Аналитический отчет о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса «Растим патриотов России. Живем и помним"

Конкурс «Растим патриотов России. Живем и помним, 2016-2020гг.» организован ГАОУ ДПО СО «ИРО» в апреле-июне 2016 года по обращению Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (от 25.03.2016 № 02-01-82\2466 «О конкурсе «Растим патриотов России» на основе письма директора ГКУСО «Представительство Губернатора Свердловской области в органах государственной власти Российской Федерации» А.И. Овчарова от 29.02.2016 №01-05/45 о продлении Всероссийского конкурса «Растим патриотов России» до 2020 года (далее - конкурс), состоялся в обновленном варианте, в соответствии с Планом основных мероприятий по подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Решение о его проведении на уровне РФ было принято Президиумом Российского комитета ветеранов войны и военной службы (РКВ) 17 мая 2007 года и изначально было посвящено празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В связи с широким общественным резонансом, вызванным конкурсом, патриотическими настроениями среди разных возрастных категорий граждан, Президиум РКВ 18.06.2015г. решил продлить до 2020 года и посвятить 75-летию Великой Победы. Решение получило поддержку федеральных министерств и ведомств - соучастников конкурса: Министерство обороны РФ, Министерство культуры, Министерство образования и науки, Росвоенцентр при Правительстве РФ, ДОСААФ России и др. (с приложением рамочного Положения о конкурсе).

Основной целью конкурса является привлечение широкого внимания общественности к проблемам формирования патриотизма у различных категорий граждан Российской Федерации, а также накопление и обобщение опыта работы ветеранских организаций во взаимодействии с детьми и молодежью в субъектах РФ по патриотическому, военно-патриотическому воспитанию и гражданско-патриотическому.

Отделом сопровождения конкурсов было разработано Положение о региональном этапе конкурса «Растим патриотов России. Живем и помним» (2016-2020гг.), посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, с приложением информационно-методических материалов и рекомендаций для участников конкурса (разработчик Узлова Л.В.), утверждены проректором И.К. Подоляко 28.04.2016г., размещены на сайте ИРО, портале «Образование Урала» и направлены во все образовательные организации Свердловской области (Шпота Т.В.).

В адрес организаторов поступило 57 работ 90 участников из 16 муниципальных образований области (для сравнения: 2013 - 131 работа, 200 участников из 23 территорий; 2015г. - 128 работ 189 участников из 24 муниципальных образований области).

Таблица 1. Распределение участников по муниципальным образованиям

№ п/п

Муниципальные образования

Кол-во работ/

участников

в 2015 году

Количество работ/

участников в 2013 году

Количество работ

в 2016 году

1

город Екатеринбург

41/57

16 /25

11

2

Ирбитское муниципальное образование

18/21

10

3

Полевской городской округ

11/17

4

город Нижний Тагил

6/10

1

5

город Каменск-Уральский

6/7

6

Алапаевское муниципальное образование

5/7

10/14

2

7

городской округ Карпинск

5/6

1

8

городской округ Первоуральск

5/10

4/13

1

9

Туринский городской округ

5/9

1/6

10

Новоуральский городской округ

4/5

10/26

1

11

Тавдинский городской округ

4/5

6/10

12

Камышловский городской округ

3/3

15/22

11

13

Артинский городской округ

2/3

14

Асбестовский городской округ

2/2

1/4

5

15

городской округ Рефтинский

2/6

16

Арамильский городской округ

1/1

17

Артемовский городской округ

1/1

18

Березовский городской округ

1/1

1/3

19

городской округ Краснотурьинск

1/1

20

городской округ Красноуральск

1/1

21

городской округ Красноуфимск

1/1

1 /2

22

Кировоградский городской округ

1/5

1

23

Красноуфимский округ

1/1

14/19

24

Нижнесергинский муниципальный район

1/1

25

Невьянский городской округ

1 /6

2

26

город Алапаевск

1/5

5

27

Серовский городской округ

4/5

28

Качканарский городской округ

1/4

1

29

муниципальное образование г. Ирбит

5/9

30

городской округ г. Лесной

4/11

31

Североуральский городской округ

1

32

Новолялинский городской округ

/3

33

Сысертский городской округ

/2

34

Тугулымский городской округ

/2

3

35

городской округ Богданович

/2

36

Пышминский городской округ

1

1

37

Белоярский городской округ

1

Итого

24 МО

128/189

23 МО

131/200

16 МО

57/90

В течение 3-х лет (в 2014 на уровне РФ не проводился) конкурс пользуется заслуженным уважением и интересом среди работников образования.

