ШКОЛА, НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО В ЦИФРОВОМ МИРЕ

V Международная научно-практическая конференция «Инженерное образование: от школы к производству» объединила представителей образования и бизнеса в Екатеринбурге 15-16 марта 2018 года.

Цель конференции, которая традиционно проводится Институтом развития образования, ‒ обсуждение и анализ развития системы непрерывного инженерно-технического образования на основе обеспечения преемственности и профессионального самоопределения обучающихся, а также представление инновационных практик в сфере инженерно-технического образования с целью их популяризации и продвижения, а также эффективных методик сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.




Первый рабочий день конференции открыл Кортов Сергей Всеволодович, первый проректор Уральского федерального университета:

Сегодняшняя конференция проходит в мировом контексте подготовки к третьей промышленной революции и это требует существенной перестройки образования. Прежде всего такая ситуация заставляет задуматься о том, что будет представлять собой профессия инженера? Существует ли такая отрасль знаний как «информационные технологии» или они настолько слились с остальным миром, что уже неотделимы от него? Наша конференция призвана ответить на эти вопросы.


Яркая, насыщенная палитра выступлений на пленарном заседании привлекла внимание и интерес участников.

В докладе «Будущее белой металлургии: ресурсы системы образования для современного производства» Орлов Вячеслав Юрьевич, заместитель директора по учебно-производственной работе Первоуральского металлургического колледжа, рассказал о программе, которую колледж реализует в рамках государственно-частного партнерства с 2011 года. Целью программы «Будущее белой металлургии» является подготовка специалистов с большим числом различных компетенций. Для этого колледж активно повышает квалификацию сотрудников и прилагает большие усилия для изменения корпоративной культуры.


‒ Для студентов нашей базовой кафедры, ‒ отметил В. Ю. Орлов, ‒ есть различные практики в образовательном центре, где ребята, например, учатся собирать механизмы по чертежам. На третьем курсе на основе рейтинга студентов мы определяем для них место прохождения практики. Также мы занимаемся работой со школьниками, которым еще только предстоит сделать выбор будущей профессии. Одна из главных проблем профориентационной работы заключается в том, что многие выпускники школ не видят свое будущее, не могут сделать осознанный выбор профессии, испытывают растерянность, не знают, кем стать, чтобы реализовать свои способности и стремления. Для этого мы проводим летние профориентационные смены в ФОК «Гагаринский». В работе с будущими кадрами участвует более 400 наставников, которые выполняют важнейшую работу.


Терлыга Надежда Геннадьевна, заместитель первого проректора Уральского федерального университета, в выступлении на тему «Современные подходы к организации взаимодействия школы и вуза по профессиональной ориентации обучающихся», поделилась опытом организации проектных смен для школьников с высокой мотивацией в обучении.

В 2016 г. образовательный центр «Сириус» обратился к Уральскому федеральному университету с просьбой в организации Уральской проектной смены, которая состоялась в г. Сочи в январе 2017 г. В ней приняли участие более 200 человек из 12 регионов Урала и Западной Сибири. В последствии такие смены стали регулярными. Летом 2018 г. планируется провести смену на базе отдыха «Таватуй», а в январе 2019 г. в г. Сочи.

Работа по профессиональной ориентации обучающихся приносит успешные результаты, когда опирается на партнерство с заинтересованными государственными корпорациями и частными предприятиями региона, и на научную школу, способную обеспечить методическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными траекториями. Важна не только разработка содержательного и ресурсного наполнения проекта обучающегося, презентация проекта на конкурсе, но и пост-проектная деятельность.

‒ Смены проводятся по различным направлениям, ‒ уточнила Н. Г. Терлыга, ‒ медицина будущего, информационные технологии, нейротехнологии, возобновляемые источники энергии, космонавтика. Результаты их работы очень важны. Например, во время смены, посвященной медицине, наши ребята разрабатывали приложение для диагностики рака кожи. Обобщая накопленный опыт, УрФУ готов предложить школам готовые методики по проектному обучению.

Доклад Майковой Полины Евгеньевны, заместителя директора ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж», руководителя учебного центра МЦК, «Ресурсы среднего профессионального образования в подготовке специалистов, востребованных современным производством» был посвящен развитию профессиональных компетенций студентов.


