Календарь конкурсных мероприятий для педагогов
Календарь конкурсных мероприятий для обучающихся
Конкурсное движение сегодня и вчера
![]() |
![]() |
|
О конкурсном движении в Свердловской области Достижения региона в конкурсном движении Вход в систему Сейчас на сайте Сейчас на сайте 0 пользователей и 6 гостей.
|
Общее образование28/08/2013 - 00:00 В 2012 году в Свердловской области насчитывалось 1133 общеобразовательных учреждения, из них: 1097 - дневные общеобразовательные учреждения, 36 - вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения. Из 1097 дневных учреждений общего образования 83 являются областными образовательными учреждениями, 1014 - муниципальными. Сопоставляя приведенные данные с аналогичными показателями 2011 года, следует отметить, что общее число дневных общеобразовательных учреждений (юридических лиц) снизилось на 21 единицу. В городах Свердловской области расположены 637 дневных общеобразовательных учреждений, в сельской местности - 460. В области функционируют 71 филиал и структурное подразделение общеобразовательных учреждений. Из них 16 расположены в городской местности, 55 - в сельской. По сравнению с прошлым учебным годом число филиалов увеличилось на 6 единиц за счет преобразования школ - юридических лиц (приложение № 4 к Докладу). Пять школ, не входящих в общее количество общеобразовательных учреждений, на начало 2012/2013 учебного года закрыты на капитальный ремонт: средняя общеобразовательная школа № 56 Артемовского городского округа, средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина Верхнесалдинского городского округа, средняя общеобразовательная школа № 19 городского округа Среднеуральск, гимназия В таблицах представлены данные о сети дневных и вечерних общеобразовательных учреждений в городских и сельских поселениях в 2012 году. Таблица "Сеть и контингент дневных общеобразовательных учрежденийв городских и сельских поселениях Свердловской области" (единиц)
Таблица "Сеть и контингент вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Свердловской области" (единиц)
В приложении № 5 к Докладу содержится информация о сети дневных образовательных учреждений в муниципальных образованиях и количестве обучающихся в них. В таблице и на диаграмме 1 представлена динамика развития сети дневных общеобразовательных учреждений Свердловской области. Таблица "Динамика развития сети дневных образовательных учреждений за период с 2008 по 2012 год" (единиц)
* В том числе образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. ** В том числе кадетские учреждения. Диаграмма 1 Динамика количества дневных образовательных учреждений Свердловской области Представленные данные свидетельствуют о том, что с 2008 по 2012 год количество дневных общеобразовательных учреждений последовательно сокращалось. За указанный период сеть учреждений сократилась на 11,6 процента. Наиболее существенное сокращение претерпели учреждения начального общего образования (на 41,7 процента) и основного общего образования (на 27,3 процента). В целом по области сокращение сети общеобразовательных учреждений осуществляется в основном за счет школ указанных видов, поскольку количество средних общеобразовательных школ сократилось на 5,3 процента. Сокращение сети общеобразовательных учреждений определяется прежде всего процессами оптимизации сети, связанными с укрупнением общеобразовательных учреждений, созданием базовых школ с сетью филиалов. С 2008 года численность обучающихся дневных общеобразовательных учреждений увеличивается. За последние пять лет прирост обучающихся в школах области составил 34 835 человек (8,4 процента). Данная динамика обусловлена ростом рождаемости в начале 2000-х годов. Таблица 56 Динамика численности обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях Свердловской области за период с 2008 по 2012 год
По сравнению с 2011 годом в целом по области численность обучающихся увеличилась на 4466 человек. Прирост численности обучающихся обусловлен увеличением количества школьников в 33 муниципальных образованиях. В городском округе Верхняя Пышма и городском округе Среднеуральск прирост обучающихся в 2012/2013 учебном году по сравнению с 2011/2012 учебным годом составил более 5 процентов. Максимальный абсолютный показатель увеличения обучающихся в муниципальном образовании «город Екатеринбург» составил 3368 человек. Максимальный показатель снижения численности обучающихся в 2012/2013 учебном году по сравнению с 2011/2012 учебным годом (127 человек) наблюдался в Ирбитском муниципальном образовании и муниципальном образовании Красноуфимский округ. Повышение численности обучающихся наблюдается в основном в городских общеобразовательных учреждениях, в сельских территориях отмечается снижение численности обучающихся практически во всех видах учреждений общего образования, исключение составляют специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Доля обучающихся школ сельских территорий составляет 15,7 процента от общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений. В предыдущие годы этот показатель оставался примерно на уровне 16-17 процентов. Диаграмма 2 Динамика численности обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях Динамика приема