Описание системы электронного мониторинга

Описание системы электронного мониторинга

и общего регламента работ по ее поддержке

Первый этап работы системы (2007 год) нацелен на сбор данных по обязательствам субъекта РФ, взятым в ходе участия в конкурсе КПМО. Система разработана таким образом, что ключевые параметры по обязательствам обсчитываются автоматически на основании сбора исходных и текущих (промежуточных) данных. Это обеспечивает отслеживание динамики изменений (в противовес привычной логике абсолютных мониторинговых показателей) и максимальное сближение результатов мониторинга с реальной ситуацией в регионе.

На нынешнем этапе систему можно описать через следующие группы параметров:

1. Уровни организации

2. Категории пользователей

3. Форматы данных

4. Расписание

Рассмотрим их подробнее.

1. Уровни организации

Система предусматривает четыре уровня организации:

Метауровень - федеральный

1 уровень - региональный

2 уровень - муниципальный

3 уровень - учреждения

На федеральном уровне осуществляется технический контроль за работой системы, на этом же уровне в оценку размещенных субъектами РФ данных включаются федеральные эксперты.

К этому уровню можно отнести уровень «публичной отчетности» по проекту в виде открытых для просмотра таблиц, содержащих основные показатели региона по проекту, и рейтинга регионов.

Региональный уровень предполагает сбор и анализ ряда показателей, а также внутреннюю координацию обеспечения системы мониторинга в субъекте РФ. Основная масса показателей представлена в виде нормативных документов, регламентирующих деятельность по различным направлениям КПМО. На этом же уровне производится частичная оценка предъявленных документов на предмет соответствия стратегии КПМО.

Муниципальный уровень охватывает собой все муниципалитеты субъекта РФ, предполагая особое внимание по ряду показателей к пилотным муниципальным образованиям, участвующим в проекте. Такое положение дел обусловлено тем, что оценить динамику и качественные характеристики изменений можно только относительно общей ситуации в регионе. Это усложняет систему, подразделяя один уровень на две сопоставляемые линии, однако усовершенствует ее в целом, расширяя «угол обзора» и переводя абсолютные показатели в относительные.

Уровень образовательного учреждения охватывает собой все общеобразовательные учреждения региона, за исключением специальных, коррекционных и исправительных школ и интернатов, предполагая особое внимание по ряду показателей к пилотным образовательным учреждениям.

В идеале система мониторинга рассчитана на создание разветвленной сети операторов, действующих каждый на своем уровне в рамках отведенных полномочий в режиме реального времени. Так предполагается, что текущие изменения будут отражаться в системе сразу, по факту совершении действия, и ежедневно отражаться в расчетах. Поэтому реальное участие данного уровня в работе системы можно считать стратегической целью мониторинга КПМО.

2. Категории пользователей

2.1. Федеральный эксперт

Работа с данной категорией пользователей находится полностью в ведении федерального оператора и заключается в своевременном изъятии из системы материалов (главным образом, нормативных актов), организации их экспертизы и размещения этих показателей на региональном уровне, минуя регионального оператора.

Показатели, оцениваемые федеральным экспертом, обязательны для функционирования регионального уровня и являются составной частью мониторинга выполнения обязательств, взятых субъектом РФ.

2.2. Региональный оператор

Региональный оператор является ключевым лицом, действующим в системе мониторинга. В его полномочия входит организация сбора и размещения данных на всех уровнях системы в рамках конкретного субъекта РФ, а именно:

- анализ показателей и определение потенциальных источников получения данных;

- налаживание постоянного контакта с лицами/организациями, обеспечивающими своевременное предоставление данных для размещения;

- организация работы на уровне муниципальных образований с целью постепенной передачи части своих полномочий на уровень ниже (в идеале заполнение каждого уровня должен осуществлять автономный оператор - вплоть до уровня образовательного учреждения);

- размещение в системе результатов региональной экспертизы по ряду показателей.

На этапе запуска системы региональный оператор может по своему желанию взять на себя весь объем работ по обслуживанию системы мониторинга (заменяя муниципального и оператора образовательного учреждения).