Как видно из таблицы, имеет место тенденция: педагогические работники 30 территорий (среднее значение за три года) ежегодно в нем принимают участие; в 2016 году в состав участников добавился Североуральский городской округ; при этом, заметим, что в 2015-2016гг. не поступило работ из таких муниципальных образований, как город Каменск-Уральский, Красноуфимский округ, городских округов: Полевской, Артемовский, Артинский, традиционно активных участников конкурса.

Кроме того, выскажем сожаление по поводу снижения общего количества конкурсантов (в т.ч., городов Екатеринбург, Ирбит; Первоуральский, Новоуральский городские округа), что свидетельствует о «кампании» и в конкурсном движении: к юбилейным датам, в канун масштабных событий работа активизируется, после них - некоторый спад.

В 2015 году конкурс состоялся на федеральном уровне в честь 70-летия Великой Победы (март-май). Региональный Оргкомитет принял решение рекомендовать для участия в заключительном этапе конкурса на уровне РФ работы участников - победителей регионального тура 2013 года:

Труш Алёна Вячеславовна, учитель МОУ Валерьяновская СОШ, Качканарский городской округ;

Ильиных Маргарита Васильевна, Фомичева Светлана Васильевна, Голотина Людмила Александровна, педагоги ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ирбитский детский дом», город Ирбит;

Ибраева Гульназ Сунгатовна, Злыднев Денис Викторович, преподаватели ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж», город Екатеринбург;

Гаврильченко Елена Владимировна, учитель МБОУ СОШ № 67, город Лесной.

В ответ на запрос Представительства Губернатора Свердловской области в органах государственной власти РФ об участии в финале конкурса «Растим патриотов России» 2011-2015гг., Центральный оргкомитет (жюри) высоко оценили активность и результаты области: было представлено 10 работ; все наши участники награждены дипломами лауреатов и памятными знаками отличия.

Вернемся к конкурсу 2016 года.

Приведем ещё некоторые статистические данные об участниках (подготовлены специалистом Подкорытовой Ю.В.)

Таблица 2. Распределение по возрасту, образованию и стажу

Возраст

(из 90 участников конкурса 32 -

не представили данные о возрасте)

Количество участников

20-30 лет

5

31-40 лет

13

41-50 лет

24

51-60 лет

10

61 год и старше

6

Образование

высшее

58

среднее специальное

29

студентка УСПО

1

Стаж педагогической работы

(из 90 участников конкурса 32 -

не указали свой стаж)

3-5 лет

4

6-7 лет

5

8-10 лет

3

11-15 лет

7

16-20 лет

5

21-25 лет

12

26-30 лет

10

31-35 лет

5

36-40 лет

4

41 год и более

3

Состав участников по специальности

Педагогический работник общеобразовательной организации - 18

Педагогический работник дошкольной образовательной организации - 33

Педагогический работник организации дополнительного образования - 4

Педагогический работник организации профессионального образования - 1

Обучающиеся (студентка) организации среднего профессионального образования - 1.

По авторству: материалы, подготовленные одним автором - 39 работ;

коллективный автор (два и более) - 18 работ.

Таким образом, большая часть конкурсантов (66%) - педагоги с высшим образованием; около половины - в возрасте до 50 лет; наибольшую активность проявили педагоги дошкольного образования (58% от общего числа всех участников), что служит хорошим знаком: можно прогнозировать более успешные результаты у воспитанников по приоритетному направлению, объединяющему нацию и народы, населяющие Россию, в будущем -

привитие с раннего возраста чувства патриотизма, освоение социокультурных категорий-ценностей, как-то: Долг, Честь, Подвиг, Память, на примерах изучения истории поколения победителей: тех, кто «сражались за Родину» и погибали «ради жизни на Земле».