в 1-е классы общеобразовательных учреждений Свердловской области представлена в таблице 57 и на диаграмме 3. Диаграмма 3 Динамика приема в 1-е классы общеобразовательных учреждений Анализ данных о приеме обучающихся в 1-е классы общеобразовательных учреждений Свердловской области свидетельствует, что за последние пять лет прирост первоклассников составил 5374 человека, или 11,9 процента. Рост количества первоклассников в области отмечался с 2006 года и был обусловлен ростом рождаемости в начале 2000-х годов. Вместе с тем в 2012 году численность первоклассников в сравнении с 2011 годом уменьшилась на 1012 человек и составила 45 022 человека. Динамика приема обучающихся в 1-е классы общеобразовательных учреждений Свердловской области по муниципальным образованиям представлена в приложении № 6 к Докладу. Таблица "Прием в 1-е и 10-е классы общеобразовательных учреждений за период с 2008 по 2012 год"
Доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в 10 классе, в 2012 году осталась на прежнем уровне и составила 54,5 процента. Данные о численности детей, принятых в 10 классы, приведены в таблице 57. В двадцати муниципальных образованиях этот показатель выше среднего по области. Максимальное значение показателя зафиксировано в 2012 году в Гаринском городском округе и составило 93,9 процента, минимальное, как и в прошлом году, - в Махневском муниципальном образовании - 26,4 процента. Изменение численности выпускников 9 и 11 классов за период с 2008 по 2012 год представлено в таблице 58. Таблица "Численность выпускников основного и среднего (полного) образования за период с 2008 по 2012 год"
Доля одиннадцатиклассников, не получивших аттестаты о среднем (полном) общем образовании, от общей численности обучающихся 11-х классов по области представлена на диаграмме 4. Диаграмма 4 Доля обучающихся 11-х классов, не получивших аттестаты о среднем (полном) общем образовании, от общей численности одиннадцатиклассников, процентов В девяти муниципальных образованиях (Арамильский городской округ, Артемовский городской округ, городской округ Верхотурский, Ивдельский городской округ, Ирбитское муниципальное образование, муниципальное образование Камышловский муниципальный район, Муниципальное образование Красноуфимский округ, Слободо-Туринский муниципальный район, Таборинский муниципальный район) этот показатель в 2012 году составил более 10 процентов. В 15 муниципальных образованиях успешность сдачи выпускных экзаменов составила 100 процентов (Асбестовский городской округ, городской округ Верхнее Дуброво, городской округ Верх-Нейвинский, городской округ Верхний Тагил, Городской округ Верхняя Тура, Волчанский городской округ, Гаринский городской округ, городской округ Дегтярск, городской округ Карпинск, Малышевский городской округ, Новолялинский городской округ, городской округ Пелым, городской округ Среднеуральск, муниципальное образование «поселок Уральский», Махневское муниципальное образование). По сравнению с 2011 годом значение этого показателя уменьшилось в 2 раза. В таблице 59 и на диаграмме 5 показана средняя наполняемость дневных общеобразовательных учреждений по годам. С 2008 года средняя наполняемость общеобразовательных учреждений - юридических лиц растет благодаря реструктуризации сети. Таблица "Средняя наполняемость дневных общеобразовательных учреждений по годам (без специальных (коррекционных) образовательных учреждений) за период с 2008 по 2012 год" (человек)
Диаграмма 5 Средняя наполняемость дневных общеобразовательных учреждений по годам (без специальных (коррекционных) образовательных учреждений), человек В 32 муниципальных образованиях средняя наполняемость школ выше среднего областного показателя - 394 человека. В 5 муниципальных образованиях средняя наполняемость школ составляет более 600 человек. Это Арамильский городской округ, муниципальное образование «город Екатеринбург», Кушвинский городской округ, городской округ Первоуральск, городской округ ЗАТО Свободный. Максимальный показатель зафиксирован в ЗАТО Свободный - 926 человек, где после реструктуризации сети общеобразовательных учреждений осталась одна школа. Минимальный показатель - 48 человек, как и в 2011 году, зафиксирован в Таборинском муниципальном районе. В таблице 60 и на диаграмме 6 представлена информация о средней наполняемости классов дневных общеобразовательных школ за период с 2008 по 2012 годы. Таблица "Средняя наполняемость классов дневных общеобразовательных школ (без учета общеобразовательных школ-интернатов, специальных (коррекционных) классов) за период с 2008 по 2012 год"
