В Екатеринбурге стартовал финал Всероссийской олимпиады школьников по математике

В Екатеринбург приехали 397 школьников из 67 регионов России, чтобы принять участие в финале Всероссийской олимпиады по математике. Свердловскую область на интеллектуальном турнире представляют семь старшеклассников - один из Нижнего Тагила и шесть из Екатеринбурга. Торжественная церемония открытия олимпиады состоялась на площадке Окружного дома офицеров. С видеообращением к участникам соревнований обратилась министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Также на сцене ОДО в ходе церемонии открытия выступили артисты Мариинского театра.

В каждый из двух соревновательных дней участникам олимпиады предстоит решить по четыре конкурсных задачи, на это отводится пять часов. Фиксированного количества победителей нет: каждая задача оценивается в семь баллов, а итоги подводятся исходя из общей суммы.

«Свердловскую область представляют учащиеся таких образовательных учреждений, как гимназия № 9, СУНЦ УрФУ, Политехническая гимназия Нижнего Тагила - это те организации, которые традиционно дают нам победителей и призеров на региональном этапе олимпиады и на заключительном этапе состязаний по предметам естественнонаучного цикла», - сказал директор Дворца молодежи Константин Шевченко.

В состав жюри вошли преподаватели и научные сотрудники ведущих российских вузов: Московского государственного университета, Московского физико-технического института, Санкт-Петербургского государственного университета, Научно-исследовательского Института «Высшая школа экономики», Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина. Председатель жюри - математик, доцент кафедры высшей математики МФТИ, кандидат физико-математических наук Назар Агаханов; сопредседатель - доктор педагогических наук, профессор департамента математики, механики и компьютерных наук УрФУ им. Б.Н. Ельцина Александр Гейн.

«Школьник должен за время олимпиады провести небольшое научное исследование. Задачи чаще всего звучат так: Докажите, что...». Фактически получается, что школьник доказывает маленькую теорему, причем факт, который он прежде не знал. Задания составляют задачные композиторы, российская олимпиадная школа является общепризнанной в мире, мы одни из лучших в мире. Соответственно придумываются задачи, где нужно построить сложную логическую конструкцию, которая приведет к цели», - сказал Назар Агаханов.

Выполнять конкурсные работы участники олимпиады будут на базе двух екатеринбургских образовательных учреждений - школы № 18 и гимназии № 39.

«Победа в Всероссийской олимпиаде по математике приравнивается к результату в 100 баллов на ЕГЭ, потому что это задания сложные, не похожие на те, что решаются в школе, требующие нестандартного подхода к решению. Олимпиада - это выявление и поддержка одаренных и талантливых детей, Всероссийская олимпиада школьников проводится по 21 предмету и в каждой дисциплине выявляются одаренные дети. Победители олимпиады такого уровня получают право поступать вне конкурса в вузы на те направления, где математика является основным предметом. Кроме того, эти дети могут стать претендентами на грант Президента России и получать финансовую поддержку в размере 20 тысяч рублей ежемесячно на протяжение всей учебы, это достаточно серьезная поддержка», - сказала первый заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Нина Журавлева.

О том, как находят и развивают одарённых детей, ради чего участвуют в олимпиадах и почему среди участников москвичей больше, корреспондент портала e1.ru поговорил с главным гуру Всероссийской олимпиады - председателем комиссии, членом жюри, доцентом МФТИ Назаром Агахановым.

- Олимпиадные задачи - что они из себя представляют? Это вычисления? Интегралы? Что-то похожее на задания ЕГЭ, только сложнее?

- Традиционное заблуждение в том, что на олимпиаде по математике участник занимается сложными вычислениями. На самом деле олимпиады никакого отношения к вычислениям не имеют. Это в школе, где проверяется усвоение алгоритмов для решения задач, даются примеры, где нужно производить вычисления. Нет, математические олимпиады - это совсем другой вид деятельности. Школьник должен провести небольшое научное исследование. Задачи звучат так: докажите, что... Школьник доказывает маленькую теорему, некий факт, о котором он доселе не знал. Придумываются задачи, где нужно построить сложную логическую конструкцию, которая приведет к цели, к ответу. А что такое вычисления? Вычисления - это проверка когнитивности, то есть стандартных приёмов. В олимпиаде же - чистой воды креативность, открытия.

- Концентрация одарённых детей из года в год как-то меняется?

- Эти цифры более-менее постоянные. Распределение талантливых ребят, этих звёздочек, по всей планете примерно одинаковое. Открыть эти звездочки, сопровождать их, подвести к достижению результатов - это сложная задача.

- Насколько успешно получается находить, открывать таланты в нашей системе школьного образования?

- С одной стороны, проводится все больше мероприятий для школьников по выявлению одаренных детей. Создан образовательный центр «Сириус», филиалы по всей стране. И огромное количество школ сезонных - летних, зимних, разных тренингов. У одарённых детей есть возможности себя проявить. Но, с другой стороны, основа основ - это качественное массовое образование. Это значит, что в каждой школе должен быть учитель, который может разглядеть талантливого ребенка, чуть-чуть приподнять его над ординарными, чтобы мы могли подхватить, дальше заниматься. А с этим у нас большие проблемы.

- Почему? Нет педагогов?

- Пожинаем плоды 90-х, когда заметно снизился уровень нашего образования.

- Педагогического в том числе...

- Да, в педвузы шли по остаточному принципу, когда совсем никуда больше не можешь попасть. Кроме того, есть проблема крупных городов, которые активно втягивают в себя лучших педагогов страны. У нас концентрация сильных преподавателей в Москве фантастическая. А чем дальше от центра, чем сильнее уходишь в глубинку, тем становится хуже. По этой причине не столь эффективно открываем наших звездочек. И детей, которые успешно выступают на математических олимпиадах, становится меньше.

- А правда, что именно олимпиадная математика - это самое сложное из технических направлений?

- Да, и появилось много олимпиад, в которых математики могут себя успешно реализовать, - это не только физика, астрономия. Сейчас это прежде всего информатика, экономика. Математикам достаточно просто познакомиться со стилистикой этих олимпиад, и они тут же становятся победителями. Добиваться успехов в этих дисциплинах математикам очень легко. И поэтому мы, условно говоря, теряем математиков. В наших олимпиадах, чтобы пробиться на вершину, нужно обладать выдающимися способностями, и это многолетний труд. Гораздо проще заняться той же самой экономикой. Я знаю примеры, когда математик, пару месяцев позанимавшись, сразу становился победителем в олимпиаде по экономике.

- С практической точки зрения, вот эти звёзды, которые сегодня здесь, кем они могут стать, в каких профессиях? Уйти в науку? Заниматься программированием?

- Не только программированием. Много топовых математиков работает в финансах, банковской сфере. Все крупнейшие финансовые структуры мира охотятся за математиками. Работа одного математика приводит порой к колоссальным достижениям всей компании. Многие наши ребята, бывшие победители олимпиад, условно говоря, эксплуатируются самыми крупными финансовыми группами мира. Я уже не говорю о современных технологиях, где без математики никуда. Поэтому получать качественное математическое образование и демонстрировать свои математические способности - это ключ к успеху.

Я не могу сказать, что лучше - делать научные открытия в математике или устроиться так, чтобы успешно зарабатывать деньги. Но многие возвращаются в науку, потому что это интереснее. Многие приходят в образование, в педагогику, потому что учить детей, работать с ними - это тоже творчество.

- Среди сегодняшних финалистов девочек совсем немного. Это всегда так? Математика всё-таки лучше даётся мальчикам?

- Это международная статистика. Девочки на международных олимпиадах составляют примерно пятую часть. Это многолетняя статистика. Сейчас, кстати, проводятся олимпиады отдельно для девушек. Есть европейская олимпиада, но она формально считается европейской, а вообще в ней участвуют 52 команды. И мы блестяще в ней выступили, наши российские девушки. Все четыре участницы завоевали золотые медали и главный командный приз - серебряную тарелку. Следующей за нами была команда США - у них две медали.

- А чем отличаются задания для девочек? Они проще? Или там другой подход?

- Задания, конечно же, легче. Вот смотрите - девочки составляют пятую или шестую часть. Это значит, что на топовом уровне у них меньше конкурентов. А задания должны быть адекватны общему уровню участников.

- Как родители могут распознать, что их ребёнок одарённый, что они должны делать?

- Ой, вы знаете, ни в коем случае родителям этого понимать не нужно. Есть такой классический анекдот, не наш, он появился на Западе в 60-е годы. Учитель музыки говорит нерадивому ученику: «Если будешь плохо заниматься, я скажу твоим родителям, что у тебя талант!»

- То есть родители будут давить, настаивать?

- Огромное количество родителей атакуют меня. Говорят, вот, у нас гениальный ребенок, выдающийся математик, вы должны опекать его. А чем выдающийся? И они говорят об арифметике, что дети в уме считают и тому подобное. Это не имеет отношения к математике - кто лучше считает. Родители вредят, пытаясь представить детей гениями и навязывая эту позицию, ломают их судьбы.

- Но что-то же они должны делать, как-то контролировать ситуацию, находить способы помочь ребенку раскрыть его способности?

- Ни в коем случае родителям не нужно вмешиваться в процесс образования. Если понимаешь, что школа плохая и общий настрой не на занятия, а на подавление талантов, тогда надо перевести в другую школу. И это всё, что может сделать родитель, потому что он всегда субъективен.

- Даже, если папа сам - преподаватель математики?

- Даже в этом случае. Еще хуже, если мама в процесс включается. Дальше начинается агрессия со стороны родителей - ты должен, ты обязан. Я против того, чтобы родители вообще сами занимались с детьми. У них другая роль.

Официальный сайт Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике

Помимо основной программы олимпиады, школьникам прочтут научно-популярные лекции ведущие российские математики. Экскурсионная программа включает посещение музеев, обзорную экскурсию по Екатеринбургу, посещение театров города. Кроме того, в рамках олимпиады планируется проведение курсов повышения квалификации для учителей математики Свердловской области.

Мероприятие проходит под патронажем министерства образования и науки Российской Федерации и министерства общего и профессионального образования Свердловской области, федеральным оператором является Российский университет дружбы народов, а региональным - Дворец молодежи, который неоднократно являлся организатором заключительного этапа Всероссийской олимпиады.

Напомним, что в Свердловской области неоднократно проходили заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников. Так, в 2014 году в регионе были проведены интеллектуальные состязания по информационно-коммуникационным технологиям, в 2015 - по физике, а в 2016, накануне Года экологии в России, - по экологии. В «десятку» городов, активно поддерживающих олимпиадное движение, входят Нижний Тагил, Новоуральск, Ирбит, Качканар, Каменск-Уральский, Лесной.

источник
© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта