II Всероссийский форум «Инновации и поколение XXI века»

10 декабря в Нижнем Тагиле состоялся II Всероссийский форум «Инновации и поколение XXI века», организатором которого выступил Институт развития образования при поддержке администрация муниципального образования «Город Нижний Тагил».

В работе Форума приняли участие 700 человек из всех муниципальных образований Свердловской области: руководители и специалисты органов управления образованием, руководители и педагогические работники образовательных организаций, руководители профессиональных образовательных организаций, специалисты муниципальных методических служб, представители научной и родительской общественности. Также в Форуме принимают участие гости из субъектов Российской Федерации: Кировской, Томской, Оренбургской областей, Республики Башкортостан и других.

Форум посвящен актуальным проблемам современного этапа развития отечественной системы образования; подведению итогов реализации ФЦПРО 2011-2015гг. на региональном уровне; обмену опытом в области образовательных технологий и практик по введению ФГОС; представлению, популяризации и продвижению лучших инновационных практик в образовании Свердловской области.

Работу Форума открыли презентации инновационных практик в образовании: интерактивные презентации, мастер-классы и выставки, в которых приняли участие более 40 организаций дошкольного, основного и среднего профессионального образования. Наибольший интерес у участников форума вызвал опыт работы педагогов в области робототехники и 3D моделирования. Особый интерес вызвал стенд с научно-методическими разработками Института развития образования, адресованными руководителям и педагогам.

Пленарное заседание

Форум открыл глава муниципального образования «Город Нижний Тагил» Сергей Константинович Носов. Он подчеркнул важность всесторонней поддержки образовательных инноваций как со стороны власти, так и со стороны предприятий, родительской и научной общественности, поскольку они направлены на поддержку нашего будущего - наших детей.

В торжественном открытии Форума приняли участие Журавлева Нина Викторовна, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области, Юрлов Игорь Евгеньевич, начальник управления образованием г. Нижний Тагил.

Ректор ГАОУ ДПО СО «ИРО» Гредина Оксана Владимировна в своём докладе «Инновации для поколения XXI века» отметила: «...к сожалению, самой большой проблемой современной школы становится отчуждение учащихся от педагогов и в свою очередь педагогов от учащихся. Дети XXI века - другие. Поколение 21 века не заставить принимать наше понимание мира, они хотят, чтобы мы понимали мир так же, как понимают его они».

В связи с чем, необходимо развитие инновационных форм, способов, технологий как организации и управления образованием, так и средств образовательной коммуникации в триаде: учитель-ребенок-родитель.

Оксана Владимировна акцентировала внимание на том, что: «...знание современного поколения и владение инновационными практиками, технологиями образования и воспитания - это необходимое условие развития системы образования на современном этапе. И от продуктивности нашей профессиональной педагогической деятельности сегодня напрямую зависит успешность наших учеников завтра, послезавтра, через 15 или 20 лет».

Дискуссионная площадка «Независимая оценка качества образования как инновационная управленческая практика»

Дискуссионная площадка «Независимая оценка качества образования как инновационная управленческая практика» собрала более 50 представителей образовательных учреждений Свердловской области: Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара и др.из различных территорий Свердловской области.

Модератором являлась заведующая центром мониторинга и оценки состояния системы образования Марина Леонидовна Жигулина. На обсуждение были вынесены такие актуальные вопросы, как организация и проведение общественной экспертизы деятельности образовательной организации; общественный аудит качества деятельности образовательной организации.

Основное внимание привлек опыт совместной деятельности базовых площадок ГАОУ ДПО ИРО и муниципальных органов исполнительной власти по выстраиванию механизма осуществления независимой оценки качества образования. Так, в рамках дискуссионной площадки был представлен результат организации и осуществления общественного мониторинга качества образовательной деятельности Артинским лицеем, МАОУ лицеем №180, МАОУ Лицеем №5 Камышловского ГО.

Итоговой частью заседания, обозначившей проблемы и перспективы независимой оценки качества образования, стали дебаты.

Сторона «отрицания», которую особо ярко представлял Анатолий Валентинович Соложнин, зам.директора по научной работе Педколледжа №2, отметила, что в контексте нормативно-правовой составляющей НОКО, общественный мониторинг не может являться механизмом привлечения и подготовки общественности к НОКО. Но это важный инструмент получения информации, который дает возможность увидеть степень готовности к проведению НОКО и общественности и самих образовательных организаций.

Сторона «защиты», представленная руководителями образовательных организаций, уже имеющих опыт проведения общественного мониторинга, отметила, что данная деятельность, позволила им уже сейчас определить проблемы, слабые места управления организацией. Это в свою очередь, является первым и очень важным шагом на пути выбора эффективных моделей управления, совершенствования деятельности образовательной организации. А это и есть основная задача, которая ставится в условиях формирования механизма и реализации независимой оценки качества образовательной деятельности.