В качестве конкурсного продукта представлялись методические материалы: методические разработки, сценарии, педагогические и исследовательские проекты, альманахи и издания, творческие отчеты и др. по двум номинациям:

Таблица 3. Распределение работ и участников по номинациям

Номинации

Количество работ

Количество участников

1.Номинация «Подвиг бессмертен»

33

50

2. Номинация «В авангарде патриотических дел»

24

40

ИТОГО:

Общее количество работ - 57

Общее количество участников-90

Напомним, что в 2015 году предлагалось 5 номинаций, кроме названных, и такие, как «О Родине, о подвиге, о славе» и «Учиться Родину защищать», которые составили солидный банк материалов из опытаорганизации и проведения торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям, Дням славы России; 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., поисково-экспедиционной работы с обучающимися, воспитанниками, при участии родителей, по увековечению памяти погибших защитников Отечества; о деятельности школьных и историко-краеведческих музеев поселений, подготовивших экспозиции героико-патриотической направленности.

Обозначим целевые ориентиры конкурса в обновленном формате.

Предложение 2-х номинаций вполне оптимально, поскольку они практически охватывают содержание всех 5-ти конкурса 2015 года.

Конкурс с уточнением названия «Живем и помним» призван

повысить эффективность работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи; по сохранению памяти о поколении героев ВОв, воспитанию верных защитников Отечества;побудить к поиску творческих начал в формировании патриотического сознания у всех категорий граждан Российской Федерации, развить их способности к преодолению негативных явлений в обществе.

Конкурс долгосрочного действия, на уровне Российской Федерации проводится в два этапа:

первый этап: с 01. 2016 по 01.02.2020 г.,

второй этап: с 15.02.2020 по 15.04.2020 г.

В Свердловской области планируется региональный этап Конкурса (в заочной форме) ежегодно, в апреле - июне текущего года. Подведение промежуточных результатов Конкурса осуществляется до 30 июня, итоги размещаются на сайте ГАОУ ДПО СО «ИРО», портале «Образование Урала».

Учредители и организаторы конкурса полагают, что участники могут год от года накапливать потенциал, совершенствовать конкурсный продукт. Это позволит выявить по-настоящему ценный опыт, отобрать работы и кандидатов, которые достойно представят Свердловскую область в финальном туре на уровне РФ в 2020 году.

Цели Конкурса: повышение статуса патриотического воспитания в образовательных организациях различного типа;

обновление содержания, внедрение инновационных технологий в систему образования региона на основе отечественных традиций и современного педагогического опыта;

активизация работы педагогов образовательных организаций дошкольного, общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования детей, общественных организаций в области патриотического воспитания детей и молодежи.

Основные задачи:

- выявление и представление лучшего опыта работы в данном направлении;

- использование актуальных и перспективных программ и методик в практике образовательных учреждений, общественных организаций по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;

- создание информационного банка методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательных и общественных организациях Свердловской области;

- стимулирование профессионального роста педагогов и преподавателей.

24 июня 2016 года на заседании Экспертной комиссии (группы), утвержденной приказом ГАОУ ДПО СО «ИРО» от 30.05. 2016 № 233 «О проведении регионального этапа Всероссийского конкурса «растим патриотов России. Живем и помним, 2016-2020гг.» в Свердловской области в 2016 году», подведены итоги конкурса.

На основе экспертных оценок конкурсных материалов сформирован общий рейтинг всех работ участников и в каждой номинации, определены победители (1 место) и призеры (2, 3 места) в рейтинге по каждой номинации (приложение).

Конкурсные материалы, оцененные экспертной комиссией высокими баллами (свыше 20), отражают национально-региональную специфику, содействуют повышению действенности совместной работы школы и организаций ветеранов войны и военной службы, установлению связей с семьями земляков-фронтовиков и родственниками из различных уголков России, кто до сих пор разыскивает сведения о солдатах Победы. Такие работы подготовлены на основе системно-деятельного подхода, требований ФГОС, их характеризуют творческое отношение к делу, продуктивная коммуникация, учет возрастных особенностей обучающихся и воспитанников, создание условий для проявления детской инициативы и самостоятельности в проектно-поисковой, музейно-архивной деятельности.

