Уральская инженерная школа" как предтеча нацпроекта "Образование"

С 28 октября по 1 ноября в Екатеринбург-ЭКСПО проходит чемпионат WorldSkills Hi-Tech. В рамках его деловой программы 29 октября состоялось заседание Совета при Губернаторе Свердловской области, участники которого рассмотрели ход реализации проекта "Уральская инженерная школа" в 2015 - 2019 годах. С тем, что он стал своеобразной предтечей нескольких составляющих приоритетного национального проекта "Образование" и органично вписался в федеральную стратегию развития механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности на основе международных стандартов, согласились все участники обсуждения. А прозвучала эта ключевая мысль в докладе Министра образования и молодежной политики Юрия Биктуганова.

"Хочу подчеркнуть, что доклад 2019 года - это не отчет за 5 лет реализации проекта, а прежде всего обозначение первых итогов синхронизации "Уральской инженерной школы" с национальным проектом "Образование", - отметил Министр. - Благодаря проекту "Уральская инженерная школа" в учебных заведениях области уже создана высокотехнологичная образовательная среда для изучения математики, информатики, физики, технологии, LEGO-конструирования, образовательной робототехники".

Причем инновационные программы по воспитанию будущих инженеров реализуются как для дошколят, так и в системе общего, дополнительного и среднего профессионального образования. Так, например, востребованность в школах области программ углубленного и профильного уровней естественно-научной, математической и технической направленностей за годы реализации проекта возросла в 5 раз. В 52 муниципалитетах под эгидой Дворца молодёжи созданы 62 базовые площадки, оборудованные современными учебными комплексами, которые позволяют учить детей всех возрастных групп по направлениям, связанным с робототехникой, профориентацией и техническим творчеством.

В этом году в связи с началом реализации мероприятий нацпроекта "Образование", проект "Уральская инженерная школа" претерпел трансформацию, но задача по обеспечению нашего промышленного региона необходимыми его экономике кадрами осталась прежней. А то, что было сделано с 2015 года обеспечило хороший задел для реализации в регионе таких федеральных проектов как "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Молодые профессионалы", "Цифровая образовательная среда". В результате в Свердловской области уже существуют 57 центров образования цифрового и гуманитарного профиля "Точка роста" и центр цифрового образования "IT-куб" (во всей России таких сейчас всего 21). В Екатеринбурге скоро официально откроется Центр опережающей профессиональной ориентации, который призван обеспечить весь комплекс мероприятий по профессиональной подготовке - от обучения школьников первой профессии до повышения квалификации и переподготовки лиц предпенсионного возраста.

Такая работа на опережение свидетельствует прежде всего о зрелости управленческих решений в Свердловской области. Ведь речь идет не только об умении реально воспринимать действительность, но и о прозорливости, точном улавливании назревающих тенденций на годы вперед.

Мысль эту подтвердили последовавшие за докладом Юрия Биктуганова выступления и обмен мнениями. Дискуссию вёл председатель Совета при Губернаторе Свердловской области по реализации проекта "Уральская инженерная школа" Леонид Шалимов. О развитии непрерывного практикоориентированного образования рассказал первый проректор УрФУ Сергей Кротов. В этом вузе выстроена система, которая учитывает особенности выпускников школ, которые тяготеют к естественно-научному, математическому и техническому роду деятельности благодаря возможностям, которые предоставила им ""Уральская инженерная школа".

Вызвало интерес выступление Главы Талицкого городского округа Александра Толкачева, который рассказал о развитии инфраструктуры образовательных учреждений в рамках реализации нацпроекта "Образование" в небольших населенных пунктах. Участие в региональном проекте "Уральская инженерная школа" позволило открыть "Точки роста" в трех сельских школах, еще два появятся в Талице в 2020 году.

Подробно поведал о перспективах творческого и продуктивного развития детей и молодежи директор Дворца молодежи Константин Шевченко. "Охват детей по техническим и естественно-научным направлениям дополнительного образования за 4 последних года вырос на 105,87%" - сообщил он.

Что ждет систему образования в дальнейшем? Участники заседания Совета не могли не задаться этим вопросом. Из уст проректора УрФУ прозвучало, к примеру, предложение предоставлять выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений по инженерным специальностям возможность проходить в вузе усеченный курс. Константин Шевченко уверен, что следует кардинально изменить подход к профориентации, ибо сегодня ее подменяет профагитация. Так или иначе, но все сошлись во мнении, что рынок труда в ближайшей перспективе изменится кардинально, многие профессии исчезнут, вместо них появятся совершенно новые. И к этому надо готовиться.

Об этом же шла речь и на интерактивной пленарной дискуссии "Принципы человекоцентричности в промышленности: новая парадигма профессионального развития" - ключевом мероприятии деловой программы чемпионата WorldSkills Hi-Tech.

источник


© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"