О проведении информационно-методического дня «Образование в условиях дистанционного обучения: готовность школы к новым вызовам»

5 июня 2020 года в уже ставшем традиционном дистанционном формате состоялся информационно-методический день «Образование в условиях дистанционного обучения: готовность школы к новым вызовам». Перед началом проведения ИМД на официальном канале ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» в Youtube была размещена видеозапись пленарной части, где были представлены выступления ректора Института Тренихиной С.Ю., проректора Жигулиной М.Л., заведующего кафедрой воспитания и дополнительного образования Чудиновских Е.А., заведующего центром дистанционных образовательных технологий Бутаковой Г.А. Все выступления были посвящены актуальным вопросам сегодняшнего дня: опыту организации дистанционного обучения школьников, организации летней занятости детей в условиях ограничительных мероприятий, подходам к обеспечению объективности оценивания образовательных результатов.

Дальнейшее предметное обсуждение тематики информационно-методического дня состоялось на пяти дискуссионных площадках, участниками которых в общей сложности стали около 1 400 человек - руководители и специалисты муниципальных методических служб, руководители, заместители руководителей, педагогические работники общеобразовательных организаций Свердловской области.

На двух дискуссионных площадках, посвященных обсуждению опыта перехода на дистанционное обучение, педагоги делились успешными наработанными практиками, обсуждали возникшие профессиональные затруднения. Управленческие решения были представлены Ладейщиковой С.Е., директором МБОУ СОШ №138, г. Нижний Тагил: «Опыт организации дистанционного обучения для детей, находящихся в сложных социальных условиях»; Ильиной С.М., Ермолаевым А.С., Исаковой Е.Г., заместителями директора МАОУ СОШ №1, г. Североуральск: «Готовность родителей к участию детей в дистанционном обучении (по результатам сетевого анкетирования)»; Масленцевой Н.Ю., заместителем директора по учебной деятельности МБОУ СОШ №107, г. Екатеринбург: «Актуальный онлайн-сервис расписания дистанционных занятий»; Кырчиковой Д.А., директором МБОУ СОШ №37, г. Каменск-Уральский: «Управленческий опыт организации дистанционного обучения в средней школе».

Особого внимания заслуживает опыт учителей предметных дисциплин, которые продемонстрировали возможности использования дистанционных форм работы, интернет-ресурсов как в качестве универсальных техник обучения, так и для изучения отдельных учебных дисциплин: «Google-сервисы как средство организации групповой работы в дистанте» (Райхерт Т.Н., заведующий кафедрой педагогики и методики преподавания НТФ ИРО, к.п.н., доцент); «Дистанционные формы взаимодействия при обучении английскому языку» (Слободина В.С., учитель МАОУ СОШ №10 Кушвинский ГО; «Проектирование онлайн-уроков по истории и обществознанию» (Нагорных Л.Н., заместитель директора Чукреевской СОШ).

Отдельно были рассмотрены вопросы использования различных интернет-сервисов при организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий при обучении математике, информатике в основной и старшей школе: «Использование интернет-сервисов при дистанционном обучении математике в основной школе» (Ушакова М.А., доцент кафедры педагогики и методики преподавания НТФ ИРО, к.п.н., доцент), «Применение электронных образовательных ресурсов для изучения математики в условиях дистанционного обучения» (МрясоваО.П., учитель математики, информатики МАОУ СШ №9 городского округа Красноуфимск), «Использование интерактивной рабочей тетради SKYSMART в условиях дистанционного обучения на уроках математики» (Рябухина Э.В., учитель математики, МАОУ «Староартинская СОШ), «Дистанционные формы обучения на уроках математики и информатики» (Бекетова О.А., учитель информатики и математики, МАОУ СОШ № 10, ГО Сухой Лог), «Создание серии видеоуроков по математике, алгебре и геометрии с объяснением нового материала», (Иванова Я.Г., учитель математики, СОШ № 7, г. Каменск-Уральский). Несколько выступлений было посвящено вопросам применения технологий электронного и дистанционного обучения в работе учителя начальных классов: «Технологии электронного и дистанционного обучения в работе учителя» (Мальцева Е.Г., учитель начальных классов, МБОУ СОШ №17, Рефтинский ГО), «Опыт применения образовательных платформ для дистанционной работы на уровне начального общего образования» (Ершова А.А., МАОУ НТГО «СОШ №1»), «Сложности дистанционного обучения первоклассников на платформе Учи.ру» (Тишкова О.Л., учитель начальных классов, СОШ № 7, г. Каменск-Уральский).