Дискуссионная площадка "Вариативные формы дошкольного образования"

Участниками дискуссионной площадки стали педагогические, руководящие работники дошкольного образования. Всего участников - 58человек. Активное участие в дискуссии приняли родители, чьи дети посещают вариативные формы на БП ИРО. Многие родители и руководители базовых площадок высказали мнение, что обеспечение выбора и вариативности образовательного маршрута ребенка, удовлетворения потребностей родителей несомненно возможно через широкое внедрение вариативных форм организации дошкольного образования.

Руководители БП ИРО по данному направлению Заводчикова О.Г. (г. Новоуральск), Городилова Е.Г. (г. Нижний Тагил) задали тон дискуссии вопросом: "Вариативные формы дошкольного образования - новое слово или новое дело в Свердловской области?".

Дискуссия была поддержана Коршуновой О.Н. (г. Первоуральск), которая рассказала о ресурсах и механизмах введения вариативных форм дошкольного образования в ДОО, об отличиях вариативных форм дошкольного образования от дополнительного образования дошкольников и оказания платных образовательных услуг.

Модератор Жижина И.В. предложила обсудить вопрос, связанный с различием потребности в реализации вариативных форм в условиях малых городов и мегаполиса.

Несомненным был вывод участников дискуссии: "Практика стажировочной площадки показывала перспективность таких форм как: консультационно-методический центр сопровождения семей, чьи дети не посещают детский сад, телешколы для родителей, игровые центры при условии введения новых финансово-экономических механизмов, таких как муниципальное задание.

Особое внимание участников дискуссии привлек вопрос, поднятый представителем социальных партнеров о реализации вариативных форм дошкольного образования на основе государственно-частного партнерства.

В конце дискуссионной площадки были сформулированы предложения в резолюцию форума:

1. Муниципальным органам управления образованием и руководителям дошкольных образовательных организаций провести комплекс мероприятий по развитию вариативных форм дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольные образовательные организации.

2. Руководителям БП ИРО по направлению «Вариативные формы дошкольного образования» организовать тиражирование практики сопровождения семей, чьи дети не посещают дошкольное учреждение для дошкольных образовательных организаций Свердловской области и РФ.

3. Муниципальным органам управления образованием продумать возможность включения вариативных форм дошкольного образования в муниципальное задание ДОО.

4. Организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, осуществлять обучение руководящих и педагогических работников по вопросам организации вариативных форм дошкольного образования для детей раннего возраста.

Всеми участниками дискуссии была высказана уверенность в том, что потенциал и возможности введения вариативных форм еще не только не исчерпали себя, но и не раскрыты до конца.


"Инклюзивное образование детей с ОВЗ: от формального подхода к качественной образовательной практике"

Дискуссионная площадка «Инклюзивное образование детей с ОВЗ: от формального подхода к качественной образовательной практике»

Главная цель дискуссионной площадки была достигнута: удалось обобщить и представить педагогическому сообществу управленческие и педагогические практики инклюзивного образования.

Жданова Е.А., старший воспитатель МАДОУ №2 г. Сухой Лог представила уникальный опыт по реализации условий успешной инклюзии в дошкольном образовании, который основан на кадровом потенциале учреждения, преемственности уровней дошкольного и начального общего образования, а также организации дистанционного обучения и создания системы «паспорт выпускника».

Николаева С.Л., директор МАОУ СОШ № 2 г. Реж, которая смогла убедить педагогов в том, что главное ограничение развития инклюзии в России - это наличие профессиональных стереотипов. Проблема неравных возможностей - это проблема социальная. В образовательной организации необходимо создание определенной психологической атмосферы, которая учит детей сопереживать и сорадоваться. Именно руководитель образовательной организации - главный вдохновитель инклюзивной практики.

По заключению экспертов дискуссионной площадки, наиболее успешным стало выступление победителей Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России - 2015» Ж. В. Арбановой, директора МАОУ СОШ №62. Главное условие инклюзивного успеха - межведомственное взаимодействие, социальное партнерство, развитие адаптивной физической культуры, диалог с родителями обучающихся, организация дистанционных образовательных технологий, системная работа руководителей.

Опыт образовательных организаций из г. Арамиля и г. Верхотурья убедил коллег в том, что инклюзия возможна, если ввести ставку - куратор инклюзивного образования для работы со всеми участниками образовательных отношений и поддержка традиций системы общешкольных мероприятий, где обучающие с ОВЗ отрабатывают те или иные социальные роли.

Модератор площадки, С. В. Соловьева, к.п.н, зав. кафедрой ИРО (г. Екатеринбург) и эксперт (М. В. Уманская, к.п.н., зав. кафедрой НТФ ИРО) признали необходимость развития и обогащения диалога с коллегами на всех уровнях общего образованию по дальнейшему внедрению наиболее успешных инклюзивных практик и отработки дальнейших маршрутов повышения квалификации педагогов в данной области.

«Новые экономических в новых финансовое механизмы управления образовательными . организациями»

Современная образовательная организация живет в новых финансово-экономических условиях, поэтому работа дискуссионной площадки с такой актуальной темой «Новые экономические механизмы управления образовательной организацией» вызвала большой интерес педагогических и руководящих работников из 16 территорий Свердловской области, всего 34 участника.

Дискуссия началась с обсуждения вопроса эффективного контракта в контексте новой кадровой политики. Участники дискуссии пришли к выводу, что неизбежность перехода на эффективный контракт вытекает из социально-экономической ситуации. Эффективный контракт позволяет упорядочить деятельность по оплате труда, реализовать принцип государственно - общественного управления. Сложно, но необходимо отобрать минимальное количество критериев эффективности и измеримых показателей. Нормативно-правовое сопровождение перехода на эффективный . контракт - первое и необходимое условие новой экономической политики образовательной организации. Сделать это не просто, так как нормативно-правовая база очень подвижна, постоянно обновляется. Наибольший интерес вызвали выступления Одинцовой Г.А., зам. директора МАДОУ «Солнышко» п. Верхняя Синячиха, Репиной В.С., воспитатель МАДОУ «Остров детства» № 586 г. Екатеринбург.

Дискуссионная площадка "Интеграция воспитательных усилий семьи и школы: вызовы времени"

В работе дискуссионной площадки "Интеграция воспитательных усилий семьи и школы: вызовы времени" приняли участие 37 человек. Педагоги и родители активно обсуждали портрет современного ученика. Дети сегодня ведут виртуальный образ жизни в социальных сетях, где формируют свое мировоззрение. Важно сформировать нравственные основы личности, развивать критическое мышление, умение планировать своё время, что быть успешным в современном мире. Развитие информационной грамотности сегодня - важное условие обучения и воспитания.

В результате работы дискуссионной площадки был составлен портрет современного ученика и соответственно современного учителя.

Дискуссионная площадка "Стратегия подготовки специалистов под потребности экономики"

На базе ГБПОУ СО " Нижетагильский торгово-экономический техникум "работала дискуссионная площадка "Практикоориентированность профессиональной подготовки как основная стратегия подготовки специалистов под потребности экономики".Представители образовательных организаций среднего профессионального образования Свердловской области обсудили практиоориентированность профессионального образования с позиции условия удовлетворения кадровых потребностей региона в сферах экономики,торговли,питания,малого и среднего бизнеса. Обменялись мнениями по развитию системы профессионального образования в условиях производственно-образовательного кластера,эффективному контракту и другим актуальным вопросам и проблемам.

Дискуссионная площадка «Федеральные государственные образовательные стандарты: инновационные технологии реализации»

Состоялось заседание дискуссионной площадки «Федеральные государственные образовательные стандарты: инновационные технологии реализации», на котором были обсуждены вопросы, связанные с управленческими и педагогическими решениями, которые предлагаются современной школе по обеспечению преемственности в реализации ФГОС (НОО, ООО, СОО). Участники площадки обсудили также вопросы: являются инновационные практики, реализуемые в современной школе, ответом на запросы образовательного сообщества или это необходимость соответствовать «официальной» модернизации образовательной системы; в чью пользу должно быть соотношение при выборе технологий реализации ФГОС ОО - традиций или новаций; возможности, вызовы и риски, возникающие у учителей в современной образовательной среде и необходимость расширения использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и связанные с этим риски. Всего в работе дискуссионной площадки приняло участие 63 педагога.

Научно-практическая конференция "Государственно-общественное управление как ресурс инновационного развития образования"

В работе конференции приняли участие 57 человек: руководящие работники образования, представители органов местного управления, учащиеся образовательных учреждений.

Участники конференции в своих выступлениях отмечали, что качественное образование-необходимое условие повышения уровня жизни граждан и роста экономического потенциала государства. В настоящее время отмечается тенденция роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования.

Актуальные практики реализации принципа ГОУ в управлении проектами, качеством образовательных услуг, развитием системы образования представили базовые площадки ИРО.

Директор МАОУ лицей № 110 им. Л.К. Гришиной, г. Екатеринбург Виноградова Ирина Юрьевна рассказала о системе государственно-общественного управления через организацию работы педагогического и научно-методического советов, работу кафедр, работу творческих групп и временных творческих коллективов по различным направлениям; активно действуют объединения учащихся по различным направлениям. Лицей активно расширяет социальное партнерство с различными социальными институтами, учебными и научными центрами Свердловской области и РФ, предприятием оборонно-промышленного комплекса - ФГУП «НПО автоматики им. Академика Н.А.Семихатова», что также создает основания для успешного развития ГОУ.