Диаграмма 6 Средняя наполняемость классов дневных общеобразовательных школ по годам (без учета общеобразовательных школ-интернатов, специальных (коррекционных) классов), человек Средняя наполняемость классов в дневных общеобразовательных учреждениях в городской местности на начало 2012/2013 учебного года по сравнению с 2011/2012 учебным годом увеличилась и составила 23,96 человека (приложение № 7 к Докладу). Выше среднеобластного значения показатель составил в 17 муниципальных образованиях (Арамильский городской округ, Асбестовский городской округ, городской округ Верхний Тагил, Верхнесалдинский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование «город Екатеринбург», Муниципальное образование город Ирбит, городской округ Карпинск, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, городской округ «Город Лесной», Малышевский городской округ, город Нижний Тагил, Новоуральский городской округ, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, городской округ Среднеуральск). Выше норматива, установленного для городской местности (25 человек), наполняемость классов зафиксирована в пяти муниципальных образованиях: Асбестовском городском округе, муниципальном образовании «город Екатеринбург», Новоуральском городском округе, Полевском городском округе, городском округе Среднеуральск. В 2011 году данный показатель был зафиксирован только в двух муниципальных образованиях: Малышевском городском округе и Асбестовском городском округе). В сельской местности средняя наполняемость классов в 2012 году по сравнению с прошлым учебным годом снизилась с 13,4 до 13,05 человека. Наибольшее снижение показателя произошло в Нижнесергинском муниципальном районе (-1,84), Артинском городском округе (-1,59), Ирбитском муниципальном образовании (-1,42). Выше норматива, установленного для сельской местности (14 человек), наполняемость классов на начало 2012/2013 учебного года была в 20 муниципальных образованиях. По сравнению с прошлым учебным годом муниципальных образований, где средняя наполняемость классов более 14 человек, стало больше на 1 единицу. В 16 муниципальных образованиях показатели наполняемости классов в 2012/2013 учебном году по сравнению с прошлым учебным годом ухудшились как по городской, так и по сельской местности (Артемовский городской округ, Артинский городской округ, Гаринский городской округ, Ирбитское муниципальное образование, Каменский городской округ, городской округ Карпинск, городской округ Красноуфимск, Нижнесергинский муниципальный район, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Режевской городской округ, Серовский городской округ, Сосьвинский городской округ, Тавдинский городской округ, Тугулымский городской округ, Махневское муниципальное образование). В 10 муниципальных образованиях показатели наполняемости классов в 2012/2013 учебном году по сравнению с прошлым учебным годом стали лучше как по городской, так и по сельской местности (Арамильский городской округ, Ачитский городской округ, городской округ Богданович, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, городской округ Пелым, городской округ Ревда, Североуральский городской округ, городской округ Среднеуральск, городской округ Сухой Лог). Максимальный показатель средней наполняемости классов в городской местности составил 25,66 человека (городской округ Среднеуральск), минимальный - 12,22 человека - в городском округе Верхотурский. Максимальный показатель средней наполняемости классов в сельской местности составил 21,76 человека (Кушвинский городской округ), минимальный - 5 человек - в городском округе Нижняя Салда. Подобные показатели средней наполняемости классов в области достигнуты благодаря реструктуризации сети общеобразовательных учреждений преимущественно за счет слияния школ и создания классов-комплектов. Согласно прогнозу и в городской, и в сельской местности средняя наполняемость классов будет понемногу приближаться к нормативной (25 человек в городской местности и 14 человек в сельской местности) и составит к 2014 году 23,9 человека в городской местности и 13,7 человека в сельской местности. Сохранение показателя примерно на одном уровне будет обеспечено за счет увеличения количества классов. В настоящее время одним из основных критериев оценивания деятельности образовательного учреждения является обеспечение качества образовательных услуг. Именно данная характеристика наиболее значима при формировании имиджа образовательного учреждения, позиционировании учреждения на рынке образовательных услуг, а также при принятии учреждением решения об изменении своего статуса. Динамика количества образовательных учреждений повышенного статуса и численности обучающихся представлена в таблице 61 и на диаграмме 7. Анализ данных свидетельствует о том, что в целом по области в 2012 году количество образовательных учреждений повышенного статуса значительно увеличилось по сравнению с 2011 годом (на 12 единиц - 9,6 процента) и составляет 125 единиц. Значительное увеличение числа образовательных учреждений повышенного статуса произошло за счет увеличения числа учреждений с углубленным изучением различных предметов: с 49 в 2011 году до 60 в 2012 году. Таблица "Динамика количества образовательных учреждений повышенного статуса и численности обучающихся"