‒ В общем объеме промышленного производства Свердловской области 64% занимает машиностроительная отрасль, - отметила П. Е. Майкова, ‒ сейчас в ней идет активная замена старых производственных фондов. Поэтому очень остро стоит вопрос подготовки рабочих, которые могут работать с современной техникой. В этой связи приоритетным для системы СПО является выполнение ФГОС для профессий ТОП-50, развитие движения WorldSkills Russia и внедрение системы независимой оценки качества образовательных услуг.

На базе нашего колледжа был создан межрегиональный центр компетенций в области машиностроения. Его главная задача - развитие профессиональных компетенций студентов и педагогов. В центре идет подготовка по 15 профессиям из ТОП-50, существует 36 специализированных лабораторий с более чем 600 единицами современной техники и работают 20 сертифицированных педагогов. Мы разработали банк проектных заданий для других ССУЗов и постоянно отправляем преподавателей на различные стажировки. Все это позволяет нам готовить специалистов, владеющих знаниями на стыке нескольких областей.

Сметанин Игорь Иванович, директор МАОУ СОШ № 5, г. Карпинск, в выступлении «Школа для жизни - путь в будущее» рассказал об опыте взаимодействия школы с производством:

‒ Новое поколение направленно в первую очередь на развитие своего профессионального мастерства то есть на горизонтальное карьерное развитие. Поэтому цель образования - подготовить специалиста, который будет иметь широкий профессиональных охват и будет готов создавать инновационный продукт.

Наиболее передовой образовательной технологией, на мой взгляд, является робототехника. Именно она мотивирует будущих изобретателей. В нашей школе мы создали систему лабораторий и мастерских, которые помогают развивать инженерные способности учащихся. На их базе мы проводим фестиваль «Открывая будущее» и летние конструкторские смены. Благодаря этим мероприятиям происходит взаимодействие с предприятиями, с которыми в дальнейшем мы развиваем социальное партнерство. Позитивным опытом для нас стало сотрудничество с компанией «Полиметалл».

‒ Наша общая задача: подготовить специалистов, способных изобретать, внедрять новые технологии, аналогов которым не было бы в мире; способных разбираться во всем - быть изобретателем, слесарем, художником и конструктором одновременно, быть настоящими творцами, готовыми жить и творить в мире завтрашнего дня.



Опыт профориентационной работы и взаимодействия по подготовке инженерных кадров ТИ НИЯУ МИФИ с госкорпорацией Росатом проанализировал Парамонов Алексей Павлович, заведующий отделением среднего профессионального образования ТИ НИЯУ МИФИ г. Лесной:

‒ Специфика нашей работы заключается в том, что Росатом, как работодатель, предъявляет очень жесткие требования к выпускникам ВУЗов. Это объясняется желанием компании снизить затраты на переподготовку персонала на производстве. Поэтому мы боремся за качество образования наших студентов еще до их поступления в ВУЗ и развиваем тесное взаимодействие со школьным сообществом. В г. Лесной МИФИ реализует программу «мирный атом», которая рассчитана на детей с 5 по 9 класс. Она прививает интерес к атомной энергетике у школьников и, шире, призвана бороться с радиофобией граждан. Помимо этой программы мы организуем смены Уральской физико-математической школы и проводим отраслевые олимпиады Росатома. Благодаря нашей деятельности мы стремимся стать образовательным хабом для всей Свердловской области.

Основные подходы к подготовке будущих инженеров Уральской горно-металлургической компании рассмотрел Караман Евгений Вадимович, советник директора по персоналу УГМК-Холдинг:

‒ В своем выступлении я хочу отразить взгляд конечного заказчика образовательных услуг. Сегодня многое делается для определения новых подходов к будущему инженерного образования. Совсем недавно в Москве Владимир Владимирович Путин дал старт всероссийскому профориентационному проекту «Билет в будущее». А здесь, в Свердловской области, реализуется проект «Уральская инженерная школа». При этом реализации указанных программ препятствует ряд объективных факторов. Прежде всего, это неопределенность статуса поддержки профессионального образования со стороны частных компаний. Сегодня все мероприятия в этой сфере определяются словом «благотворительность». А также тот факт, что в моногородах, где расположены предприятия УГМК, нет необходимого числа сильных учеников. Поэтому для нас желательно было бы иметь базу данных, в которой содержится информация примерно о 500 одаренных детях в каждой образовательной параллели.

Что касается деятельности нашей компании по развитию технического потенциала учащихся, мы открываем инженерные школы и классы. Также УГМК проводит«инженериады» для детей от 7 до 18 лет, во время которых ребята занимаются решением реальных производственных задач компании. С первого сентября 2017 г. мы запустили пилотный проект - образовательную инженерную смену. А в перспективе УГМК планирует открыть дворец технического творчества и инженерный лицей в г. Верхняя Пышма.