На дискуссионной площадке «Образовательные возможности организации летней занятости детей в современных условиях» рассмотрены вопросы организации летней занятости обучающихся в дистанционном формате для детей, находящихся в сложных социальных условиях. Выступающие из городов Екатеринбург, Нижний Тагил, Сухой Лог, Серов, Тавда показали свои наработанные практики и ресурсы в организации летней занятости обучающихся. Заместитель директора по научной работе ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Смирнова Л.В. представила «Программу популярных образовательных занятий для школьников Свердловской области в период летних каникул». Загудаева В.А., председатель местного отделения РДШ, г. Сухой Лог, в своем выступлении показала, как использовать ресурсы РДШ в период летней кампании. Поделилась опытом организации онлайн-лагеря в период каникул заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАУ ДО «Дом детства и творчества» г. Екатеринбург Устратова Л. Н. Участников заинтересовала тематика, представленная Чусовитиной Т.А., методистом Центра дистанционных образовательных технологий ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» - «Геймификация досуговой деятельности детей». Представлены интересные практики, методические находки по организации летней занятости детей: «Летняя он-лайн «Академия Чародейства и Волшебства «Хогвартс», он-лайн мастер-классы, викторины, интеллектуальные туры. Многих участников заинтересовал «Образовательный педагогический проект «Играя - обучаем» как форма организации летней занятости обучающихся городского округа Сухой Лог в современных условиях», представленный Харламовой Ю. Ю., заместителем директора по воспитательной работе МАУДО «Центр дополнительного образования», г. Сухой Лог.

Все участники дискуссионных площадок отметили новизну, актуальность и практическую значимость новых знаний. Возможность профессионального обсуждения таких вопросов, как повышение качества образования посредством применения дистанционных образовательных технологий, современные формы и приемы воспитательной работы в условиях ограничительных мероприятий, безусловно, дала возможность педагогам и руководителям образовательных организаций «сверить» свои педагогические и управленческие позиции, получить представление о новых приемах и практиках организации работы детей, выработать дальнейшие шаги по совершенствованию образовательного процесса.

Общие итоги информационно-методического дня будут подведены на заседании Регионального учебно-методического объединения, которое состоится 16 июня. По итогам обсуждения будут подготовлены рекомендации в адрес руководителей и педагогов образовательных организаций.

Видеозаписи выступлений участников:

1. Открытие Информационно-методического дня. Приветствие участников. Актуализация целей и задач ИМД. Приветствие участников. Тренихина Светлана Юрьевна, ректор ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», к.с.н. https://youtu.be/kE8cP8ybJRQ

2. Дистанционное обучение в современных условиях: опыт, трудности, перспективы. Бутакова Галина Алексеевна, заведующий центром дистанционных образовательных технологий ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» https://youtu.be/o_ezi-z5P8Q

3. Формы организации летней занятости детей в дистанционном режиме: алгоритм работы и ресурсы для подготовки Чудиновских Елена Алексеевна, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» https://youtu.be/0iMCHKY2cDo

4. Формирующее оценивание как условие объективности оценки качества образования Жигулина Марина Леонидовна, проректор ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» https://youtu.be/AWZLE9Rv178

ПЛОЩАДКА 1.1. Опыт перехода на дистанционное обучение: успешные практики и профессионал https://youtu.be/yNdBhBnMIgE

ПЛОЩАДКА 1.2. Опыт перехода на дистанционное обучение: успешные практики и профессиональные затруднения (для учителей математики, физики, информатики, начальных классов) Модераторы: Ушакова Мария Александровна, доцент кафедры педагогики и методики преподавания НТФ ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» https://youtu.be/pX0ZmgSs2rg

ПЛОЩАДКА 2. Образовательные возможности организации летней занятости детей в современных условиях. Модераторы: Чудиновских Елена Алексеевна, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Степанова Елена Васильевна,заведующий кафедрой управления в образовании НТФ ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», к.п.н https://youtu.be/6U93Vv25RF4

ПЛОЩАДКА 3. Техники формирующего оценивания в работе учителя как условие формирования позитивного отношения к объективности оценки образовательных результатов Модераторы: Токмянина Светлана Витальевна, заведующий кафедрой общественнонаучных дисциплин ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Романова Оксана Владимировна, доцент кафедры управления в образовании НТФ ГАОУ ДПОС СО «ИРО», к.ф.н. https://youtu.be/f_60j7PLjxw

ПЛОЩАДКА 4. 13.00-15.00. Основные механизмы реализации требований ФГОС среднего общего образования Модераторы: Герасимова Марина Анатольевна, проректор ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», к.п.н. Иванов Сергей Анатольевич, заведующий кафедрой проектного управления в системе образования ГАОУ ДПОС СО «ИРО», к.п.н. https://youtu.be/GDGekrlAiuM

© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"