Директор МАОУ Гимназия №86, г. Нижний Тагил Постников Петр Григорьевич представил опыт работы попечительского совета Гимназии как органа ГОУ.

Директор МАОУ Гимназия № 1, г. Сухой Лог Аладина Ирина Александровна осветила опытразработки подходов и механизмов государственно - общественного управления образовательной организацией в повышении качества образования.

Директор Центра образования «Наследие», п. Акбаш Фархутдинов Эльдар Гараевич представил модель государственно-общественного управления в сельской школе.

Участники конференции считают, что успешные отношения государственного и общественного управления строятся на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия. Создание и обеспечение деятельности в образовательных учреждениях коллегиальных представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития дошкольного учреждения), будет способствовать расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на образование.

Областной чемпионат по программированию, компьютерному моделированию и робототехнике

В рамках Форума прошёл Областной чемпионат по программированию, компьютерному моделированию и робототехнике.

Соревнования по программированию проходили на основе мобильного приложения Lightbot. В состязаниях приняли участие 15 человек, учащихся школ городов Нижний Тагил и Карпинск с 5 по 11 класс. Максимальное количество баллов 70 набрал один участник- ученик 10 класса школы N5 города Карпинска. Второе место с результатом 60 баллов разделили ребята из Политехнической гимназии города Нижнего Тагила и школы N5 Карпинска. На третьей позиции ученик 11 класса Гимназии 86 Нижнего Тагила.
Lightbot - мобильная интерактивная среда обучения программированию, содержит 50 заданий, 20 из которых повышенного уровня.
Это мероприятие прошло в рамках Всероссийской акции "Час кода" и стало стартом для младших участников в мир программирования.
Другая номинация Чемпионата - компьютерное моделирование, в котором участвовало 8 команд (11 участников). Ребята в начале работы познакомились с основами 3Д моделирования в Sketchup. Мастер-класс для них провёл Никита Вячеславович Букреев, учитель информатики МАОУ СОШ 5, г. Карпинск. Далее ребята получили задание Чемпионата по созданию дома своей мечты. В течение часа, участникам удалось создать дом для человека-кошки, ходящий дом, дома будущего и настоящего. Следующим этапом было решено освоение участниками технологий прототипирования.

Победителями в направлении "Компьютерное моделирование" стали:1 место. Верболовский Глеб, МАОУ СОШ32, г. Нижний Тагил2 место. Команда "Гимназисты". Куприянов Сергей, Трубицин Семён, Коробицын Дмитрий, МАОУ Гимназия 86, г. Нижний Тагил3 место. Команда "Литус". Мастюгин Дмитрий, Плисковский Лавр, МАОУ Политехническая гимназия, г.Нижний Тагил.Главное событие Чемпионата - соревнования по робототехнике, которые прошли в двух номинациях " Гонка преследования" и " Практическая олимпиада по робототехнике". В соревнованиях приняли участие победители и призеры всех управленческих округов и Екатеринбурга. Всего 27 команд. В практической олимпиаде по робототехнике победителями стали представители Екатеринбурга (1 место), Камышлова (2 место) и Карпинска (3 место). В гонке преследования места распределились среди участников из Екатеринбурга 1 и 2 место) и Камышлова.

Поздравляем победителей и призеров. Все участники приобрели опыт соревнований, получили сертификаты и дипломы. Благодарим педагогов, тренеров и родителей, подготовивших команды.

Образовательный квест «Проектная деятельность как условие инновационного развития учреждения дополнительного образования»

Педагоги МБУ ДО ГДДЮТ провели образовательный квест «Проектная деятельность как условие инновационного развития учреждения дополнительного образования». На первой остановке был представлен проект «Особым детям - особая забота» по адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями, формированию их жизненного опыта и улучшению эмоционального здоровья и проект «День дворца в школе» по созданию эффективной досугово-развивающей среды в отдаленных ОУ Нижнего Тагила и Пригородного района. Он направлен на формирование игровой культуры , культуры безопасной жизнедеятельности, развитии общественного движения, повышения экологической грамотности детей и подростков. На второй остановке - проект «Рукотворная книга «Сказочка про Козявочку» по созданию условий для совместной деятельности детей и родителей в процессе изготовления рукотворной книги-дидактического пособия и проект «Портрет солдата моей семьи» по формированию патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. На третьей остановке - проекты по реализации проектов как механизм повешения качества образования: «Народный артист» и «Мы объявляем МИР». На следующих остановках - проектирование образовательных результатов в театре моды и системообразующие социально-педагогические проекты в детском общественном движении. На последних остановках представили проекты: «3 КИТа детского видеотворчества» и социальные и творческие проекты в театральной студии.






источник


© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта