Ирбитчане на Юбилейных ХХ Международных Рождественских чтениях в Москве

По приглашению учебного отдела Екатеринбургской епархии делегация школы № 9 г.Ирбита приняла участие в XX Международных Рождественских образовательных чтениях «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства», которые прошли 23 - 25 января 2012 года в Москве.

Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во вступительном слове Святейший Патриарх обозначил «сущностные проблемы всей системы образования», отметил, что «в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности».

В.И.Матвиенко, спикер Совета Федерации, подчеркнула: "Задачи развития нашей страны требуют постоянного внимания к вопросам, связанным с образованием, воспитанием подрастающего поколения в духе уважения к нравственным ценностям и патриотическим идеалам».

24 января состоялась научно - практическая конференция «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно - нравственной культуры общества». Выступлений интересных было много. Выделю из множества два.

В.Ю.Троицкого, российский учёный-литературовед, член-корреспондент РАН, тему своего выступления определил так: «Любовь как основополагающее гуманитарное понятие и трудности его истинного восприятия в современной школе». Он поставил настоящий диагноз нашему времени: «Обыватель доведён до помрачения посредством перегрузки - абсурдами, бесстыдством, пошлостью, картинами преступной жестокости и разного рода разврата. Происходит некое замешательство сознания, оно деградирует, постепенно снижая уровень стыдливости, нравственности, культуры».

Им были сформулированы типические для нашего времени «болезни сознания»:

Первая болезнь: «клиповое восприятие» окружающего мира, накопление информации при затруднении или неумении извлечь из неё смысл, знание и понимание предмета.

Вторая болезнь: ложное, искажённое или приблизительное представление о смысле и содержании основополагающих понятий, на которых строятся суждения о коренных жизненных представлениях.

Третья болезнь: максимальная сосредоточенность на информации при неспособности или слабой способности к её верной систематизации и анализу, к корректным выводам.

Четвёртая болезнь: шизофренизация сознания. Это крайнее оскудение речи, не достигающей культурообеспечивающего уровня у значительной части её носителей; введение в информационную среду массы устойчивых ложных формул и представлений; разрушение иерархии в мышлении (нарочитое смешение главного и второстепенного).

Пятая болезнь: политическая глухота («политический дебилизм») (Ф.Тютчев).

Другой выступающий протоиерей А.Владимиров, известный священник, своё выступление назвал так: «Единодушие педагогов, педагогическая импровизация и правила хорошего тона в русской школе 21 века». С болью в сердце он говорил: «Нет большего нравственного преступления, чем искалечить ребёнка сквернословием, разрушить его личность истериками, вспышками ненависти, битьём… Напротив, в спокойной и доброжелательной атмосфере дети расцветают и обнаруживают дивную красоту неиспорченных сердец».

Что же делать? Можно ли изменить хоть что - нибудь? Поиск ответов на эти вопросы шёл 25 января на пленарном заседании «Преподавание православной культуры и духовно-нравственное воспитание в общем образовании». Заседание шло в Храме Христа Спасителя в Зале Церковных Соборов. Председательствовал Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Из выступлений сложилась картина нравов современного общества, и была она реальной и нелицеприятной.

- В мире идёт информационная война. Основной объект поражения в этой войне - человек, а победит тот, кто лишит его традиционных моральных норм и нравственных идеалов.

- Укладом сегодняшней жизни сформирована модель неумелого детства, со скудным духовным миром детей, к сожалению, много невежественных, пресных детей, лишённых романтики.

- Происходит общее одичание молодёжи.

- Из повседневной жизни уходит милосердие, долготерпение, смирение, беззлобие неприятие бесчинства и неправды, а здоровой личности необходимо постоянное пребывание в этих качествах!

- Были времена труднее, но не было подлее!

Полученная информация, скажем откровенно, не шокировала нас, разговор - то шёл о детях, о смыслах их жизни, а кто лучше учителя знает, какие нынче дети, что им интересно, что они знают, что ценят, чего хотят от жизни!

Уезжали из Москвы мы всё- таки с надеждой. И с пониманием, что самое главное для нас как для педагогов - воспитателей - участвовать в формировании национального самосознания , учить детей чувствовать принадлежность к своей стране и народу, хранить (знать) базовые национальные ценности и быть причастными к общей исторической судьбе нашего Отечества.

Хватило бы сил!

Н.П.Силкина, директор школы № 9 г.Ирбита


Другие материалы по теме

Аудитория:

Педагог
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"