Комиссия и организаторы отмечают:

содержание конкурсных работ 2016 года составили тематические проекты, программы работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей (дошкольников, обучающихся, воспитанников организаций дополнительного образования), методическая продукция: методические разработки, творческие отчеты о проведении гражданско-патриотических акций в честь 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;

материалы по организации и проведению поисково-экспедиционной работы с обучающимися и воспитанниками по увековечению памяти погибших защитников Отечества, в т.ч. школьных музеев, музеев боевой славы, представляющих экспозиции, содержание и патриотическую направленность деятельности по использованию наследия Победы как важнейшего ресурса героико-патриотического воспитания детей и молодежи в соответствии с целями и задачами Конкурса и заявленной номинации.

Лучшие работы в достаточной степени глубоки, интересны по замыслу и содержанию, инструментальны, что дает возможность использовать модели и опыт работы в практике педагогов и образовательных организаций региона. Кроме того, работы снабжены дополнительными материалами и приложениями, как-то: таблицы, фотографии, видеоролики, презентации, описание материально-технического обеспечения, публикации в педагогических и методических изданиях, СМИ; отзывы различных представителей социальных партнеров о совместной работе по обозначенному аспекту деятельности; источники и ресурсы и другие.

В этом ряду назовем конкурсные работы Тугулымского городского округа, их участие рассматриваем как успешное; в частности, работа -победитель - проект «Родные лица Победы», представленная коллективом авторов МКОУДО «Тугулымская станция юных туристов» в номинации «Подвиг бессмертен».

Проект «Родные лица Победы» был разработан в 2015 году. Его необходимость, по мысли авторов, выявлена из анализа социокультурной и образовательной ситуации в Тугулымском городском округе, общая численность населения которого составляет более 22 тыс. человек, в т.ч. 2600 - обучающиеся школ (12%) школ, расположены в 11 населенных пунктах округа. Практически во всех образовательных организациях действуют школьные музеи (9), в двух остальных - музейные уголки. В селах и деревнях учащиеся школ являются основными субъектами в организации массовых мероприятий (новогодние праздники - митинг в честь Дня Победы 9 мая - День села). На территории Тугулымского городского округа действуют пять организаций дополнительного образования. Самая многочисленная по числу обучающихся - МКОУДО Тугулымская станция юных туристов: семь структурных подразделений (в семи населенных пунктах), около 1000 школьников.

В районе проводится немало различных гражданско-патриотических акций и мероприятий: спортивные соревнования памяти именитых земляков, участников Великой Отечественной войны; конкурсы по вопросам музейно-поисковой деятельности школьников; акции помощи ветеранам и сохранения памяти об участниках войны ...

Однако, инициаторы проекта, вместе с этим, отмечают и проблемы обобщения опыта, совместного проведения мероприятий гражданско-патриотического характера. Актуален поиск новых идей, более полного использования потенциала школьных музеев. Современные дети редко откликаются на старые формы работы (например, в архивах), зато охотнее идут туда, где требуется работа на компьютере. Имеется также необходимость сохранения оригинальных «находок»: новых форм гражданско-патриотических мероприятий, разработанных в ходе проведения празднования 70-летия Победы.

Организаторы считают уместным в этой части дать комментарий: выявленные авторами данной работы проблемы являются типичными для многих, однако, в материалах, оцененных экспертами ниже 14 баллов, они зеркально отражены, но со знаком «минус»: отсутствует аналитический блок, на основе которого и выстраивается концептуально-содержательный «образ» всей конкурсной работы, её практическая ценность для самих субъектов и образовательного сообщества.

Руководители школьных музеев, педагоги дополнительного образования Тугулымской станции юных туристов стоят в авангарде многих начинаний гражданско-патриотического воспитания; объединившись, на базе достигнутых результатов и принципах преемственности, приступили к реализации нового этапа проекта - к 75-летию Великой Победы.

Работа направлена на поиск сведений об участниках Великой Отечественной войны, увековечивание памяти Солдат Победы (фронтовиков, тружеников тыла, участников народного сопротивления), станет реальным воплощением коллективных творческих дел и формой демонстрации опыта гражданско-патриотического воспитания в школах, где есть обучение по программам музееведения, краеведения с использованием современных компьютерных технологий в образовательном процессе. О результативности работы 2013-2015гг. свидетельствуют исследовательские работы учащихся, победившие на муниципальном и областном уровне на НПК, фестивалях, конкурсах «Уральская глубинка. Военная история деревни Тямкиной»; «Бессмертный полк»; «Десять свидетельств о Победе»; На обочине войны»; «Волховский стрелок»; «Я все помню как вчера».