В заключение я хотел бы подчеркнуть значимость конференции - она помогает развивать реальные методы экспертизы школьного образования.

С докладом «LEGO Education MAKER: практическое детское научно-техническое творчество для начальной и основной школы в рамках серий наборов «Машины и механизмы», WeDo 2.0 и LMEEV по видеосвязи выступил Кристофер Карвер, ведущий методист LEGO Education, Дания.

Он подчеркнул, что комплект для занятия робототехникой MAKER обеспечивает углубленное развитие инженерных навыков, помогает детям создавать что-то новое в рамках важных для них задач. Компания LEGO создает в школах специальные зоны, в которых ученики могут заниматься изобретательской деятельностью с помощью комплекта MAKER. Такие зоны оборудованы шестью учебно-методическими комплексами для разных возрастов. Они обеспечивают единство инженерных компетенций с трех лет до старшей школы.

‒ В своих методических рекомендациях, ‒ отметил Кристофер Карвер, ‒ мы поощряем свободу творчества педагогов и предлагаем им использовать все материалы, которые есть в классе. Для компании важно, чтобы учитель давал открытые тематические задания и просил детей сделать такие вещи, которых им не хватает в современных гаджетах. Также дети совместно с учителем сами формулируют критерии оценки своего труда. Это предоставляет огромную площадку для экспериментов в образовательном процессе.

Максим Васильев, президент Российской ассоциации образовательной робототехники, сертифицированный тренер LEGOEducationAcademy, Москва, представил учебно-методический комплект «Лунная Одиссея»:

‒ Одно из направлений работы компании LEGO‒ это разработка образовательных практических пособий. Мы обобщили опыт лучших наших разработок, таких, как «мобильная робототехника», и применили его в новом комплекте «Лунная Одиссея». Он подготовлен в сотрудничестве с корпорацией Роскосмос и нацелен, прежде всего, на увлекательное изучение физики и технологии, а также знакомство с историей и перспективами развития российской космонавтики.

Учебно-методический комплект рассчитан на 144 академических часа или 12 учебных миссий. Прежде всего, комплект предназначается для использования в рамках дополнительного образования на уроках информатики и технологии. Комплект «Лунная Одиссея» позволяет развивать у учащихся softskills.


Антон Руденко, ведущий специалист, директор по развитию компании «КОДВАРДС», г. Москва, в докладе «Развитие цифровых компетенций в начальной школе: сейчас или никогда» рассказал об опыте разработки и реализации образовательного проекта компании:


‒ Продукты нашей компании развивают, прежде всего, цифровые навыки подрастающего поколения. Они имеют гибридный интерфейс, который позволяет давать знания на стыке нескольких технологических отраслей. Важность получения цифровых навыков и особенно программирования определяется тем, что информационные технологии уже проникли во все сферы нашей жизни. Кодвардс считает, что дети должны получить навыки цифровой грамотности, анализа и синтеза информации, чтобы обладать набором навыков, связанных с использованием современных информационных технологий, в том числе онлайн-этикет и навыки онлайн безопасности.

После пленарного заседания гостииз Москвы ответили на вопросы блиц-интервью.

Интервью с Антоном Руденко, ведущим специалистом, директором по развитию компании «Кодвардс», г. Москва:

‒ Развитие цифровой грамотности детей с раннего возраста - это безусловное требование современности. Но большинство педагогов не обладают для этого достаточным уровнем компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий. Как сформировать соответствующие компетенции у педагогов, чтобы они могли быть со своими учениками, детьми цифровой эпохи, на одной волне?

‒ Для того, чтобы получить результат, надо подойти системно. Например, наш проект реализуется через набор курсов повышения квалификации, которые мы разрабатываем совместно с педагогами, с которыми мы работаем. У нас есть представление, как выстраивать концепции, которые дети должны осваивать, но вместе с тем, мы в команду привлекаем специалистов высокого класса из области педагогики - это детские психологи, методисты, специалисты в области игровой практики. Совместно с ними мы разрабатываем как методику для детей, так и для учителей. Вопрос о том, что современные дети - цифровые, а учителя - «не очень», можно прокомментировать следующим образом. Развитие современных профессиональных компетенций педагогов - это вопрос внутренней готовности. Освоение нового - всегда выход из зоны комфорта. Для детей цифровая среда - это не новое, они в этом живут. Педагогу надо честно ответить самому себе на вопрос: готов ли я это понять, нужно ли мне это, и тогда уже возникнет другой вопрос: как это сделать? У нас есть решение - как. Конечно же, нам приходится работать с глубокими смыслами, объяснять людям, что цифровые навыки - это не просто что-то абстрактное: у вас есть телефон, он звонит, и в этот момент в нем происходит целая жизнь… Но это понимание не всегда лежит на поверхности, и когда ты его раскрываешь, у людей что-то включается внутри, и они разрозненные вещи соединяют воедино и делают в контексте этой картине мира план из целей и задач.

‒ Какие идеи, какой опыт, представленный докладчиками, привлёк Ваше внимание?

‒ Сегодня на конференции я отметил такую атмосферу, какую пока нигде не видел, а именно плотность коммуникации между образовательной системой и профессиональным сообществом регионального рынка труда. То, насколько открыто и свободно собравшиеся здесь люди, профессионалы, обсуждают интерфейс взаимодействия, меня очень восхитило, я, правда, такого пока нигде не видел. Рынок труда открыто говорит, что «нам нужно вот это», образование говорит, «а нам нужно вот это», и они совместными усилиями осмысливают конструкцию, как этого результата достичь. И очень здорово для нас, для «Кодвардс» как для образовательного проекта, который пришел со стороны бизнеса, видеть, что здесь уже есть необходимый набор мыслей в головах у людей, которые принимают решения с готовностью это делать. Каждое выступление в своем роде попало в точку, все говорят, какие навыки развивать, какие образовательные траектории выстраивать, и каждый, так или иначе, прав. И ясно, что рано или поздно наступит момент, когда будут приходить сами компании с готовыми решениями не только методологическими или методическими, но и технологическими, на базе которых необходимые для выпускников школ компетенции можно тренировать, развивать и использовать для входа на следующий этап.

Интервью с Максимом Васильевым, президентом Российской ассоциации образовательной робототехники, сертифицированным тренером LEGOEducationAcademy, Москва.

- С какого времени Вы занимаетесь преподаванием робототехники?

- С 2002 года.

- Как складывается судьба Ваших учеников?

- Большинство ребят, прошедших у нас обучение, поступают в ведущие технические ВУЗы - МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИЯУ МИФИ и так далее. А из тех, кто участвовал в международных олимпиадах по робототехнике, около 80 % в последующем работают на предприятиях, занимающихся различными инженерными решениями.

- Как Вы планируете дальнейшее внедрение своих методик?

- В Москве уже почти во всех школах внедрены наши программы. Довольно широко внедряются программы в странах СНГ. Также есть прецеденты работы в США.

- Как вы планируете дальше развивать свой проект?

- Робототехника очень быстро развивается, и лучшие её достижения мы внедряем в наши курсы.

- Как вы оцените опыт работы с крупными государственными компаниями?

- Оцениваю опыт положительно: мы работаем с государственной корпорацией Роскосмос, горьковским автомобильным заводом и другими компаниями.

Профессиональное общение и обмен опытом продолжилось в рамках нескольких секций, включающих мастер-классы:

- Сетевое взаимодействие: подходы к организации в условиях инженерного образования (мастер-класс «Организация выездной каникулярной технологической школы»)

- Развитие инженерного образования в условиях реализации ФГОС СОО (мастер-класс «Современные педагогические технологии при организации деятельности школьного технопарка»)

- Инновационные технологии в физико-математическом образовании (мастер-классы «Постановка и проведение эксперимента на уроках физики с использованием образовательных робототехнических конструкторов» и «Математическое моделирование и формы конструктивной деятельности с использованием мобильных приложений и платформы LigroGame»

- Проектно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество детей в развитии инженерного мышления (мастер-классы «Межпредметная интеграция и проектная деятельность: средства и ресурсы» и «Конструирование учебных моделей как инструмент реализации стратегии инженерного образования»)

- Основы конструирования и робототехники как образовательная технология в начальной школе(мастер-классы «Научная игрушка - своими руками» и «Образовательная система EduQuest как средство развития технических навыков и инженерного мышления дошкольников»

В завершение дня педагоги - участники конференции также поделились своими мнениями о состоявшихся профессиональных встречах:

- Какие выступления, идеи привлекли Ваше внимание?

· Образовательная система EduQuest как средство развития инженерного мышления дошкольников.