В случае, когда сбор и внесение данных осуществляется операторами ОУ, региональный оператор имеет возможность проверки и подтверждения внесенных данных, так как на федеральном уровне ответственным лицом является именно региональный оператор.

2.3 Региональный эксперт

Данная категория пользователей периодически привлекается к работе системы с целью качественной оценки показателей регионального, муниципального и общеобразовательного уровня.

Федеральный оператор предоставляет регламент работы регионального эксперта, однако отслеживание самого факта проведения экспертизы и размещение полученных результатов в системе возложено на регионального оператора.

2.4. Муниципальный оператор

Данная категория пользователей может действовать в рамках конкретных муниципальных образований и брать на себя обязательства по заполнению системы: как на уровне муниципального образования, так и на уровне образовательных учреждений, входящих в МО.

На муниципального оператора можно возлагать обязанности по подготовке операторов на уровне ОУ и контролю за их работой.

2.5. Оператор образовательного учреждения

Появление данной категории операторов является желательной, но пока стратегической целью развития системы. Рекомендуется начать с учреждений, которые уже в 2007 году готовы поддержать обязательства региона (их участие в работе системы повышает общий рейтинг региона в пункте обеспечения РКП), а затем постепенно расширять «зону действия», учитывая реальные возможности образовательных учреждений.

Увеличение числа операторов этого уровня приведет к уменьшению периода изменения данных по показателям и повышению качества работы всей системы.

3. Форматы данных

Система предусматривает три основных типа показателей:

-количественные (заполняемые и вычисляемые автоматически),

-качественные (типа «да/нет», по большей части отнесенные к ведению экспертов разного уровня),

-информационные (гиперссылки, даты, реквизиты документов).

Используется четыре типа форм:

- методика расчетов показателей - скрытая форма, описывающая методику автоматического оперирования базой данных;

- таблица - основное рабочее пространство операторов, в рамках которого показатели подобраны

- по уровню доступа (таблицы для экспертов, таблицы для операторов разных уровней)

- по уровню показателей (таблицы на уровне регионов, таблицы на уровне муниципалитетов, таблицы на уровне ОУ).

Пересечение этих двух уровней (категория доступа и уровень организации таблицы) в сочетании с функциональными характеристиками (таблица по действиям, таблица по ЕГЭ, таблица данными на начало проекта и т.п.) дает все разнообразие таблиц (см. ниже);

- форма - это ежедневно пересчитываемые совокупности показателей, доступные для публичного просмотра на сайте www.kpmo.ru;

- отчет - это регламентированная форма отчетности перед оператором проекта, Рособрнадзором и другими федеральными инстанциями о ходе реализации РКПМО, генерируемая системой по запросу регионального оператора.

Поскольку региональный оператор работает с таблицами, приведем общий перечень таблиц с кодами (в скобках указан тип оператора, отвечающего за заполнение таблицы:

Код таблицы

Название таблицы

РКП-з (РО).

Обязательства субъекта РФ по количественным показателям реализации РКПМО

РКП-д (РО).

Контрольные мероприятия по внедрению РКПМО

РКП-ат (МО)

Форма по аттестации

РКП-егэ (РО)

Единый государственный экзамен

РКП-пр.р (РО)

Промежуточные данные для определения достижения взятых обязательств по внедрению КПМО субъектом РФ

РКП-пр.р (РЭ)

Промежуточные данные для определения достижения взятых обязательств по внедрению КПМО субъектом РФ, требующие экспертной оценки

РКП-д.м (РО)

Контрольные мероприятия по внедрению комплексного проекта модернизации образования муниципальным образованием …. субъекта РФ ……..

РКП-пр.м (МО)

Промежуточные данные для определения достижения взятых обязательств по внедрению КПМО муниципальным образованием… субъекта РФ ….