Диаграмма 7 Динамика количества образовательных учреждений повышенного статуса и численности обучающихся Доля лицеев и гимназий в общем числе общеобразовательных учреждений повышенного статуса в течение последних нескольких лет сохранялась примерно на одном уровне - 55-58 процентов. В 2012 году значение данного показателя снизилось до 52 процентов за счет довольно значительного роста числа учреждений с углубленным изучением различных предметов. При этом общее число лицеев и гимназий не уменьшилось, а увеличилось на 1 единицу. Более половины лицеев и гимназий области находятся в городе Екатеринбурге (39 из 65), что составляет 60 процентов от общего числа общеобразовательных учреждений данного вида. В настоящее время сохраняется тенденция, при которой доступность программ повышенного уровня в городских поселениях несоизмеримо выше, нежели в сельских. В Свердловской области лишь одно учреждение повышенного статуса находится в сельской территории - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Артинский лицей», (поселок Арти, Артинский городской округ). Количество общеобразовательных учреждений повышенного статуса в разрезе муниципальных образований представлено в приложении № 8 к Докладу. Наряду с учреждениями повышенного статуса программы повышенного уровня реализуют общеобразовательные учреждения, имеющие классы с углубленным изучением отдельных предметов. В 2012 году количество учреждений, имеющих подобные классы, составило 38 единиц. В целом по области численность школьников, углубленно изучающих различные предметы в лицеях, гимназиях, учреждениях с углубленным изучением различных предметов, а также в общеобразовательных учреждениях, имеющих классы с углубленным изучением отдельных предметов, насчитывает 56 350 человек, что составляет 13,6 процента от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Свердловской области (таблица 38). В настоящее время в образовательных учреждениях повышенного статуса сконцентрированы ресурсы (материальные, информационные и прежде всего кадровые), необходимые для реализации работы с талантливыми детьми и молодежью, эффективно используются современные образовательные технологии, апробируются современные модели внеурочной деятельности. Учитывая приоритеты государственной образовательной политики, социально экономические условия развития системы образования Свердловской области, необходимо дальше развивать сеть общеобразовательных учреждений в части увеличения доли учреждений, реализующих программы повышенного уровня. Свердловская область относится к числу субъектов Российской Федерации, для которых характерен многонациональный состав населения. В ряде муниципальных образований Западного управленческого округа Свердловской области отмечаются традиционные места проживания татарской и марийской общин. В связи с этим развитие сети образовательных учреждений в данных территориях осуществляется с учетом введения этнокультурного компонента образования. По данным мониторинга, проведенного государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», в 2012 году в Свердловской области действовали 16 школ и 5 дошкольных образовательных учреждений с изучением татарского языка и культуры. Всего в образовательных учреждениях с изучением родного (татарского) языка и культуры получают образование 756 обучающихся и воспитанников. Татарскому языку обучают 39 учителей. Обучение марийскому языку осуществляется в 8 общеобразовательных учреждениях и 4 дошкольных образовательных учреждениях. Всего в образовательных учреждениях с изучением родного (марийского) языка и культуры получают образование 318 обучающихся и воспитанников. Обучают марийскому языку 28 педагогических работников. Динамика развития сети учреждений, в которых осуществляется обучение родному языку, представлена в таблицах 62 и 63. Таблица "Обучение родному (татарскому) языку в учреждениях различного типа"
Таблица "Обучение родному (марийскому) языку в учреждениях различного типа"
Обучение родному языку осуществляется также благодаря сети воскресных школ. В настоящее время в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, работают 9 воскресных школ, в которых обучаются более 300 человек. Таблица "Воскресные школы в Свердловской области, в которых осуществляется обучение родному языку"
В Свердловской области действуют Еврейская общеобразовательная гимназия «Ор Авнер», детский сад «Ор Авнер», еврейская воскресная школа (муниципальное образование «город Екатеринбург»). В 2012 году в муниципальном образовательном учреждении «Гимназия № 108» (муниципальное образование «город Екатеринбург») создан первый в России азербайджанский класс. Первоклассники (8 человек) обучаются на родном языке по установленной образовательной программе, при этом особое внимание уделяется изучению русского языка. В последние годы в сети образовательных учреждений Свердловской области отсутствуют общеобразовательные школы с изучением родного (башкирского или удмуртского) языка. Вместе с тем потребность в изучении этих языков существует, особенно в тех населенных пунктах, которые являются местами компактного проживания башкир и удмуртов, а также в городах, где башкирское и удмуртское население наиболее многочисленно (Нижнесергинский район, Красноуфимский район, города Екатеринбург, Первоуральск, Березовский, Верхняя Пышма и другие). В настоящее время на государственном уровне вопросам национальной политики уделяется особое внимание. В связи с этим развитие сети образовательных учреждений должно осуществляться с учетом образовательных потребностей представителей различных национальностей, населяющих территорию Свердловской области.
|
Видеоматериалы о поддержке детей в трудной жизненной ситуации Детский телефон доверия |
© (С) ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования" |