· Интересен опыт работы первоуральского металлургического колледжа. Понравилась идея и воплощение «школы талантов» при УрФУ и выступление о преемственности директора МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска. Заинтересовала презентация «Лунной Одиссеи».

· Привлекли внимание вопросы организации взаимодействия школы и ВУЗа, колледжа и школы.

- Что удалось в работе секции, на Ваш взгляд, и что было полезно для её участников?

· Позитивное, познавательное, а главное практическое общение. Хороший научный спор.

· Познакомились с реальным опытом организации сетевого взаимодействия в организации ранней профориентации в условиях инженерного образования.

- На какие вопросы Вы рассчитывали получить ответ сегодня в ходе конференции и не получили?

· «От школы к производству» - девиз «инженерной школы». Из выступления ясно, что связь школы и производства осуществляется в виде профориентационной деятельности старшеклассников. Олимпиады, конкурсы по решению задач практически не отличаются от «традиционного» образования. Каким образом осуществить сотрудничество старшеклассников с производственниками?

Поиск ответов на волнующие практические вопросы участники конференции продолжили 16 марта, во второй день конференции, программу которого открыла презентация проектов обучающихся образовательных организаций общего образования, победителей российских и региональных соревнований, чемпионатов, олимпиад в области и научно-технического творчества, в том числе робототехники.

Разнообразный опыт работы был представлен в рамках мастер-классов и интерактивных практик для педагогов дошкольного и начального общего образования: мастер-класс «Планета STEAM». Раннее развитие STEM-компетенций в детском саду», который провела Майя Склярова, сертифицированный тренер LEGO Education Academy, директор сети центров детского развития «Академия гномов», г. Москва, а также мастер-классы на темы «Основы программирования, как базовая пропедевтика нженерного образования»; «Мобильные образовательные приложения как средство формирования у дошкольников начальных представлений о программировании»; «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе конструирования»; «STEAM-образование в патриотическом воспитании детей»; «Легомоделирование как средство развития исследовательской деятельности детей», «Применение ЛЕГО-технологий в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»; «Конструкторы нового поколения в развитии конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»; «Школа инженерного мышления: умыне игры «SMART BOARD»; «LEGO-математика в детском саду»; «Фиксилаборатория в развитии естественнонаучных представлений дошкольников»; «Основы программирования, как базовая пропедевтика инженерного образования» и другие.

У педагогов основного и среднего общего образования также был широкий выбор мастер-классов по различным направлениям и предметным областям: «Роботология. Первые шаги в схемотехнике»; «Компетенции XXI века как основа жизненного и профессиональногоуспеха»; «Куборо как инструмент формирования инженерного мышления у обучающихся начальной школы»; «Легкий старт в 3D-моделировании»; «STEM-технологии в инженерном образовании. Организация деятельности школьных инженерных команд»; «Реализация интегративного подхода в процессе моделирования дивергентной среды, обеспечивающей формирование и развитие инженерного мышления средствами английского языка»; «Технофестиваль как форма развития инженерно-технического мышления школьников»; «Постановка и проведение эксперимента на уроках физики с использованием образовательных робототехнических конструкторов»; «Использование станков с ЧПУ в проектной деятельности школьников».

Особый интерес педагогов вызвал опыт гостей Екатеринбурга: ворк-шоп по УМК «Лунная Одиссея», ведущий: Максим Васильев, президент МАСОР, сертифицированный тренер LEGO Education Academy, главный разработчик «Лунной Одиссеи»; ворк-шоп «Практика изучения нейробиотехнологий в основной школе: робототехника на уроках биологии», который провел Валерий Кудрявцев, ведущий методист компании Bitronics LAB, Россия; ворк-шоп «Практика развития системного мышления в начальной школе: роботы, программирование, навыки XXI века», ведущие: Антон Руденко, директор по развитию компании «Кодвардс», г. Москва, и Ольга Мельникова, учитель начальных классов в международной мультилингвальной школе «Бала- Сити», г. Казань.

Насыщенная работа V Международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству», - встречи с ведущими экспертами в области инженерного образования, представителями производственных предприятий, работа дискуссионных площадок, выставок-презентаций, практикумов проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся и мастер-классов, -несомненно, будет способствовать дальнейшему взаимодействию школы и производства, взаимопониманию и сотрудничеству педагогического сообщества и представителей бизнеса и промышленности в развитии инженерного образования в современной школе.



Презентации выступающих можно просмотреть на сайте ГАОУ ДПО СО ИРО.

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта