Методическая разработка "Супер-резиночка"

С введением ФГОС ДО возникла необходимость изменения развивающей среды, в соответствии с современными требованиями: насыщенности, полифункциональности, доступности, трансформируемости и вариативности. Внимательно наблюдая за тем, как воспитатели детского сада выстраивали среду в групповых помещениях в соответствии с требованиями стандарта, наполняя её маркерами, подиумами, ширмами, трансформируемыми пособиями и разграничивали пространство на три зоны: активную, спокойную и рабочую, у меня возник вопрос: «А как я могу изменить свой рабочий кабинет педагога-психолога, что могу добавить в развивающую среду, чтобы это оптимально соответствовало ФГОС ДО?» Маркеры для сюжетно-ролевых игр, которые использовались воспитателями в группах, для моей работы не совсем подходили.

Так родилась новая идея «Супер-резиночка». Ее длина, пластичность и вариация цвета позволяет с ней работать как в подгруппе детей, так и индивидуально, как в здании так и на уличном пространстве (рис. 1).

Изначально планировалось использовать резиночку как маркер - часть развивающей среды. Например:- для разграничения пространства на 2, 3 или более части, когда берется более длинная резинка или это делается с помощью нескольких коротких и выкладывается на пол;

- для моментов рефлексии, когда самая длинная, состоящая из четырех цветов резинка кладется на пол, и предлагается детям выбрать и встать около того цвета, который соответствует настроению (желтый - все очень понравилось, испытываю радость; красный - ничего не понравилось, моя эмоция злость; зеленый - частично понравилось, спокойствие; синий - что-то расстроило, грусть). Для подсказки цвета настроения используются на вертикальной поверхности или рядом с соответствующим цветом резиночки - смайлики;

- для символического обозначения частей пейзажа, как часть сказкотерапии (на полу или столе выкладываются разноцветные резиночки ввиде реки, моря, горы, широкой или узкой тропинки и так далее);

- для подвижных игр с условными домиками. Для этого используются более короткие сшитые в круг резиночки. Это очень удобно использовать как в помещении, так и на прогулке для игр: «День и ночь», «Быстро в домик», «Найди свой домик», «Не замочи ног», «Кот и воробушки», и тому подобное;

Пример игры «Кот и воробушки»:

«Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети - «воробышки» - на другой. Дети - «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносит: «Котя, котенька, коток, Котя - черненький хвосток, он на бревнышке лежит, притворился, будто спит». На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него в свои домики - круги из резиночек на полу.

- «Супер-резиночка» так же может применяться как элемент сюжетно-ролевой игры: «Лошадки», «Поезд» (рис. 2), «Удочка для рыбалки».

Затем, в процессе применения резиночки, увидела её большие возможности. Появилась необходимость в расширении спектра цветов, вариации длинны и количества резиночек.

«Супер-резиночку» так же можно использовать для развития психических процессов, таких как: восприятие, память, мышление, воображение, внимание и речь.

Восприятие цвета и формы развиваетсячерез применение следующих игр:

-«Выложи фигуру», когда взрослый называет фигуру, которую надо ребенку выложить, или когда взрослый показывает предмет определенной формы, которую надо повторить с помощью резинки на полу;

-«Найди предмет нужного цвета», для этой игры на пол выкладывается круг из определенного цвета резинки и предлагается ребенку найти и положить в него соответствующие цвету резинки предметы.

Для развития зрительной памяти используются упражнения:

-«Запомни рисунок из резинки», когда рисунок выкладывается, за определенное время запоминается, все резинки убираются, а потом с помощью этих же резиночек рисунок повторяется ребенком. Вариация игры: выкладывается рисунок из разноцветных резинок, ребенок запоминает, потом отворачивается, в это время меняется рисунок, что-то добавляется или убирается из него, после чего надо сделать все по-прежнему;

-«Повтори фигуру», когда после предъявления, надо повторить графическую фигуру или рисунок. Можно с усложнением 1,2,3 фигуры выкладываются, ребенок запоминает, а потом эти резинки поднимаются, предлагается ребенку повторить форму и цвет фигур;

-«Узнай цифру (букву)», с помощью резинок можно выложить любые буквы или цифры для закрепления их графического изображения.

На внимание подходят игры: «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Бывает - не бывает». Для этого все дети встают в круг и берут в руки сшитую в большой круг резинку, отпускают* ее когда, например, произносится: «Не съедобное» или «Не летает» и так далее.

Развитию мышления способствуют задания:

-«Логические круги», для этого вводятся дополнительные карточки, которые обозначают символически: цветные кляксы - цвет, наложенные друг на друга фигуры - форму, две разные по размеру матрешки - величину, то есть где лежит картинка, надо смотреть или цвет резиночки, или какая форма из нее выложена, или размер резинки (свернутая вдвое - маленький, лежит в один слой - большой) (рис. 3);

-«Продолжи ряд» - это упражнение на последовательность, когда выкладываются разные вариации логических цепочек, которые необходимо продолжить с помощью резинок.

Воображение развивается через игры:

-«На что похожа резиночная клякса», из положения стоя роняют резиночку и придумывают на что она может быть похожа;

-«Создай свою историю из резинок», когда ребенок сочиняет свою историю и параллельно выкладывает все происходящее на полу или столе резиночками.

Так же с помощью «Супер-резиночки» происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, таких проявлений как агрессивность, гиперактивность, тревожность. Например:

- можно снимать напряжение при помощи игры «Попади в цель», цель которой научиться управлять резинкой, что бы она летела в нужном направлении*;

- еще один вариант - «Массаж резиночкой», для этого приготовлены колечки от старинных счет, в которые резинки продеваются при помощи невидимок;

- универсально можно использовать резиночку при проведении «Физкультминутки», задействовав в упражнениях все группы мышц;

- а в подвижной игре «Внимание - резиночка!», дети раскрепощаются и получают много положительных эмоций. Для игры в нее они встают в круг, поворачиваются в одну сторону и надевают на лодыжку ближней к центру ноги резиночку, немного натягивая ее, танцуя ходят под музыку по кругу, когда заканчивается музыка - стараются успеть выдернуть ногу, в чью сторону полетит резиночка*, тот выходит из игры.

Этот универсальный маркер подходит и для сплочения коллектива:

-«Резиночка дружбы», когда дети стоят по кругу, берутся по очереди за резиночку и начинают либо здороваться, либо говорит комплимент, либо поздравлять с днем рождения именинника;

-«Остров», когда берется самая большая резиночка и с каждым ходом игры она уменьшается, а всем нужно уместиться на острове и никого не оставить в море (рис. 4);

-«Развяжи узелок», для этой игры дети берутся за резиночку по кругу, водящий выходит, а в это время дети запутываются, не отпускаясь от резинки, затем водящий пытается все вернуть так как было;

-«Пройди препятствие вместе», игра в парах;

-«Зеркало», когда один ребенок показывает, второй зеркально повторяет;

-«Скульптор», в этой игре ребенок как бы «лепит» из тела своего напарника скульптуру с использованием резинки (лучник, штангист, рыболов) и так далее.

Для удобного использования «Супер-резиночки» все варианты резиночек размещены в контейнерах с большим количеством ячеек.

По моему мнению, возможности «Супер-резиночки» безграничны, она удобна в использовании, в обработке, в хранении и в транспортировке. Для ее большего применения надо только дать волю своей креативности и посмотреть на все глазами ребенка!

* Супер-резиночка выполнена из молоэластичной резины шириной 1,5 см., поэтому безопасна в применении в играх с детьми. Все варианты резиночек сшиты в круги: маленькие и большие, разноцветные и одноцветные.

Автор: педагог-психолог МАДОУ "Детский сад № 26" 1КК Шумкова Светлана Леонидовна

Прикрепленный файлРазмер
Рисунок 1149.64 кб
Рисунок 2182.12 кб
Рисунок 3183.83 кб
Рисунок 4175.53 кб
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"