Эксперты констатируют: проект, интегрируя все образовательные организации Тугулымского округа в единое социокультурное пространство, отвечает новым требованиям: повышает значимость гражданско-патриотического воспитания; в парадигме системно-деятельного подхода содействует развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальные учебных действий согласно положениям ФГОС.

Также высокой оценки удостоена «Поисковая работа учащихся в системе патриотического воспитания школы», автор Киселёва Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея МАОО Т СОШ №26.

Музей истории Тугулымской школы ведёт поисковую работу не только по истории школы, но и развивает исследовательские навыки учащихся в поисковой деятельности по восстановлению истории семьи, которая часто начинается именно с поиска сведений об участниках военных действий.

Цель: сохранение и увековечивание памяти о жизни земляков в годы Великой Отечественной войны и участниках вооружённых конфликтов новейшей истории, реализуется в решении задач -

- мотивировать учащихся на сбор сведений о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны и участниках локальных войн;

- научить вести поиск по материалам сайтов «Память народа», «Мемориал», «Подвиг народа»;

- помочь жителям района найти сведения о своих родных;

- участвовать в делах района по увековечиванию памяти участников военных действий.

Педагог, представляя опыт, делает понятным и технологичным процесс формирования и проявления у детей и подростков любви к семье; забота о сохранении памяти прослеживается в ученических сочинениях о семейных династиях, работах на конкурс «Моя семья в военной истории», первых маленьких работах по родословию, что хранятся в школьном музее, используются в выставочной деятельности, публикуются на страницах районной газеты «Знамя труда».

Но наиболее массовым стало участие школьников и их родителей в областной акции «Вспомним всех поимённо!», по линии общественной организации Свердловской области «Возвращение». Суть акции заключена в создании аллеи Славы уральцев, сражавшихся на фронте и работавших в тылу (из фотографий военного времени).

Ученики школы помогли районному краеведческому обществу в сборе материалов для книги «Тугулымцы в годы Великой Отечественной войны». В школьном музее хранятся воспоминания фронтовиков и тружеников тыла, записанные школьниками в 1960-70-е годы. Чтобы составители книги могли использовать эти записи, их отсканировали, и каждый класс взял несколько листочков, чтобы набрать текст воспоминаний на компьютере.

«Страницы альбомов, отдельные листочки «ожили», вдруг зазвучали голоса из далёкого прошлого. И это была встреча не только с историей войны, и с историей школы. Воспоминания фронтовиков и тружеников тыла записаны детским почерком. Такие же мальчишки и девчонки много лет назад записывали то, что уже не сможем нигде услышать», юные «музееведы» подхватили их эстафету и передают дальше.

Электронный вариант материалов школы был передан районному краеведческому обществу. Книга в двух томах вышла к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; рассказ о жизни района, тружениках тыла, предприятий, размещении эвакуированных в Тугулым; участниках военных действий, поиске пропавших без вести в послевоенные годы. В Книге памяти Тугулымского района - более 4500 фамилий.

Так сохраняется связь времен, встреча поколений! - резюмируем мы.

С удовлетворением организаторы характеризуют участие в конкурсе педагогов Ирбитского муниципального образования, результаты: количественные (10 работ) и качественные (см. таблицу), выразились в повышении экспертной оценки материалов, а также призовом месте за работу в номинации «В авангарде патриотических дел» «Волонтерский отряд «Мы рядом!», автор Ветошкина Наталия Рудольфовна, учитель английского языка МКОУ «Киргинская СОШ».

Работу предваряет эпиграф, высказывание Н.Г. Чернышевского: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма».

Автор с грустью замечает, что «В наше суетное время, когда все куда-то спешат, редко кто задумывается о помощи ближнему. Нельзя забывать, что окружающим необходимо наше теплое отношение и внимание. Уважение и почтение к старшему поколению - это отражение культуры и воспитания населения каждой страны».

Вовлекая обучающихся Киргинской школы в благотворительные акции, культурно-массовые мероприятия для ветеранов, оказание помощи на дому нуждающимся ветеранам, руководитель уверена, что тем самым содействует воспитанию у них таких нравственных качеств и понятий, как «ценность человеческой жизни», «справедливость», «бескорыстие», «уважение человеческого достоинства», «милосердие», «доброжелательность», «сопереживание», но самое важное - повышению чувства ответственности при выполнении общественных дел через участие в волонтерской практике в социуме. Так личным примером, конкретными делами привлечено общественное внимание к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей.

Таблица 4. Результаты некоторых постоянных участников конкурса

(выборка сделана Ю.В. Подкорытовой, в сравнении по итогам 2015 и 2016гг.)

ФИО, территория

организация

Номинация

2016

Номинация

2015

Балл

2016 год

Балл

2015 год

42

Алейникова

Любовь Сергеевна,

воспитатель,

Ирбитское муниципальное образование

МБДОУ "

Детский сад № 52"

Подвиг бессмертен

«Методика организации и проведения «Уроков мужества»; торжественных мероприятий в честь памятных событий...и ... 70-летию Победы в ВОв 1941-1945гг. «О Родине, о подвиге, о славе»

12

14,5

11

Ветошкина Наталия Рудольфовна,

учитель английского языка,

Ирбитское муниципальное образование

МКОУ "Киргинская СОШ"

В авангарде патриотических дел

«Методика организации и проведения «Уроков мужества» и т. д.

Дням славы России;

70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

«О Родине, о подвиге, о славе»

24

7,5

12

Замараева Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов,

Ирбитское муниципальное образование

МОУ "Килачевская СОШ"

В авангарде патриотических дел

«Методика организации и проведения «Уроков мужества»; торжественных мероприятий, посвященных памятным событиями т.д.

«О Родине, о подвиге, о славе»

22

7,5

34

Молчанова Марианна Львовна,

зам. директора по УВР, Щербакова Ирина Владимировна учитель,

Новоуральский городской округ

МАОУ СОШ № 45

Подвиг бессмертен

«Методика организации и проведения «Уроков мужества»; торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям, Дням славы России; 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

«О Родине, о подвиге, о славе

19

16

Экспертная комиссия относит к работам, заслуживающим внимания образовательного сообщества, так как это касается детей, нуждающихся в особой заботе педагогов и применении современных технологий инклюзивного образования и воспитания - «Подвиг бессмертен». Патриотическое воспитание детей с ОВЗ через систему краеведческих очных и интернет-проектов, материал представлен авторским коллективом в составе: Головацкая Ангелина Геннадьевна, Бачина Марина Дмитриевна, Стюнина Марина Михайловна, педагоги ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс», г. Екатеринбург.

«Ресурс» - это Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям - инвалидам. Возраст воспитанников Центра от 4 до 18 лет. В настоящее время в структуре Центра есть инклюзивное дошкольное отделение, где функционирует комбинированная группа для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеется лаборатория «Ранняя комплексная помощь детям и их семьям»,
отделение дистанционного образования (ОДО), реализующее Федеральный проект «Дистанционное образование детей-инвалидов».

с 2011 г. в учреждении действует программа «Россия - Родина моя», основанная на принципах системного и дифференцированного подходов; программа является комплексной и реализуется через различные виды деятельности.

В рамках программы «Россия-Родина моя» осуществляется работа по нескольким очным и интернет- проектам.

«Они сражались за Родину» - один из главных проектов этой программы был посвящен 70-летию Победы и осуществлялся с 2012 по 2015 годы. Логическим продолжением с опорой на духовно-нравственный ресурс Победы является проект «Страницы Великой Победы», посвященный подготовке к 75-летию Победы ( 2015-2020 гг.).

Системообразующим фактором всего проекта является краеведение, в Центре создан краеведческий музей, в котором аккумулируются материалы, собранные в процессе поисковой, проектной и творческой деятельности учащихся, их семей, формируя у учащихся интерес к истории, литературе, искусству, традициям России и Урала. В музее представлены как подлинные экспонаты, так и экспонаты, сделанные детьми самостоятельно или совместно с родителями.

В краеведческом музее Центра несколько разделов:

Урал литературный,

Урал в годы Великой Отечественной войны,

Святые места Урала,

«Из бабушкиного сундука».

Музей активно сотрудничает с социальными партнерами Центра. Используются такие формы совместной работы, как выездные музейные выставки в Центре «Ресурс», тематические встречи с научными сотрудниками областного архива, городских музеев и библиотеки Всероссийского общества слепых, концертные программы силами студентов музыкального училища им. Чайковского и хора ветеранов завода «Автоматики».

В рамках подготовки к 70-летию Победы были проведены тематические встречи с социальными партнерами: «Уроки мужества» (областной архив), «Вклад Урала в дело Победы» (краеведческий музей Екатеринбурга), «Уральские писатели-фронтовики» (объединенный литературный музей), экскурсия в военно-исторический музей Пышмы, выездная выставка-экскурсия музея ВДВ «Крылатая гвардия», концерты «Песни военных лет» (хор ветеранов завода «Автоматики»).

В музее проходят занятия дистанционного клуба «Краевед», в программу включена и военная тематика, события Великой Отечественной войны на Урале:

Трудовой подвиг Урала в годы войны;

Уральский добровольческий танковый корпус;

Уральцы - Герои Советского Союза;

Разведчик Н. Кузнецов;

Маршал Г. К. Жуков в нашем городе;

Первый реактивный самолет. Летчик- испытатель Г. Я. Бахчиванджи;

Памятники участникам войны в Екатеринбурге (и в родном городе для каждого из учеников).

В работе дистанционного клуба «Краевед» активно используются экспонаты краеведческого музея Центра.

Об успешности работы коллектива говорят результаты: в 2013/14 учебном году ученик Тимур Д. занял 3 место в областном литературном конкурсе, посвященном 70-летию Уральского Добровольческого танкового корпуса; в 2015г. Наташа Ф. стала призером епархиального конкурса «Святые дороги». Как это значимо для детей, не чувствовать себя обойденными судьбой!

С 2015 г. в Центре стартовал новый проект «Музей - малышам», в рамках которого осуществляется проведение тематических занятий - экскурсий с детьми 4-7 лет (инклюзивное дошкольное отделение и отделение «Ранней комплексной помощи детям и их семьям») - актуальное инновационное направление в современном образовании.

О конкурсной работе «Помним и храним память о земляках», автор Бородина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №4, Асбестовский городской округ, удостоенной II призового места в номинации «Подвиг бессмертен», убедительно скажет рекомендательное письмо Отделения туризма и краеведения ГАУДО СО «Дворец молодёжи».

Рекомендательное письмо

«Основанием для рекомендации является многолетнее (с 2005г.) плодотворное сотрудничество педагога школы с Отделением туризма и краеведения, выразившееся в участии и победах педагога и обучающихся в образовательных и творческих проектах и акциях» (приведены лишь некоторые позиции - Л.У.).

Областной методический центр дополнительного образования высоко оценивает значение работы: «Рекомендуемый к конкурсу проект «Помним и храним память о земляках» отличается яркой краеведческой составляющей, богатым духовно-нравственным потенциалом и глубоким патриотизмом. Безусловно, проект способствует воспитанию достойных граждан, преданных своему Отечеству и Уралу, искренних патриотов России».

Проект «Помним и храним память о земляках» (с 2015 года по 2020 годы) - это новый этап в работе творческого коллектива педагогов и обучающихся к 75-летию Великой Победы.

В перечне практических дел:

- участие в творческой мастерской

« Мотивация творческой и интеллектуальной активности ребенка через экспедиционно-поисковую деятельность» (2011г.);

- участие в Международной научно-практической педагогической конференции «Воспитание гражданина и патриота: пути развития национальной и гражданственной идентичности средствами общего и дополнительного образования»; секция «Патриотизм и гражданственность как интегративные качества личности: особенности гражданско-патриотического воспитания в современных условиях»;

- участие в областном конкурсе методических разработок внеклассных мероприятий: в 2012 году - «Мы из будущего! А какое оно - наше будущее?»; в 2014 году - «В мастерской П.П.Бажова» - 1 место;

- участие педагога и учащихся в областном конкурсе творческих работ «Вместе выстояли, вместе победили», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне - 1 место;

- участие педагога и учащихся в областном конкурсе творческих работ «Одна Победа на всех», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - 2 место;

- участие педагога и учащихся в областном конкурсе творческих работ «Большое путешествие» в 2016 году - 1 место;

- участие педагога и учащихся в областном фестивале «Песнь Победы» в 2016 году;

- участие в областном конкурсе творческих работ «Мы выбираем мир»;

- создание рукописной книги «Ради жизни на Земле», Асбестовской летописи Великой Отечественной войны (публикации в журналах «Меридиан» и «Урал - наш общий дом»);

Разработка и реализация проектов «Время наблюдать жизнь» (2010-2014).

Далее приведены

Результаты проведения регионального этапа Конкурса в 2016 году

(по материалам итогового протокола)

В соответствии с Положением (раздел «Подведение итогов и награждение победителей Конкурса») и на основе оценок Экспертной комиссии (группы) принято решение:

1. Для определения победителей и призеров Конкурса установить балл для присуждения - 23 и выше. Победители и призеры (1,2 и 3 место) награждаются дипломами ГАОУ ДПО СО «ИРО».

2. Участники Конкурса, набравшие в рейтинге 15 баллов и выше, получают сертификаты ГАОУ ДПО СО «ИРО».

3. Экспертная комиссия определила количество работ и авторов - победителей и призеров регионального этапа Конкурса, по номинациям.

1. Номинация «Подвиг бессмертен» (33 работы 50 участников)

Рег. №

Место

Автор (ы) должность

Муниципальное образование

Наименование организации

Название работы

Балл

54

I

Поротников Александр Витальевич, зам. директора,

педагоги дополнительного образования: Дубинкина Надежда Ивановна, Ласкина Нина Григорьевна, Киселева Татьяна Анатольевна, Китова Надежда Авимовна

Тугулымский городской округ

МКОУ ДО "Тугулымская станция юных туристов"

«Родные лица Победы». Педагогический проект по организации гражданско-патриотической работы с обучающимися

29

50

II

Бородина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Асбестовский городской округ

МАОУ СОШ №4

«Помним и храним память о земляках»

27,5

53

II

Киселева Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования

Тугулымский городской округ

МАОУ СОШ

№ 6

Поисковая работа учащихся в системе патриотического воспитания школы

27,5

56

III

Шаркова Елена Валерьевна, преподаватель

Камышловский городской округ

ГБПО СО "Камышловский педагогический колледж"

«Военная летопись».

Социально-педагогический проект отряда вожатых «Юность»

25,5

14

III

Головацкая Ангелина Геннадьевна, Бачина Марина Дмитриевна, Стюнина Марина Михайловна, педагоги

Муниципальное образование "город Екатеринбург"

ГБУ СО ЦППМСП "Ресурс"

«Подвиг бессмертен». Патриотическое воспитание детей с ОВЗ через систему краеведческих очных и интернет-проектов

25

41

III

Белых Татьяна Владимировна, учитель-логопед

Муниципальное образование город Алапаевск

МБДОУ "Детский сад № 43 "Лебёдушка"

Великая Победа Великого народа

24

2. Номинация «В авангарде патриотических дел» (24 работы 40 участников)

Рег. №

Место

Автор (ы) должность

Муниципальное образование

Наименование организации

Название работы

Балл

27

II

Пьянкова Наталья Анатольевна, директор, Мусихина Евгения Ивановна, учитель истории,

Любимова Наталья Владимировна, зам. директора, Дуганов Алексей Алексеевич, педагог-организатор ОБЖ

город Екатеринбург

МАОУ СОШ № 80

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников

(1 - 11 классы)

24

16

II

Неволина Татьяна Георгиевна, заведующий

город Екатеринбург

МБДОУ "Детский сад № 193"

«Такая далекая война». Информа

циионно-творческий проект (2015-2017 гг.)

24

11

II

Ветошкина Наталия Рудольфовна, учитель английского языка

Ирбитское муниципальное образование

МКОУ "Киргинская СОШ"

Волонтерский отряд «Мы рядом!»

24

46

III

Мирясова Светлана Анатольевна, Поповских Надежда Леонидовна Садриева Татьяна Михайловна Шевчук Юлия Александровна - учителя начальных классов

Ирбитское муниципальное образование

МКОУ "Фоминская СОШ"

Система работы по патриотическому воспитанию младших школьников «Память»

23

Организаторы выразили благодарность всем участникам Конкурса, поздравили победителей и призеров.

Л.В. Узлова, секретарь конкурса,Заслуженный учитель России
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"