Профессор К.М. Ушаков: Современная школа – это конвейер, с которого снимают тех, кто не вписывается в стандарты

5 сентября, в ходе видеоинтервью, приуроченного к началу учебного года, председатель жюри конкура «Директор школы - 2011», главный редактор журнала «Директор школы» К.М. Ушаков ответил на вопросы журналистов, директоров, педагогов и учеников. Эксперт поделился своим мнением о том, от чего зависит качество образования и как его улучшить, решит ли повышение зарплаты педагогам кадровую проблему и принесут ли реформы образования позитивные перемены. К.М. Ушаков также рассказал, почему стоит защищать всех участников образовательного процесса друг от друга, есть ли шанс на выживание у малокомплектных сельских школ, и что бы он сам сделал, если бы стал министром образования.

Значительная часть поступивших от аудитории вопросов касалась того, почему, несмотря на многочисленные реформы, явных улучшений в жизни школы так и не произошло. Эксперт видит одну из главных причин в модели современной школы: «Та модель школы, которую мы сегодня построили - это то, что можно назвать индустриальной моделью». Современная школа похожа на конвейер, где ребенка, начиная с первого класса, передают от одного специалиста другому, а на выходе ребенок проходит через отдел технического контроля - через ЕГЭ. Опасность такой системы, по мнению эксперта, в том, что она приводит к узкой специализации всех участников образовательного процесса. «Конвейер не допускает отклонений от нормы. На конвейере никто не работает с бракованной деталью, ее просто выбрасывают, - делится опасениями Ушаков. - А на школьном конвейере учителя и дети, которые не соответствуют некоторой стандартизованной норме и нарушают работу механизма, - их пытаются с этого конвейера убрать». По мнению эксперта, узкая специализация грозит тем, что педагоги становятся исполнителями отдельных операций механизма, но при этом не видят целостную картину и конечный результат всей деятельности. Что касается учеников, то «сужение культурных возможностей ребенка, «приговор» к той или иной специализации на всю жизнь, потом ему очень дорого обойдется, да и всем нам в целом».

Одним из самых популярных среди поступивших вопросов стал вопрос защиты всех участников образовательного процесса. «От кого защищать и кого защищать? Школу от руководства? Детей от учителей? Детей от сверстников? Учителей от директоров? Директоров от учителей? Всех ото всех? - делится Ушаков. - Большое количество вопросов о защите различных групп говорит о том, что все, на самом деле, против всех. Это диагноз низкого социального капитала отрасли и во многом причина того кризиса, в котором мы находимся. Это глобальное недоверие всех ко всем».

Отвечая на вопрос о качестве образования, Константин Михайлович выделил два основных фактора, от которых оно зависит, - это преподавание и руководство. «Если мы будем говорить, от чего зависит качество, совершенно понятно, что есть две ключевые фигуры. Это учитель и директор. Все реформы, которые до сих пор проходили, не касались процесса преподавания. С этой точки зрения, реформы в области образования еще впереди», - отметил Ушаков.

Касаясь проблемы малокомплектных сельских школ, их перспектив, возможности перехода на бюджетное или автономное финансирование, Ушаков высказал мнение, что перспективы у сельских школ есть. Но проблема таких учебных заведений - в оттоке населения из села. «Мы теряем территории не в результате военных действий, а в результате совершенно определенной политики, в том числе и в образовании», - выражает беспокойство эксперт. Ярким подтверждением опасений послужило пришедшее в редакцию письмо многодетной семьи Логиновых из Карелии. Семья, где растут четыре ребенка школьного возраста, живет в деревне на острове Большой Клименецкий, который практически полностью оторван от цивилизации. Как в самой деревне, так и в ближайшем населенном пункте, закрыли школу. Детей предлагали забрать в интернат, до которого 40 километров по воде, но родители хотят быть вместе со своими детьми. Если они, последние жители деревни, все-таки из нее уедут, то еще одна территория опустеет.

Один из наиболее болезненных для руководителей школ вопрос - кадровый состав и привлечение молодых специалистов в школу. По мнению К.М. Ушакова, даже прибавка к заработной плате кардинально не решит кадровых проблем. «Заработная плата, несмотря на ее совершенно неприличный уровень, все равно не решает всех проблем, которые стоят перед вашей школой, - обращается Ушаков к директорам. - Дело не только в уровне оплаты. Человек, кроме денег, хочет получать еще и удовлетворение от работы, а это во многом зависит от той среды, которую вы создали и от тех способов реализации на работе, которые вы предоставляете». «Значительно легче решаются кадровые вопросы в среде с обучающим характером и высоким уровнем доверия», - добавил эксперт.

Среди поступивших вопросов был и следующий: «Представьте, что Вас назначили министром образования Российской Федерации и наделили Вас неограниченными полномочиями. Что бы Вы сделали в первую очередь?». «Если бы я стал министром, я бы предложил год без всяких инициатив», - ответил К.М. Ушаков.

Кроме того, в ходе видеоинтервью была объявлена дата финальных мероприятий Всероссийского конкурса «Директор школы - 2011» - они будут проходить в Москве с 22 по 24 ноября 2011 года.

Полная версия видеоинтервью, а также аудиоверсия и текстовая расшифровка доступны по адресу: http://konkurs.direktor.ru/interview.htm

Конкурс «Директор школы» - ежегодный всероссийский конкурс для руководителей образовательных учреждений, который проводится с целью выявить и изучить достижения отечественных директоров школ и предложить их ценный управленческий опыт к масштабному использованию школами во всех регионах страны. Конкурс проходит с февраля по ноябрь при поддержке Министерства образования и науки России, Общественной палаты, Института развития образования НИУ - ВШЭ, Российской академии образования. Организатором конкурса является журнал «Директор школы» - старейшее и самое популярное издание для директоров образовательных учреждений и руководителей органов управления образованием. Генеральный партнер конкурса - Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело». Генеральный информационный партнер конкурса - агентство «РИА Новости».

Контактная информация:

Анастасия Козлова

Российская коммуникационная группа (РКГ)

(495) 410 42 74, 8 916 545 78 55

Е-mail: kozlova@ruscomm.com

Источник - федеральный портал "Российское образование"

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"