День Православной книги

25 декабря 2009 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято. решение учредить ежегодный День православной книги. Праздник приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года (по старому стилю).

Слово Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси

Первой печатной книгой, как все хорошо знают, был «Апостол», а первым человеком, напечатавшим эту книгу - диакон Иван Федоров. Желая еще раз напомнить соотечественникам о важности книги для духовной культуры народа, Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить «День православной книги» и отмечать его в тот день, когда на Руси появилась первая печатная книга - 14 марта.

Чем же ценна для нас книга и какое принципиальное значение было в том, что книга стала доступной для народа? Книга представляет собой некий учебник жизни, сохраняющий память предыдущих поколений и дающий возможность через причастность к мудрости предыдущих поколений открывать будущее. Вообще, человек всегда устремлен в будущее, он даже настоящее постоянно связывает с будущим. Но, на самом деле, настоящего практически не существует, настоящее - это мгновение. Даже открытие выставки, которое только что началось, несколько минут назад, это уже прошлое. И значение книги заключается в том, что мудрость прошлого, накопленный веками опыт человеческий посредством книги передается каждому последующему поколению людей. Книга являет собой универсальный способ разговора людей сквозь время, с помощью которого последующие поколения получают назидательные уроки. Недаром русская пословица гласит: «Золото добывают из земли, а знания - из книги».

Чтение должно способствовать формированию самосознания человека, его культуры, его мировоззрения, и, конечно, формированию нравственной составляющей человеческой личности. Чтение должно преображать духовный мир человека, культивировать человеческую личность. Собственно говоря, именно в этом предназначение культуры - все то, что направлено на культивирование, на возделывание человеческой личности, это и есть культура. Если же под видом культуры человеку передается нечто, что разрушает целостность человеческой личности, но при этом все-таки именуемое «культурой», то оценка должна быть следующая: речь в таких случаях идет не о культуре, а об антикультуре.

На мой взгляд, одной из первоочередных задач Церкви сегодня должна стать издательская деятельность. И это не случайно, потому что именно книга продолжает сохранять значение уникального инструмента, посредством которого человек сохраняет свою культурную и цивилизационную идентичность. Несмотря на то, что в современную эпоху возникло множество иных способов хранения и передачи информации, которые чисто технически имеют, конечно, куда большие возможности, чем книга, именно книга сохраняет за собой роль этого инструмента передачи культурного кода человечества.

Книгу читают не так, как читают газету, интернет-статью или сообщение электронной почты. Книга требует больших затрат энергии и больших усилий, но взамен дает сторичный плод. Книга позволяет структурировать и систематизировать человеческое сознание, связав его с традицией, сформированной предшествующими поколениями. Неслучайно поэтому во многих национальных традициях есть понятие «книжного языка», который имеет существенные стилистические и даже грамматические отличия от языка разговорного. Это свидетельствует о важной культурообразующей функции книжного дела.

Автор одного из жизнеописаний преподобного Сергия Радонежского, архиепископ Никон (Рождественский), упоминая о трудностях, с которыми встретился будущий преподобный Игумен земли Русской в период своего обучения грамоте, указывает на следующий факт: наши благочестивые предки с трепетом относились к обучению грамоте, поскольку грамота открывала человеку путь к познанию Божественной истины, содержащейся в богодухновенных книгах. Действительно, в эпоху, когда все общество было христианским, такое отношение было вполне естественным. Однако и сейчас не следует забывать, что приобщение к книжной культуре становится для каждого элементом культурного воспитания и интеллектуального возрастания. Показательно, что и полный корпус книг Священного Писания во всех языках именуется греческим словом «Библия», то есть буквально «книги».

Русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин говорил: «Литература служит воплощением всех духовных сил страны, и ежели ее нет, то это значит, что духовные силы находятся в отсутствии или лежат глубоко под спудом». Богатая литература у нас есть. Но, к сожалению, россияне, особенно молодое поколение, все реже и реже к ней обращаются. И в данном контексте хотелось бы затронуть очень болезненную проблему, которая не может не вызывать озабоченности, - это достаточно значительное снижение уровня грамотности населения. Чтение перестает быть национальной культурной традицией, а мы перестаем быть самой читающей нацией. По данным ВЦИОМ, за последние 13 лет россияне стали уделять чтению книг меньше времени, а доля тех, кто практически ежедневно обращается к книгам, по сравнению с 1996-м годом снизилась почти на 10 %. Это огромный процент. Газеты более популярны - каждый день их читают примерно 36 % опрошенных; журналы - 19 %. Домашние библиотеки россиян насчитывают, как правило, до ста книг, а любимые жанры - приключенческие романы, классика и «женские» детективы. Это зеркало нашей интеллектуальной и духовной жизни.

Сегодня стоит задача воспитать в людях вкус к качественным книгам, в которых они могли бы найти ответы на насущные вопросы жизни - семейные, профессиональные, общественные, личные. При этом речь идет и о художественной литературе, написанной понятным языком и хорошим стилем. Именно через литературно-художественные образы лучше всего воспринимаются и духовно-нравственные понятия. Чтение - не только замечательный способ проведения досуга, но и средство формирования убеждений и, как мы уже сказали, воспитания нравственности. Хотя и досуг с книгой - и обогащает человека, и одновременно дает возможность отвлечься от суеты повседневности, действительно отдохнуть в диалоге с умными и прекрасно излагающими свои мысли авторами.

Именно поэтому нужно всячески популяризировать чтение и формировать читательский вкус, привлекая образованных и заинтересованных людей к беседам о значимости книги. Я думаю, что нам нужно больше размышлять о чтении. Нужно больше публичных дискуссий, через которые люди бы могли формировать свой читательский вкус. Тогда, может быть, и состав наших домашних библиотек будет меняться. И конечно, читателям совершенно необходима литература высокого качества. Бессмысленно советовать читать книги, которые духовно возвышают личность, не обеспечив доступ к таковым книгам.

Серьезная литература, несомненно, востребована сегодня и, может быть, будет еще более востребована в разных слоях нашего общества. И ради достижения этой цели, ради того, чтобы действительно рос спрос на серьезную книгу, Русская Православная Церковь готова сотрудничать с ведущими светскими издательствами и в пропаганде книги, и в собственно книгоиздательстве. В качестве примера укажу на уникальный проект - издание полного собрания сочинений Н.В. Гоголя. Подобное сотрудничество надо продолжить и осуществлять новые проекты, в первую очередь адресованные подрастающему поколению.

Источник

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта