лечь в основу при выборе технологий, форм и методов обучения и развития. Концепция индивидуализированного процесса в школе опирается на следующие принципы:· приоритет здоровья: «Все имеет смысл, пока дети здоровы » ;· комфорт духовный и материальный ;· каждая личность индивидуальна и уникальна;· красота формирует личность;· все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.Эти принципы тесно переплетаются и взаимно дополняют друг друга. На наш взгляд, одним из главных, является принцип психологического комфорта. Он складывается из:· стиля взаимоотношений детей и взрослых в школе, детей друг с другом, атмосферы дружелюбия;· возможности самореализации личности через организацию разнообразной деятельности;· возможности учиться и развиваться соответственно своим психологическим особенностям;· атмосферы творчества и красоты, являются одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности. В основе психологического обоснования модели лежит учение П.П. Блонского о формировании личности ребенка, о влиянии среды, в которой он живет. П.П. Блонский писал: «… ребенок, черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение». Следовательно, учителя школы должны обогатить это окружение и расширить диапазон средств для познания мира ребенком.В своих подходах к отбору содержания образования и организации образовательного процесса целесообразно опираться на характеристику младшего школьника и подросткового возраста и связанные с этим особенности образовательного процесса, выделяемые П.П. Блонским. И если особенностями образовательного процесса в начальной школе были частая сменяемость видов деятельности и учет подвижной активности, опора на предметно-образное мышление, то своеобразие образовательного процесса в среднем звене должно отражать изменения, происшедшие в интеллектуальном развитии детей подросткового возраста. «Данный возраст… можно считать возрастом, когда в основном заканчивается интеллектуальное развитие, уступая место специализации». Именно в этом возрасте параллельно интеллектуальному созреванию идет общественное созревание, формируется мировоззрение. Значимой деятельностью для подростка становится общение.Обучение в этот период должно все больше основываться на самостоятельной работе учащихся и организовывать так, чтобы с самого начала постепенно подводить их к овладению методами научной работы. Содержание образованияОсновной целью образовательного процесса в начальной школе является развитие общеучебных навыков и общих способностей, а также создание условий для проявления раскрытия интересов, склонностей, природных задатков ребенка. Это тем более важно на данном этапе, поскольку в дальнейшем «… страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем, может быть, и не будет доведено до совершенства или даже будет утеряно» (Амонашвили Ш.А. Школа жизни).В школе II ступени на первый план выступает формирование групповых (гуманитарных способностей, способностей к точным наукам) и специфических (узконаправленных) способностей. Большое значение в этот период играет и дальнейшее формирование мотивационно - потребностной сферы личности. Следовательно, содержание образования на этой ступени через изучаемые предметы, активизацию урочной и внеурочной познавательной деятельности, кружки должны обеспечить условия для проявления, развития и реализации потребностей и специфических способностей подростков. Основными задачами содержания образования являются:1. формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;2. развитие познавательных потребностей, создание для развития общих и специальных способностей;3. формирование навыков культуры умственного труда и приобщение (насколько это возможно в рамках общеобразовательной школы и данного возраста учащихся) к научно - исследовательной работе;4. формирование потребностей и способностей к самообразованию; Педагогические технологии и формыБольшие затруднения в обучении дают в классах - комплектах. Рабочие программы по классам - комплектам очень трудно составить, мало однотемных уроков, особенно в основной школе, нет методик - как работать в малокомплектных школах, где есть классы - комплекты. Урок был и пока остается классической формой организации образовательного процесса. В последнее время все больше происходит информатизация образования за счет количества школьных предметов и часов, выделяемых на их изучение. Обеспечить вариативность содержания образования в соответствии с индивидуальными потребностями ученика, сохранив при этом максимально допустимую нагрузку, можно путем внедрения таких форм учебно-познавательной деятельности, как интеграция предметов, использование модульно-интегрированного подхода (межпредметные модули), метода проектов, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.В школе первой ступени наиболее целесообразно использовать интегрированные модули, занятия по интересам. В созданном образовательном пространстве появятся возможности проявить свою индивидуальность, обнаружить интересы и склонности, сохранив при этом здоровье через увлекательность и интерес к образовательному процессу.Дальнейшее развитие и применение этих форм работы в школе II ступени позволит:1. Расширить содержание образования и адаптировать его к индивидуальным познавательным потребностям учащихся, не увеличивая учебную нагрузку;2. Снизить утомляемость и напряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности и повышения интереса к изученным предметам;3. Выработать у детей способности и самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умение работать в сотрудничестве со сверстниками, а в будущим потребность в постоянном самообразовании;4. Раскрыть и способствовать формированию интересов и склонностей определенной направленности, которые станут основой для выбора дальнейшего пути в образовании. Воспитательная система Принципы воспитания:1. Целостность педагогического процесса - единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.2. Взаимосвязь трех факторов: семьи, школы, общества.3. Творческое начало воспитания.4. Сотворчество - совместный поиск истины.Цель программы - создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и в самых экстремальных ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию. Ожидаемые результаты Образовательный процесс, созданный в ходе реализации программы, позволит ученику:§ чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;§ максимально приблизить соответствие результатов образования к возможности каждого учащегося;§ раскрыть свои ресурсы и способности;§ получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;§ приобрести навыки самообразования. Учителю:§ овладеть методами изучения личности ребенка;§ овладеть приемами организации образовательной деятельности учащихся исходя из их индивидуальных особенностей (планирование и реализация индивидуальных программ учащихся).§ овладеть методиками преподавания в классах комплектах Для достижения поставленных целей необходимо:§ повышение квалификации кадров в области овладения личностно ориентированными развивающими педагогическими технологиями и методиками, методами мониторинга, ведения исследовательской работы;§ полное укомплектование учебниками, методической литературой, регулярное пополнение школьной библиотеки методической, научно-популярной, познавательной, справочной и художественной литературой;§ учитель информатики (обеспечение работы с учащимися в Интернете, координация сетевых проектов, работа Web-мастерской). Финансовое обеспечение В пределах бюджетного финансирования средств. Основные мероприятия по реализации программы развития
№ п/п Мероприятия Сроки Исполнители
1 Анализ образовательной деятельности школы за три года.

Администрация, классные руковод, учителя-предметниики

2 Осмысление выявленных проблем и поиск решения. ежегодно Педсовет
3 Создание условий, необходимых для реализации программы:Материальные условия:· регулярный ремонт и поддержка в надлежащем состоянии здания школыКадровые условия· подготовка и мотивация коллектива на деятельность, связанную с сохранением здоровья учащихся ежегодно в течении года Тех. персонал,зав. кабинетом,администрация классные руковод, учителя
4 Повышение компетентности и уровня знаний педагогов в области педагогики, психологии, экологии (проблемные семинары, практикумы) весь период педколлектив
5 Педагогическая поддержка социально-неблагополучных семей, детей из группы риска, опекаемых детей постоянно ДиректорКлассные руководители
6

Обучение учителей основам компьютерной грамотности

до конца2011 г. Учитель информатики
7 Внедрение информационных технологий в образовательный процесс:· использование возможностей сети Интернет в обучении различным учебным дисциплинам;· установление связи с другими ОУ· посредством использования электронной почты с 2011 г. Учитель ИнформатикиУчителя - предметники Классные руководители
8 Развитие ученического самоуправления:· подготовка и проведение общешкольных мероприятий;· проведение рейдов по школе;· организация субботников постоянно Классные руководители
9 Ознакомление родителей с направлениями деятельности школы и путями их реализации Ежегодно по плану школы Педколлектив
10 Повышение квалификации и переподготовка кадров ежегодно Педколлектив
11 Работа педагогов над темами самообразования ежегодно Педколлектив
12 Анализ полученных результатов:· состояние здоровья учащихся;· уровень обученности и развития учащихся;· уровень воспитанности ежегодно Директор Классные руководители
13 Анализ особенностей мотивационной сферы учащихся школы и выработка рекомендаций по индивидуальной работе с ними весь период Классные руководители
14 Оформление и описание хода и результатов программы 2010-2012г директор
15 Соотнесение полученных результатов с поставленными целями ежегодно Педсовет
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"