РКП-пр.м (РО)

Промежуточные данные для определения достижения взятых обязательств по внедрению КПМО муниципальным образованием… субъекта РФ …., требующие оценки на уровне региона

РКП-у (ООУ)

Состояние образовательной системы общеобразовательного учреждения на начало проекта

РКП-д.у (РО)

Контрольные мероприятия по внедрению КПМО общеобразовательным учреждением ……. муниципального образования …. субъекта РФ ……..

РКП-пр.у (ООУ)

Промежуточные данные для определения достижения взятых обязательств по внедрению КПМО общеобразовательным учреждением ……. муниципального образования …. субъекта РФ ……..

РКП-пр.у (МО)

Промежуточные данные для определения достижения взятых обязательств по внедрению КПМО общеобразовательным учреждением ……. муниципального образования …. субъекта РФ ……, требующие оценки на муниципальном уровне

РКП-ф

Финансовый план реализации субъектом РФ … КПМО

РКП-к

Мониторинг использования субъектом РФ … средств федерального бюджета, предоставленных в форме субсидий на внедрение КПМО, в __ квартале ___ года

РКП-г

Сводный мониторинг использования субъектом РФ … средств федерального бюджета, предоставленных в форме субсидий на внедрение КПМО, в ____ году

4. Расписание

Расписание работы регионального оператора (как и операторов иных уровней) напрямую связано с расписанием открытия и закрытия таблиц для редактирования. С точки зрения периодичности заполнения (обновления данных) все таблицы можно разделить на:

Полные - эти таблицы заполняются один раз за все время существования проекта (например, РКП-з, РКП-у, РКП-ф). Причем заполняются либо в течение короткого срока (РКП-у заполняется до 1 августа), либо в течение всего проекта по мере поступления обновлений (РКП-д)

Ежегодные - таблицы этой категории требуют заполнения один раз в год (например, таблица РКП-егэ, РКП-г)

Ежеквартальные - это таблицы, связанные с контролем за расходованием средств (РКП-к).

Ежемесячные - требуют постоянной проверки на наличие изменений и внесение этих изменений.

Для таблиц и отдельных показателей, носящих «разовый» характер, предусмотрено «исчезновение» из рабочей области. Например, очевидно, что такой показатель на уровне учреждения как «сельское/городское» не подлежит изменению в ближайшие три года. Поэтому, как только оператор вносит подобные сведения и подтверждает их правильность, система учитывает показатель и выносит его за пределы таблиц.

Таким образом, уже на первом шаге количество таблиц будет уменьшено на 3 единицы (за счет исходных таблиц), а в дальнейшем, по мере выставления показателей, количество и внутренний объем таблиц будут постепенно падать, пока не останутся только динамические показатели.

Большинство динамических показателей изменяются с неучитываемой скоростью. Например, показатель 2.3у «Имеет ли учреждение финансовую самостоятельность?» может перейти в «да» в любой момент проекта или же в течение трех лет сохранять позицию «нет». А показатель 4.5.5 об учете работников вышедших на пенсию, изменяется по факту выхода конкретного сотрудника на пенсию и оформления в ОУ соответствующего приказа и учитывается нарастающим итогом за весь период проекта. Поэтому система ежемесячно генерирует таблицы с динамическими показателями, отображая последнее введенное значение, доступное для изменения.

Однако есть три таблицы (по одной на каждый уровень), где периодичность внесения данных задана вполне жестко. Это таблицы РКП-д, РКП-д.м. и РКП-д.у., отражающие выполнение контрольных мероприятий по проекту. В этих таблицах указан предполагаемый (крайний) срок проведения того или иного мероприятия. Задача регионального оператора - отслеживать их проведение и в течение недели после даты завершения мероприятия размещать соответствующие сведения в системе.

Поскольку первый этап работы системы, связанный с формированием базы данных по образовательным учреждениям и муниципальным образованиям регионов, еще не завершен, мы не можем предоставить окончательное расписание открытия и закрытия таблиц. Проект расписания готов, но стартовые даты будут зависеть от скорости прохождения первого этапа и могут корректироваться в случае задержки.

Запуск динамических таблиц датируется 1 июля 2007 года.

© (С) Учебная книга
О портале Карта сайта